В 2029 году в эксплуатацию должен быть принят объект, который изменит дорожную карту европейского континента. Данию и Германию свяжет новый тоннель, в определенном смысле не имеющий себе равных. Он состоит из огромных железобетонных элементов длиной в двести метров каждый, которые изготавливаются на суше, а затем с помощью понтонов транспортируются на место и там затапливаются. Операция по установке первого из них должна состояться в ближайшее время. Это сложнейшая инженерная работа, бросающая вызов трудящимся на этом важнейшем инфраструктурном сооружении специалистам. Бюджет проекта также колоссальный и сейчас оценивается по меньшей мере в 7,5 миллиарда евро. Чем же интересен Фемарнбельтский тоннель и какое влияние он окажет на передвижение по Северной Европе?
Зачем вообще нужен этот тоннель, если у Германии и Дании есть наземная граница, проходящая по полуострову Ютландия, который разделяет Балтийское и Северное моря? Дело в том, что значительная часть Датского королевства и ее столица Копенгаген расположены на островах. Они соединены целым набором мостов с материком, однако их использование заставляет и автомобили, и поезда, грузовые и пассажирские, ехать не по кратчайшему маршруту. Альтернативой является паромная переправа, связывающая датский остров Лоллан и немецкий Фемарн, на который, в свою очередь, еще в 1960-е годы был проложен мост с континента.
Начиная с того же десятилетия правительства обоих государств и стали обсуждать идею замены парома через пролив Фемарн-Бельт на капитальное сооружение, ведь пропускная способность существующей сейчас переправы ограничена. К тому же ее функционирование зависит от погоды. Первоначально речь шла о возведении еще одного моста. Проблема заключалась в том, что его длина должна была составить целых 20 километров и потребовала бы строительства четырех грандиозных опор высотой в 280 метров каждая. Высота же мостового пролета обязана была бы достигнуть 65 метров, ведь мост не должен был стать препятствием для больших морских судов, использующих Фемарн-Бельт. Поэтому к 2010-м годам от идеи моста отказались. Вместо него было решено строить тоннель, тем более что сроки и стоимость его сооружения оказались примерно теми же.
Обычно тоннели возводятся или с помощью бурения, или погружным методом. Первые требуют использования дорогостоящих тоннелепроходческих щитов, зато это единственный способ строительства таких сооружений в глубоководных условиях. В случае, если глубины невелики, выбор делается в пользу погружных тоннелей. Это тип объектов сравнительно редкий, но в данном случае подходил как нельзя лучше.
Суть погружного тоннеля в следующем.
На морском дне выкапывается огромная траншея, куда затем укладывается фундамент. Затем на это основание погружаются (отсюда название) готовые железобетонные секции, образующие закрытый герметичный тоннель. На последнем этапе получившаяся конструкция вновь засыпается грунтом, после чего объект оказывается под землей. Длина Фемарнбельтского тоннеля после его завершения должна составить 17,6 километра, что делает его самым длинным на планете сооружением погружного типа. Среди других почетных званий: самый длинный в мире совмещенный автомобильный и железнодорожный тоннель; самый длинный в мире подводный тоннель для автодорог; самый глубокий подводный тоннель с автомобильным и железнодорожным движением.
Фемарнбельтский тоннель будет делиться на две части: автомобильную и железнодорожную. В первой расположатся два сегмента на две полосы каждый для движения в противоположных направлениях. Их ширина составит 11 метров. Железнодорожная часть предполагается более узкой. Еще два сегмента, но шириной уже шесть метров, будут пропускать поезда в обоих направлениях. Наконец, разделять автомобильную и железнодорожную части будет трехметровый тоннель обслуживания, предназначенный для технических специалистов, обслуживающих объект.
Также он необходим для экстренной эвакуации людей в случае возникновения в тоннеле чрезвычайной ситуации.
Помимо собственно тоннеля, его проект предполагает строительство дополнительных наземных участков автострады и железнодорожных путей, которые и включат сооружение в существующую систему транспортных коммуникаций в Европе. Все это должно существенно сократить время, которое сейчас требуется для того, чтобы добраться до столицы Дании. Например, нынешний поезд сообщением Гамбург — Копенгаген находится в пути 4,5 часа. С 2029 года, когда планируется сдача в эксплуатацию Фемарнбельтского тоннеля, такая же дорога займет уже 2,5 часа. Уменьшится и время поездки в Швецию, с которой Дания уже связана известным Эресуннским мостом. Проект строительства стоимостью в 7,4 миллиарда евро полностью финансируется датской стороной, но взамен она получает право на взимание платы за пользование объектом. Германия оплачивает лишь возведение подъездных путей, которые будут находиться на ее территории. Свою долю субсидий Дании выделяет и ЕС, ведь будущий тоннель должен стать важной частью общеевропейской транспортной инфраструктуры, надежно связав Северную, Центральную и Восточную Европу.
Фемарнбельтский тоннель соберут из 79 «стандартных элементов». Их масштаб поражает. Каждая такая секция будет иметь длину 217 метров, ширину 40 метров и высоту 10 метров. Кроме них предполагается изготовление десяти «сервисных элементов» длиной «всего» 85,7 метра. Но эти секции будут выше и шире, потому что предназначены не для движения, а для размещения необходимого для функционирования объекта технологического оборудования.
Рядом с датским порталом тоннеля развернута площадка площадью 220 гектара, где уже работают сразу три огромных цеха, в которых изготавливаются все эти элементы. Два цеха каждые девять месяцев будут выпускать по стандартному элементу. Третий цех будет занят производством малых сервисных элементов. После окончания каждого такого изделия его оснастят необходимыми инженерными сетям, герметично запечатают и спустят на воду, где в надводном положении его поддержат надувные понтоны. Затем с помощью буксиров элементы будут доставлены на место дислокации, где их аккуратно погрузят на положенное по проекту место. Разработанная система контроля позволит сделать это с точностью до 12 мм. Ожидается, что весь процесс транспортировки будет отнимать всего 40 часов.
Строительство Фемарнбельтского тоннеля официально началось 1 января 2021 года. За прошедшие четыре года сделано многое. Например, уже полностью закончена подводная траншея, куда и будут погружаться тоннельные секции.
Ее ширина составила сто метров, а глубина достигает 12 метров.
Железобетонный завод на суше уже изготовил и первый стандартный элемент, с которого должно начаться возведение собственно конструкции объекта. Его транспортировка и погружение ожидается в ближайшее время. Процесс, кстати, решили сделать публичным, и можно быть уверенным, что найдется немало желающих своими глазами увидеть, как рождается очередное инженерное чудо. Датские власти очень высоко оценивают его значимость для страны. Мадс Шрайнер, представитель VisitDenmark, организации, занимающейся пропагандой туризма в стране, заявил: «Туннель станет ключевым для туризма в Дании и, шире, во всем скандинавском регионе. Значительно сократив время в пути между Германией и нашей страной, он сделает ее доступнее, чем когда-либо для посетителей из Центральной Европы. Мы ожидаем рост самостоятельного автомобильного туризма, городских туров выходного дня и экологических вариантов путешествий, таких как железнодорожные и велосипедные. Этот проект открывает невероятные возможности для туристических направлений в Восточной Дании, поскольку еще больше путешественников станут исследовать окрестности Копенгагена».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by