Никогда не знаешь, где может поджидать внезапная находка. На земле и под землей, под водой и в творениях человеческих рук — сюрпризы присутствуют везде, где сколь-нибудь длительное время обитает человек. А значит, есть шанс когда-нибудь вновь вернуть обществу эти артефакты, скрытые на протяжении даже не веков, а тысячелетий. И порой вещь, казавшаяся современникам заурядной, может представлять ценность — хотя бы с точки зрения науки. А может оказаться и утраченным шедевром, причем непонятно как проделавшим долгий путь, чтобы оказаться там, где его обнаружили. Волею случая, удачи или в результате целенаправленных поисков люди вновь обогащают свою культуру. И обогащаются сами.
Находки такого рода исключительно редки, но все же случаются. Так что, вполне возможно, и на этот раз искусствоведам повезло. У Винсента Ван Гога, выдающегося нидерландского постимпрессиониста сложной судьбы, довольно большое художественное наследие. Но оно все же не бесконечно, и почти все его произведения хорошо известны исследователям творчества мастера. Однако написал Винсент очень много, и судьбы не всех его работ известны.
Другой вопрос — как одна из них могла оказаться на обычной гаражной распродаже в американском штате Миннесота.
Однако нынешние владельцы полотна, изображающего краснощекого рыбака, уверены, что оно принадлежит именно кисти Ван Гога. Ее купили всего за $50, а затем перепродали компании LMI Group, занимающейся как раз поиском вот таких недооцененных работ. В конце января специалисты представили большой аналитический отчет, в котором по целому ряду признаков доказывается авторство именно Винсента Ван Гога. Подпись «ELIMAR», найденная в углу картины, по мнению собственников, по почерку совпадает со стилем нидерландца. Относятся к эпохе предполагаемого создания полотна (1889 год) и использованные краски. Наконец, на холсте был обнаружен рыжий волос, а Ван Гог, как хорошо известно, был рыжим. В случае если результаты этого исследования признают эксперты главного музея художника в Амстердаме, в LMI Group рассчитывают, что стоимость портрета на аукционе достигнет по меньшей мере $15 млн.
Группа дайверов, рассматривавших подводные красоты Сардинии у города Арцакена, случайно заметила странный металлический блеск в водорослях. Со дна моря пловцы подняли монету — по всему очевидно, древнюю. К их чести, о своей находке они немедленно уведомили местные власти, а те помогли городскому музею организовать исследование участка моря с привлечением профессионалов из числа сотрудников береговой охраны, пожарной службы и специального департамента подводной археологии.
Дальнейшее превзошло даже самые оптимистичные ожидания специалистов.
В море у Арцакены нашли сразу 30 тыс. медных и бронзовых фоллисов — так называли сначала римские, а потом и византийские монеты, впервые появившиеся в самом конце III века. В данном случае клад отчеканили чуть позже — в период с 324 по 340 годы. Поражал прежде всего объем находки. «Найденное в водах Арцакены сокровище представляет собой одно из важнейших открытий нумизматики за последние годы», — говорится в заявлении Луиджи Ла Рокки, генерального директора по археологии, изобразительному искусству и ландшафту Сардинии. Как такое количество денег оказалось на дне? Вполне возможно, что это случилось в результате кораблекрушения. Как раз на кораблях часто перевозили монеты в подобных количествах. Но попытки отыскать судно, а вместе с ним и остальной его груз еще впереди.
В некоторых странах любительская археология официально разрешена, однако при условии, что находки будут передаваться государству, а не нелегально перепродаваться на черном рынке. Увлеченные таким хобби даже образуют собственные ассоциации по интересам, где могут координировать свои действия. Но порой все идет не по плану. Рафал Прошовски и Мариуш Лампа, участники объединения Inventum, искали под польской Ченстоховой артефакты времен Второй мировой войны, но их металлодетекторы обнаружили оружие совсем из другой эпохи.
Они случайно набрели на сломанный в трех местах меч эпохи Римской империи.
Это был спатум — прямое длинное обоюдоострое оружие, распространившееся в империи с I века, когда в армии появились кельтские наемники. Позднее спатумы стали стандартным вооружением всей римской пехоты. В данном случае специалисты предполагают, что авторы находки случайно наткнулись на захоронение пшеворской культуры. Обычно такие могилы предполагали кремацию, но урна с прахом часто сопровождается ценными импортированными артефактами. В данном случае, по всей видимости, речь идет о могиле воина, чей меч в знак окончания его земной жизни символически сломали в трех местах.
Захоронения могут быть и курганного типа, когда над останками покойных насыпался искусственный холм. Из-за своей приметности они зачастую разграблялись еще в древности, но казахстанским специалистам удалось обнаружить в районе города Атырау нетронутую группу курганов, датируемую V веком до нашей эры. Исследования были проведены еще в 2023 году, но их результаты представили лишь в конце прошлого месяца на открывшейся выставке «Золото сарматов».
Всего в курганах нашли около тысячи артефактов.
В их числе — сотня золотых украшений и ювелирных изделий, выполненных в анималистическом стиле, то есть на них изображены животные, обитавшие в регионе в древности: например, леопард, кабан, тигр, сайгак. Больше всего ученых впечатлил браслет в форме золотого леопарда весом сразу 370 граммов. Объем и ценность находок позволили предположить, что курганы насыпаны над захоронениями знати или даже царей. Под каждым из трех изученных курганов находились останки 10—15 людей, которых похоронили вместе с оружием, предметами быта и личными вещами, включая изысканные украшения.
Часто сюрпризы поджидают на чердаке — в удобном пространстве для складирования ставших ненужными вещей. Что не умаляет их настоящую ценность. Именно с такой ситуацией столкнулись наследники валлийских художников Гуиллима Причарда и Клаудии Уильямс. Причард скончался в 2015-м, а Уильямс — в прошлом году. Дом пары в курортном городе Тенби, графство Пемброкшир (Уэльс), достался их четырем детям.
Для оценки его обстановки они пригласили искусствоведа — и не просчитались.
Предметы творчества Причарда и Уильямс уже давно регулярно выставляются на аукционах в Уэльсе. Денег, сравнимых с ценой работ Ван Гога, за них, конечно, не платят, но все же желающих обзавестись полотнами валлийцев немало. На чердаке семейного дома нашелся альбом сразу с 130 рисунками пары, которые они предпочитали хранить в своей коллекции, а не продавать на сторону. При этом собиралось это на протяжении всей карьеры художников, потому что там представлены образцы из всех периодов их творчества. Вероятно, для авторов они имели особую сентиментальную ценность, что не может не сказаться и на потенциальной стоимости работ. По мнению экспертов, общая стоимость только этого альбома превысит $200 тыс. Для наследников художников это оказалось слишком большим соблазном, пересилившим ностальгию по родителям.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by