Исторический центр — «чувствительное» место. И власти, и местные жители с большим недоверием смотрят на каждый новый проект, претендующий на появление в сердце города. Скепсис неудивителен: примеров, когда посреди красивых зданий с богатым прошлым вырастало нечто несуразное, хватает по миру. И все же найти можно и удачные «союзы» эпох, когда новое здание органично вливается в застройку, а не пытается закосить под «старших братьев» или не одевается в бездушные стекло и вентфасад. Один из них мы отыскали в Гродно, на улице Большой Троицкой, 25.
Большая Троицкая — не самая длинная улица в Гродно, ее протяженность всего около 700 метров. Зато какой «историзм» сконцентрирован на каждом шагу: застраиваться улица начала еще в конце XIX века. Десяток двухэтажек, имеющих статус историко-культурной ценности, бывшая молитвенная школа, Большая хоральная синагога — это все тут, просто иди по прямой и рассматривай арки, карнизы, окна.
Удивительно, но сквозь столетия сохранились на улице и пустыри. Один из них как раз и было решено заполнить зданием. Землю выставили на аукцион. При этом потенциального застройщика обязывали не только возвести новый объект на старой улице, но и сохранить огромное разлапистое дерево: ни одна веточка не должна была пострадать.
— Так как площадка находилась в самом центре Гродно, проектировать и строить необходимо было с учетом ограничений: соблюдать «исторический модуль», — рассказывает автор проекта, архитектор Виктор Воробей. — Заказчик же со своей стороны хотел получить современное стильное здание. Что особенно приятно: даже несмотря на то, что во время пандемии инвестор сменился, проект не корректировали — никакого упрощения и удешевления.
— Не возникло ли сложностей при согласовании проекта? Цвет, форма, размеры окон — все очень нетипичное. Городским властям обычно проще дать добро на нечто псевдоисторическое, а не на передовое.
— Этот этап прошел не совсем гладко. Критика была, в том числе звучала такая фраза: «это не гродненская архитектура». Но что такое, простите, «гродненская архитектура»: у нас в городе на небольшом участке земли соседствует современный драмтеатр, Фарный костел, построенный в 1705 году, многочисленные здания XVIII и XIX веков. Наоборот, здорово же, когда по постройкам можно увидеть, как менялись эпохи.
На мой взгляд, строительство псевдоисторических зданий, стилизация, имитация лишают город подлинной исторической глубины и приводят к растворению настоящего наследия в фальшивой среде.
Благо в нашем случае все закончилось хорошо, проект был согласован. И мы смогли его реализовать ровно таким, каким и задумали, — возвращается в недавнее прошлое Виктор.
Когда стройка началась, на площадку в центре города прибыли не только рабочие, но и археологи. Предполагалось, что во время «раскопок» может обнаружиться что-то любопытное. Но нет: никаких «артефактов» не нашли, так что фундаментную плиту залили по графику. Дальнейшие работы тоже шли довольно бодро: здание небольшое, а укладывать газосиликат у нас давно научились.
— К строительству мы подходили очень деликатно: обязывали место и окружение, — объясняет архитектор проектного бюро «Интелсток инжиниринг». — Новое здание в том числе тактично отступает вглубь от линии исторической застройки. Как результат — тротуар возле дома №25 даже шире, чем возле соседних построек.
Ливневку, без которой при нашей погоде не обойтись, спрятали за фасад. Воду отвели сразу в городской коллектор, поэтому во время дождей под ноги пешеходам моря не текут.
Прилегающую к зданию территорию вымостили плиткой в тон фасада. Это также была инициатива заказчика: поработать не только с самим объектом, но и с окружающей средой. Помимо этого, организовали небольшую зону отдыха возле того самого дерева, которое необходимо было сберечь.
Фасад постройки — отдельная история. Облицевали здание кирпичом ручной формовки белорусского производства (да, такой благородный оттенок есть в стандартной линейке, обошлось без спецзаказа). Дорогое ли это удовольствие? Безусловно. Но, как говорит Виктор, на длинной дистанции решение себя окупает: такой фасад не надо подкрашивать каждые три года, «латать» при появлении трещин, к тому же он не теряет актуальности. Единственное: периодически приходится подчищать высолы. Да и их количество удалось сократить за счет вентзазора.
Основная фишка здания — торцевая «пиксельная» стена. Даже в пасмурный день выглядит эффектно. А когда выглянет солнце и начнется игра света и тени…
— На самом деле, хочется поблагодарить каменщиков, которые это сделали: процесс очень трудоемкий и сложный. Да, есть схемы, чертежи, но нюансов хватает. Ведь элементы не одинаковые: одни выступают больше, другие меньше. Надо было не запутаться, все учесть. Конечно, я контролировал процесс, но без профессионализма ребят так хорошо не получилось бы.
Продумывали с заказчиком и вывески на фасаде: сразу договорились, что не будет ничего вычурного, мигающего, переливающегося. Все строго и со вкусом.
Когда только брался за проект, ставил перед собой цель создать пример современной архитектуры, которая гармонично вписывается в исторический центр; показать, что к окружающей среде можно относиться бережно. Думаю, все удалось, — заключает Виктор Воробей.
В прошлом году здание на Большой Троицкой «отправилось» на Международную архитектурную премию IAD Awards 2024 Architecture & Design Community. И с ходу получило серебро. Притом что соревноваться ему пришлось с постройками на тысячи «квадратов», где архитекторы по-настоящему могут развернуться. До этого проект был отмечен серебряным дипломом независимого архитектурного рейтинга «Золотая капитель»; дипломом ХХ Республиканского конкурса на лучший «Проект», «Постройку»; попал в шорт-лист международной премии Eurasian Prize.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by