Самый длинный и глубокий в мире. Зачем строят тоннель за $3 миллиарда?

04 января 2025 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Самый длинный и глубокий в мире. Зачем строят тоннель за $3 миллиарда?

Источник: Валерий Волатович

Обычно, когда речь заходит об инфраструктурных проектах, ставящих новые рекорды, в объективе внимания оказывается Китай. Действительно, строители этой страны не устают удивлять своим покорением природы, для которого, кажется, нет никаких ограничений. Однако порой способна поразить и Европа, где вроде бы все уже давно должно быть сооружено. Но нет. Некоторые страны продолжают совершенствовать свои транспортные связи, пытаясь сделать их более удобными для жителей и гостей. Хорошо, когда для этого хватает денег. Норвегии в этом смысле повезло и не повезло одновременно. С одной стороны, у скандинавской страны очень сложный рельеф, с побережьем, изрезанным глубокими фьордами. С другой стороны, достаточные запасы энергоносителей позволяют выделять средства на проекты, делающие водные и горные преграды максимально незаметными. Главная норвежская стройка сейчас называется «Рогфаст», и это будет самый длинный и глубокий подводный автомобильный тоннель в мире. Почему он так дорого стоит и зачем вообще понадобился?

Маршрут Е39

Весь европейский континент пронизан густой сетью автомобильных маршрутов, дорог международного значения с индексом E. Такие магистрали пересекают и нашу страну. Достаточно назвать маршрут Е30 из Ирландии до российского Омска, частью которого является автострада М1. Или маршрут Е95 из Санкт-Петербурга до Одессы, также проходящий по территории Беларуси, на ее востоке. Есть в этом ряду и европейский маршрут Е39, уже куда менее известный белорусам. Между тем эта живописная дорога протяженностью 1330 км проходит по красивейшим местам, достойным отдельного путешествия.

Будучи проложенной вдоль западного побережья Норвегии, E39 связывает норвежский город Тронхейм и датский Ольборг.

Сейчас это преимущественно двухполосная трасса. Нужен минимум 21 час непрерывной езды, чтобы проехать ее из конца в конец, и это без учета возможных остановок. Они между тем неминуемы. Ведь по пути автомобили пересекают живописные фьорды, и открывающиеся виды оставят равнодушными лишь людей, полностью безразличных к природным красотам.

Шоссе за $45 миллиардов

У маршрута Е39 две проблемы. Во-первых, необходимость совершать сразу девять паромных переправ, что не только увеличивает время в пути, но и вынуждает норвежское правительство содержать целый флот паромов, накладывая на водителей бремя дополнительных финансовых расходов. К тому же работа паромов напрямую зависит от текущих погодных условий, далеко не всегда бывающих идеальными. Например, только на переправе в Хордаланне к югу от Бергена работают сразу пять кораблей одновременно.

Вторая проблема заключается во все растущей перегруженности маршрута.

Норвегия уже давно входит в число самых популярных стран для автомобильных путешествий, и количество желающих своими глазами увидеть ее красоты с каждым годом только растет. Неудивительно поэтому, что правительство страны вынуждено отвечать на возникающие вызовы. Еще в 2018 году в Национальный транспортный план включили проект обновления магистрали Е39, и он должен стать крупнейшим вложением средств в своем роде. Трассу планируют расширить до четырех полос на всем ее протяжении, а главное, будут ликвидированы семь имеющихся паромных переправ, что должно существенно сократить требуемое для преодоления маршрута время. Избавиться от паромов предполагается разными способами, но все они крайне дорогие. Стоимость мегапроекта может достичь $45 миллиардов, и, скорее всего, это достаточно консервативная оценка.

«Рогфаст»

В основном ликвидировать паромные переправы предполагается с помощью строительства мостов разного типа. Однако в провинции Ругаланн, между Ставангером, нефтяной столицей Норвегией, и Бергеном, вторым по количеству жителей городом страны, самым удобным способом облегчить форсирование водного пространства должен стать тоннель.

Тоннель не простой, а рекордсмен в своем жанре.

Под водой с наибольшей глубиной в 392 метра строителям требуется построить два 27-километровых двухполосных автомобильных перехода диаметром 10,5 метра каждый и сервисный тоннель между ними. При этом примерно на середине пути, под островом Квитсёй, тоннели будут поворачивать под углом 90 градусов, а для обслуживания жителей острова потребуется возвести еще и подземную развязку с 4-километровым дополнительным тоннелем. Даже без учета этих дополнительных факторов проект «Рогфаст» станет самым длинным и глубоким подводным автомобильным тоннелем в мире.

Начало проекта и его приостановка

Норвежский парламент впервые одобрил проект «Рогфаст» еще в мае 2017-го со сроком реализации в 2025—26 годах. Первоначальная стоимость системы составила 1,73 миллиарда евро. Работы начались уже в январе 2018-го с первого взрыва скальной породы на месте одного из входных порталов в тоннель. Однако быстро стало очевидно, что инициаторы работ и разработчики технико-экономического обоснования проекта явно недооценили масштаб требуемых усилий. Достаточно сказать, что в общей сложности во время реализации «Рогфаста» должно быть изъято и перемещено 8,5 миллиона кубометров породы. Причем все это планируется осуществить на большой глубине, под давлением воды, да еще в нестабильных горных условиях. К чести норвежских строителей, весь изъятый материал будет не просто выброшен в океан, а использован для создания новых насыпных территорий, предназначенных для последующего освоения.

Нереалистичность сроков и выделенных средств стала понятной, когда тендер на проведение работ не вызвал ожидаемого интереса у потенциальных подрядчиков.

Заявок поступило мало, и все они выходили за максимальные рамки выделенного бюджета. В итоге работы приостановили, а проект отправили на переоценку. К ноябрю 2020-го стоимость «Рогфаста» выросла до 2,55 миллиарда евро, а сдача объекта в эксплуатацию сдвинулась на 2033 год. Норвежское правительство обязалось выделить 40% необходимых средств. Оставшиеся 60% должны профинансировать банки страны под залог ожидаемых поступлений от эксплуатации сооружения. Планируется, что тоннель будет платным, а цена за одно пересечение может достигать $38.

Большая стройка

Со второй попытки строительство пошло активнее. Возведение подводной системы разделили на несколько сегментов, каждый из которых оформляется отдельным контрактом. Первый из них заключили в декабре 2022-го, затем последовали другие. Подрядчики работают разные, в зависимости от специфики элемента. Среди них — крупный шведский строительный концерн Skanska и ряд иных скандинавских компаний, специализирующихся на дорожно-тоннельных работах.

Ожидается, что первые автомобили подводная система примет только через восемь лет.

Такова инженерная сложность объекта. Зато его реализация позволит сократить путь между Ставангером и Бергеном сразу на 45 минут, а из Осло, столицы Норвегии, до второго города страны можно будет добираться вовсе без паромных переправ. Все это в конечном счете сделает жизнь и местных обитателей, и туристов более удобной и комфортной. Другой вопрос, что это лишь часть большого пути по трансформации всего одной дороги. Впереди и у инженеров, и у строителей новые проекты, ведь «Рогфаст» — лишь первая ласточка, пусть и очень дорогая.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by