Часто небоскребы строят не от хорошей жизни. Да, порой сверхвысокие здания такого рода выглядят нарочитой демонстрацией — богатства, амбиций, новых технических возможностей. Особенно это характерно для купающихся в нефтедолларах арабских стран, где проблем со свободным пространством не существует. Но бывают и ситуации, когда башни возводят только потому, что земля дорога, спрос велик и это удобный способ получить большое количество свободных метров при минимально возможных инвестициях в участок. Однако и в таких случаях застройщики сталкиваются с ограничениями — как юридическими, так и инженерными. И тогда на помощь может прийти архитектурная выдумка. Хороший пример — The Big Bend, очень необычный небоскреб, предложенный к сооружению в Нью-Йорке. Автор назвал его «самым длинным в мире», и в этом есть определенное лукавство. Но, как бы то ни было, он был бы невозможен, если бы не одно изобретение, которое может перевернуть всю строительную индустрию.
Сейчас высокие и сверхвысокие здания можно встретить в любом уголке мира, но одним из пионеров такой архитектуры был Нью-Йорк, крупнейший город Соединенных Штатов. С 1908 по 1973 год именно в этом мегаполисе возводились башни, последовательно сменявшие друг друга в качестве «рекордсменов», так что в строительстве объектов подобного рода в Нью-Йорке, а точнее в его сердце — на Манхэттене, толк знают.
Постепенно остров рос в высоту, что отражало, кроме прочего, стремление девелоперов максимально эффективно использовать площадки в условиях высокоплотной застройки района.
Возведение высоких, а потом и сверхвысоких (то есть более 300 метров) башен в городе не прекращалось никогда, но в 2010-х годах оно было в определенном смысле доведено до абсолюта. Среди застройщиков распространилась мода на ультратонкие небоскребы — под такими подразумевают здания с минимальной площадью основания, но запредельной высотой. Их можно сравнить с иглами или карандашами, так контрастирующими с массивными аналогами предыдущих эпох.
Так вышло, что сверхтонкие небоскребы Нью-Йорка имеют четкую локализацию: все они построены в районе 57-й улицы в Мидтауне (средней части Манхэттена), около южного края Центрального парка. Первой из таких высоток стала One57 — 306-метровая башня, построенная в 2014 году по проекту французского лауреата Притцкеровской премии (архитектурный эквивалент Нобелевки) Кристиана де Портзампарка. Спустя год к ней присоединилась 426-метровая 432 Park Avenue за авторством уругвайца Рафаэля Виньоли. Затем последовали 520 Park Avenue от Роберта Стерна, 111 West 57th Street от SHoP Architects, Central Park Tower от создателя «Бурдж-Халифа» Эдриана Смита и некоторые другие небоскребы. Все их или сдали в эксплуатацию, или начали строить в течение 2010-х годов, когда наблюдался бум на рынке нью-йоркской недвижимости.
Помимо характерного облика и соседнего расположения, все эти объекты объединяло и еще одно обстоятельство.
Почти все квадратные метры были жилыми, а их стоимость потрясала. Неудивительно поэтому, что позволить себе квартиры, апартаменты, пентхаусы в данных зданиях могли лишь очень и очень богатые люди. Отсюда неофициальное название этих нескольких кварталов — «Улица миллиардеров» (Billionaire’s Row). Покупатели несколько раз устанавливали абсолютные рекорды по сделкам. Например, компьютерный магнат Майкл Делл купил два верхних этажа в One57 за $100 млн, а инвестор Кеннет Гриффин — четыре этажа в 220 Central Park South за $238 млн.
Небоскреб The Big Bend должен был стать очередной новостройкой на «Улице миллиардеров». Вновь 57-я улица, вновь характерный «тонкий» облик, и, очевидно, цены на «квадраты» там также били бы рекорды. Автором проекта, представленного еще в 2017 году, стал архитектор Иоаннис Ойконому из студии Oiio, которому пришло в голову попытаться оригинальным образом решить вопрос нехватки места в Нью-Йорке, соблюдя существующие муниципальные ограничения на высотность застройки.
«Законы о зонировании в Нью-Йорке вынуждают девелоперов использовать набор определенных трюков, с помощью которых они пытаются максимально увеличить высоту своих объектов, — объясняет Ойконому. — Но что, если просто „согнуть“ нашу башню вместо того, чтобы пытаться обойти нью-йоркские правила? В таком случае мы сможем создать одно из самых престижных зданий на Манхэттене. И самое длинное здание в мире».
Для строительства The Big Bend Ойконому предложил использовать две небольшие площадки на 57-й улице, ныне занятые одним 22-этажным жилым зданием и двумя пятиэтажками. На них архитектор задумал структуру, напоминающую подкову. Два ультратонких корпуса высотой по 600 метров объединены дугой, что делает их единым объектом. Именно это дало автору возможность назвать свою башню не самым высоким, но самым длинным небоскребом мира.
Ведь общая протяженность объекта в случае реализации составила бы 1200 метров.
Как признался сам Ойконому, идея именно такой формы появилась после того, как он узнал про презентацию свежайшей разработки германского производителя лифтового оборудования Thyssen Krupp. Немцы сначала представили концепцию, а затем создали и работающий экспериментальный прототип системы, которая получила название Multi. Это первый в мире многокабинный лифт, лишенный тросов и способный двигаться в нескольких направлениях. Вместо традиционной схемы, когда по шахте вверх и вниз двигается одна кабина, в Thyssen Krupp предложили вариант одностороннего движения. В одной шахте кабина идет вверх, затем по горизонтальному тоннелю перемещается в соседнюю шахту, по которой возвращается вниз. Поднимать и опускать ее при этом будет система магнитов, что позволяет избавиться от тросов. К тому же в таком случае по одной шахте можно запускать нужное количество кабин друг за другом, обеспечивая их движение по кольцу. Это приведет к снижению времени ожидания лифта и ликвидирует иногда образующиеся очереди, а также позволит использовать пространство, прежде занимаемое лифтовыми шахтами, в коммерческих целях. Именно такая система должна была использоваться в The Big Bend.
После опубликования проекта Ойконому он подвергся разгрому со стороны как архитектурных критиков, так и местных жителей. Однако недовольство вызвала не сама идея как таковая, а просто появление очередного гигантоманского проекта, предназначенного исключительно для богачей. Например, известный архитектор Стивен Холл заявил, что The Big Bend просто символизирует социальное неравенство архитектурной формой. Ну а жители Манхэттена испугались, что такая структура погрузит значительную часть острова в тень.
Впрочем, застройщиков негативная реакция со стороны публики никогда не останавливала.
Реализации The Big Bend мешает другое. Популярность ультратонких небоскребов сошла на нет столь же быстро, как и возникла. После сдачи сразу нескольких объектов такого рода городские власти взволновал тот факт, что значительная часть квартир в них по факту пустует. То есть они были проданы, но в действительности в них никто не живет. Приобретение «квадратов» на «Улице миллиардеров» стало способом инвестирования капитала и даже отмывания денег, ведь происхождение средств по многим сделкам, заключенным в этих башнях, выглядело очень сомнительным. Так что Ойконому просто не повезло, по крайней мере пока: его проект появился слишком поздно. Представь он его в начале 2010-х, возможно, панораму Нью-Йорка уже украшало бы и «самое длинное здание в мире».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by