Операция «Монополия». Многие годы делать подкоп под чужим посольством, потратить кучу денег и потерпеть полный провал

4365
19 ноября 2024 в 8:00
Автор: darriuss

Операция «Монополия». Многие годы делать подкоп под чужим посольством, потратить кучу денег и потерпеть полный провал

Автор: darriuss

Отношения любых крупных государств, тем более претендующих на статус сверхдержав, не ограничиваются дипломатическими контактами и торговлей. В них всегда имеется особая сфера, сама суть которой предполагает скрытность. Под поверхностью находится напряженная работа разведок или шпионаж, если использовать более грубые термины. Секретный характер этой деятельности вызывает закономерный интерес широкой публики. Тем более что в истории тайных служб есть немало страниц, захватывающих своей смелостью, дерзостью, авантюризмом. Но есть и поучительные провалы, на бумаге выглядевшие революционно, но закончившиеся полным крахом. Именно таким уроком стала операция «Монополия». В конце 1970-х годов американцы задумали ни больше ни меньше прокопать тоннель под новым комплексом посольства СССР в Вашингтоне, чтобы оттуда внимательно следить за деятельностью «вероятного противника». На проект ушли долгие годы и безумное количество денег, а итогом стало фиаско. Причем, похоже, «Монополия» была обречена практически с самого начала.

Один мир, две системы

Советский Союз и Соединенные Штаты далеко не сразу превратились в главных конкурентов на международной арене. Официальные дипломатические отношения государства установили только в 1933 году, но уже в 1920-е американские компании активно работали на советском рынке. Развернувшаяся в СССР активная индустриализация открыла широчайшее окно возможностей для сотрудничества, и из-за океана в страну, строившую коммунизм, потекли востребованные там оборудование и технологии. Многие первые советские промышленные гиганты, такие как ГАЗ, АЗЛК, «ДнепроГЭС», «Уралмаш», строились с активным участием американского бизнеса.

Это, впрочем, не отменяло чуждость установившихся в обоих государствах политических и экономических систем.

Итоги Второй мировой войны, из которой и СССР, и США вышли победителями, и последовавшее формирование двух противостоящих блоков, претендовавших на первенство, сделали обе страны естественными соперниками на планете. Во время холодной войны периоды потепления в отношениях или, как тогда говорили, «разрядки международной напряженности» сменялись кризисами, но на деятельность спецслужб это практически не влияло. Они пытались получить секреты друг друга на постоянной основе.

Посольство США в Москве

Шпионские игры

Взаимные операции разведок начались еще в 1930-е годы, но активизировались во второй половине 1940-х. В их рамках широко использовались новейшие достижения научно-технического прогресса, причем порой в этом смысле Советский Союз превосходил США. Одним из самых ярких примеров этого стало, например, внедрение замаскированного подслушивающего устройства прямо в кабинет посла Соединенных Штатов в Москве.

В 1945 году Авереллу Гарриману, занимавшему в то время должность главного американского дипломата в СССР, сделали щедрый подарок.

Посол увлекался коллекционированием деревянных сувениров, и в детском лагере «Артек» ему преподнесли большой герб США, сделанный из нескольких ценных пород древесины. Сделали его, конечно, не советские пионеры, а лучшие мастера этого ремесла, а другие мастера встроили в поделку уникальное автономное акустическое устройство. Оно несколько лет передавало сотрудникам НКВД разговоры из посольского кабинета, где герб и повесили, и было обнаружено лишь в 1952-м.

Новое посольство

Чужие посольские здания всегда были лакомой целью для прослушки, и гербом с сюрпризом попытки проникнуть внутрь их периметра не ограничивались. Например, в 1964 году в посольстве США в Москве обнаружили еще несколько десятков жучков. Правда, судя по следам ржавчины, установили их давным-давно. Монтаж подобных устройств в давно действующих зданиях с их строгой охраной представлял серьезную проблему.

Зато куда больше возможностей для таких действий возникало при работе с посольством на этапе его строительства.

В конце 1960-х годов Министерство иностранных дел СССР наконец-то вытребовало себе долгожданные фонды для широкомасштабной программы возведения новых дипломатических представительств. Их штат вырос уже настолько, что во многих странах сотрудникам было просто тесно, и США в этом смысле исключением не были. В 1969-м Советский Союз и Соединенные Штаты заключили договор, согласно которому каждое из государств получало в аренду на долгий срок (85 лет) равноценный земельный участок с правом возведения на нем нового посольского комплекса. В числе других условий полного паритета в соглашении предусматривалось, что в эксплуатацию оба объекта должны быть введены одновременно.

Старое посольство СССР в США 

На вершине холма

Прежнее здание советского посольства в Вашингтоне уже давно не отвечало масштабам отношений двух государств. Этот старый особняк 1910 года, когда-то построенный по заказу промышленника Джорджа Пуллмана, уже три года спустя продали правительству Российской империи. Советские дипломаты унаследовали его в 1933-м, но спустя 35 лет он стал для них откровенно мал.

После заключения соответствующего договора Государственный департамент США выделил СССР новую площадку.

Она занимала вершину т. н. холма Алто, одного из самых высоких мест в американской столице. Прежде на данной территории располагался госпиталь ветеранов, но его корпуса уже довольно давно пустовали и пришли в аварийное состояние. Разработку проекта нового дипломатического комплекса поручили одному из крупнейших советских архитекторов Михаилу Посохину, автору «сталинской» высотки на Кудринской площади, Кремлевского дворца съездов, застройки Нового Арбата и многолетнему главному архитектору Москвы. Предложение Посохина было выдержано в модном тогда модернистском духе, но при этом обеспечивало нужную степень монументальности и представительности, которые требовались для зданий такого рода.

Спецслужбы в шоке

Художественное решение, разработанное в Москве, сопротивления в Вашингтоне не вызвало. Такая архитектура неплохо соответствовала послевоенной деловой застройке города. Однако некоторые американские ведомства пришли в ужас от предоставленного Советскому Союзу участка. Выбирая площадку, Государственный департамент не проконсультировался со спецслужбами, а те никогда бы своего одобрения не дали. Дело в том, что с вершины холма, которую должно было занять советское посольство, открывался вид на важнейшие здания Вашингтона — Белый дом, являющийся резиденцией президента, и Капитолий, где заседал Конгресс.

В Федеральном бюро расследований открыто опасались, что СССР располагает технологиями, позволяющими прослушивать эти объекты даже на расстоянии в несколько километров: «Лазерные подслушивающие устройства уже устанавливаются советскими инженерами. У них прямая видимость Белого дома и Капитолия. Нацеленные на стекла, эти супержучки смогут улавливать разговоры во всех комнатах с окнами, выходящими на север». Однако отобрать выделенный участок уже было нельзя, поэтому в ФБР смирились и начали разрабатывать уже свою операцию, которая позволила бы ведомству компенсировать возможный ущерб от предполагаемой советской разведывательной деятельности.

«Монополия»

Новое посольство СССР в Вашингтоне представляло собой масштабный комплекс. Помимо административных и представительских зданий, предназначенных для работы дипломатов, на этой территории находились жилые дома для проживания их семей, школа, детский сад. Привезти собственных строителей и материалы для проведения работ было нельзя, поэтому возведение объекта велось усилиями нанятой частной строительной компании.

Привлечение сотен рабочих, которые к тому же сменяли друг друга, открывало широкое поле для возможного внедрения в конструкцию корпусов комплекса подслушивающих устройств.

Безусловно, понимая этот риск, на строительной площадке работали контролеры с советской стороны, следившие за проведением работ, однако у каждого занятого на объекте человека такого сопровождающего поставить было невозможно. В ФБР, впрочем, выбрали иной путь, казавшийся более надежным и не грозивший немедленным дипломатическим скандалом. Для начала ведомство выкупило один из особняков, стоявших напротив будущего посольства. Видимо, из-за этих манипуляций с недвижимостью операция и получила название «Монополия» — в честь одноименной настольной игры.

ФБР зарывается под землю

Купленный ФБР дом, точнее его подвал, и стал базой для «Монополии». Подробные детали операции так и не были раскрыты, однако, судя по просочившейся информации, одновременно с начавшейся в 1977 году посольской стройкой на холме Алто федеральные агенты запустили и свой параллельный проект — возведение тоннеля в сторону дипломатического комплекса. Предполагалось, что он будет использоваться для установки самых современных подслушивающих устройств, способных фиксировать происходящее внутри посольства. Также тоннель мог послужить для последующего физического внедрения в проходящие под территорией посольства линии связи.

Работы велись в полной секретности.

Важно было не генерировать лишний шум и незаметно избавляться от изъятого грунта, поэтому процесс растянулся на долгие годы. При этом с самого начала из-за вынужденных ограничений «Монополия» столкнулась с множеством технических проблем. Хотя диаметр тоннеля позволял находиться там людям, обеспечить нормальную гидроизоляцию инженеры ФБР так и не смогли. Постоянные протечки и влажность наносили ущерб работе чувствительного оборудования, поэтому, несмотря на вложенные в операцию время и средства (по косвенным оценкам, речь могла идти о сотнях миллионов долларов), в ведомстве открыто признались, что никаких сколь-нибудь ценных данных «Монополия» не принесла. Однако дело было не только в технических проблемах.

Крот в ФБР

Во-первых, авторы проекта работали фактически вслепую. У них были планы посольского комплекса, потому что советские архитекторы предоставили их местному подрядчику, однако данные документы давали лишь общее представление об устройстве объекта. Назначение конкретных помещений там указано не было, поэтому строители тоннеля понятия не имели, проходит ли он рядом с комнатами и залами, представляющими для них шпионский интерес. Во-вторых, строительство посольства сильно затянулось. Если жилые дома, школа и детсад были готовы уже к 1979-му, то административные корпуса закончили лишь шесть лет спустя, но и после этого они долгое время пустовали.

Согласно договору с США, открытие нового посольства в Вашингтоне должно было состояться одновременно с введением в эксплуатацию посольства США в Москве, а там стройка оказалась еще более проблемной.

Наконец, третья (и главная) причина полного провала «Монополии», не давшей сколь-нибудь ценной разведывательной информации, в том, что в Советском Союзе прекрасно знали о строящемся тоннеле, а потому учитывали его наличие при возведении посольства. Информацию об операции передал в Москвe один из ее самых ценных агентов — аналитик ФБР Роберт Ханссен, десятилетиями сотрудничавший с ГРУ. Лишь с его арестом в 2001 году авторам проекта стала понятна изначальная бессмысленность тоннеля, после чего им не оставалось ничего иного, как подсчитать убытки.

Конец операции

Арест Роберта Ханссена сделал операцию «Монополия» достоянием публики. В числе предъявленных ему обвинений была и передача информации о «наличии технического проникновения ФБР в конкретное советское учреждение, а также конкретное местонахождение устройства проникновения, а также использованных методов и технологий». Однако каких-то других подробностей о тоннеле сообщено не было. Тем не менее уже не советские, а российские представители дали понять, что все о нем им было хорошо известно. Посол Юрий Ушаков даже предложил приспособить «подкоп» под сауну для дипломатов. Федеральное бюро расследований вынуждено было законсервировать тоннель и запечатать вход в него.

Дом, который использовался для строительства объекта, в 2016 году и вовсе снесли.

Таким образом, далеко не все разведывательные мероприятия заканчиваются успехом, и объем освоенных средств не является гарантией в этом деле. В данном случае свое поражение вынуждены были признать США. Любопытно, что в Советском Союзе также попытались «начинить» новое посольство Соединенных Штатов в Москве жучками. Это стало известно после того, как схемы с их расположением добровольно передал американской стороне последний председатель КГБ СССР Бакатин. Так что попытки воспользоваться фактором нового дипломатического строительства оказались обоюдными. Шпионская рутина.


Реклама
МК «Фарфоровый» — комплекс комфорт-класса в престижном районе тихого центра Минска


Квартал расположен рядом с парком и Комсомольским озером, с уникальной многофункциональной средой. Экологически чистая пешеходная зона.

Стильная оригинальная архитектура. Французские балконы, обзорные лифты спускаются прямо в паркинг.

3—4-комнатные квартиры, панорамные окна в пол, пентхаусы с террасами на верхних этажах. Индивидуальная приточно-вытяжная вентиляция. Паркинг. Видеонаблюдение.

Это квартал, где можно комфортно жить, работать, отдыхать, не покидая его пределов. Офисы и торговые помещения, офисные пентхаусы в бизнес-центрах на территории комплекса. Детсад, СПА, кафе, бизнес и фитнес, пешеходный бульвар — все рядом.

Рассрочка до трех лет, кредит от 5%. Отдел продаж: ул. Кропоткина, 59, офис 319, +375 (29) 622-21-47, +375 (29) 679-09-08.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by