Вы уже и не помните, когда в последний раз открывали семейный фотоальбом? Тогда мы сделаем это за вас. И вместе с известным фотографом, а также преподавателем Вадимом Качаном вернемся в 80-е, чтобы в черно-белых картинках восстановить прошлое. Сегодня посмотрим, как проводили лето обычные (точнее, активные) белорусы. Сплавы на байдарках, ночевки в палатках, смены на турбазах и в пионерских лагерях — было все.
— В те годы был очень популярен туризм выходного дня, — вспоминает фотограф. — Чтобы набрать людей для очередной «вылазки», в газете «Вечерний Минск» публиковались объявления: мол, такого-то числа во столько-то состоится поход. Встречаемся на вокзале на определенном перроне. И желающие находились. Понятно, что поначалу никто никого не знал, но после совместных походов у многих завязывались крепкие дружеские отношения.
Как все проходило? Компания единомышленников отъезжала на электричке на километров 20—30 от города и пешком возвращалась назад. Некоторые выбирались налегке, другие же, опытные туристы, шли с рюкзаками, в которых было все необходимое.
Не знаем, практикуют ли в 2024-м такое, но выражаем глубокое уважение людям, которые почти сорок лет назад, в 1985 году, так лихо, без навигаторов и карт в телефонах, шли через деревни-поля. Причем, как видно по фото, к походам присоединялась как молодежь, так и люди постарше.
— Еще минчане любили выбраться за город, чтобы сплавиться по реке на байдарках. Основная точка притяжения для этого была, как и сейчас, Ислочь — быстрая, извилистая: интересно по ней путешествовать.
Шапки и куртки на людях пусть вас не смущают. Раньше, действительно, летом было намного холоднее, чем сейчас. Поэтому «утепление», особенно для детей, никто далеко не прятал.
К слову, в середине 80-х был хорошо развит сервис проката. Если своей палатки или спального мешка не было, а в поход очень хотелось, все это можно было взять на время. Цены — демократичные. Но активные туристы, понятное дело, покупали все свое. У меня, например, до сих пор есть палатка с тех времен. Живая, ничего ей не сделалось, — рассказывает Вадим Качан.
Но забудем про окологородские радости и перенесемся на главный курорт страны — озеро Нарочь. На дворе 1979 год, компания счастливых отдыхающих прибыла на побережье. Чистая вода, лодки, рыбалка, ягоды-грибы на каждом шагу — ну что еще надо. Особенно если с погодой повезло.
— Большинство приезжало на Нарочь дикарями. Были, безусловно, санатории, базы отдыха, но туда еще надо попасть. А так — поставил палатку и расслабляйся. Или, если бюджет позволяет, можно было снять комнату у местных. Мы с женой (на фото слева) как раз так и сделали: поселились в двухэтажном доме на берегу — здания такого рода тогда были редкостью. За счет дополнительного объема на втором уровне в домике одновременно удалось поселить восемь или девять человек.
Как проводили время? Загорали, много купались (о церкариозе тогда вообще никто не слышал), ловили рыбу.
У хозяина нашего дома была своя коптильня, поэтому одна часть улова шла на сковородку, вторая — коптиться. Угорь, кстати, тоже попадался. Ну и в лес рядом сходить было за радость. Я даже как-то нашел лосиные рога, хотя поначалу подумал, что это ветка на моем пути, и ногой откинул их, — описывает нарочанские приключения Вадим.
Более цивилизованный отдых поджидал белорусов на турбазах. Одна из них — «Высокий берег» на Немане, примерно в 80 километрах от Минска. Замечательная природа и немного (по сравнению с нынешними мерками) инфраструктуры — вот что получали гости турбазы в 1986 году.
— Дощатые домики, которые предлагались туристам, были чисто номинальными: чтобы дождь не заливал и ветер не задувал. А так в них было очень холодно, особенно ночью, — помнит детали (значит, впечатлило) фотограф. — Поэтому семьи предпочитали селиться в автоприцепах. Хотя и там находились проблемы: например, совершенно не была продумана система вентиляции. В результате к утру с потолка на голову капал конденсат. Но кого это могло расстроить? Все приезжали отдыхать и к таким мелочам уже не цеплялись.
Персональные душевые и туалеты к «нумерам» не прилагались. Все было общее и стояло на отшибе. Но тогда никто и не думал, что может быть по-другому.
Из развлечений — турники всех мастей, футбольное поле, рыбалка, костер, песни под гитару. Самые любознательные ходили в музей Якуба Коласа, расположенный неподалеку.
Ну а если белорусской семье все же удавалось получить путевку в санаторий или дом отдыха, то жизнь становилась намного проще. Мало того, что номера были с удобствами, так еще и завтраки-обеды-ужины появлялись на столе сами собой.
Но вернемся на минутку в Минск и посмотрим на Комсомольское озеро. Вы были там в этом году? Шезлонги, раздевалки, беседки, киоски с едой и напитками — курорт. А так «Комсомолка» выглядела в середине 80-х: трава и вода. Еще прокат лодок и катамаранов.
— На озере постоянно дежурили спасатели, так что о безопасности думали и тогда, — отмечает Вадим.
Ну и какое лето без пионерского лагеря? За целый летний месяц отдохнуть успевали и дети, и их родители. Начиналось, конечно, все со слез: «Мама, забери меня». А заканчивалось дружбой «на века» и договоренностью встретиться в следующем году на этом же месте на этой же смене.
А помните своих пионервожатых? Какими взрослыми они тогда казались! На самом же деле, разница с детьми из старших отрядов была всего несколько лет. Но зато какой авторитет!
Важным событием в лагерной жизни были (нет, не дискотеки в клубе) родительские дни. Выходные, когда приезжали соскучившиеся мамы и папы, превращались в «шведский стол» с домашними вкусностями и развлечениями. Чадо забиралось «за забор» и в течение нескольких часов напитывалось семейной атмосферой.
Все летние забавы (и варианты отдыха) так сразу и не перечислишь. Поэтому мы еще вернемся к этой теме и покажем вам много новых интересных кадров, способных затронуть самые тонкие струны души.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by