Самолеты, трактора и даже бутылка виски. На жилых домах заметили странные конструкции, но их разгадка не так проста

01 сентября 2024 в 8:00
Автор: darriuss

Самолеты, трактора и даже бутылка виски. На жилых домах заметили странные конструкции, но их разгадка не так проста

Автор: darriuss

Людям свойственно украшать свое жилье. Они имеют на это право, лишь бы такой декор был безопасен, не нарушал никаких законов и не оскорблял чувства соседей и случайных прохожих. На нашей планете есть уголок, где данная практика приобрела особые и очень своеобразные формы. Во многих деревнях индийского штата Пенджаб на крышах частных домов можно заметить странные конструкции, выглядящие с первого взгляда чужеродно. Танки, трактора, бутылки, разнообразные животные и люди, копии Статуи Свободы и Эйфелевой башни, но особенно большое количество самолетов. Любых моделей и авиакомпаний, в том числе тех, которые уже давно стали историей. На самом деле в данном случае речь о полувековой неугасающей традиции, у которой есть вполне конкретное объяснение. И оно совсем не очевидно для человека, не знакомого со спецификой региона.

Где это?

Для начала следует разобраться с географией, ведь это далеко не самое известное, хотя и колоритное место на карте мира. Пенджаб, или Пятиречье, представляет собой обширную равнину, по которой, как понятно из названия, текут сразу пять крупных рек. Именно здесь начала формироваться индская цивилизация, поэтому в индуизме эти реки священны. Впрочем, на протяжении последних столетий индуизм там сосуществовал с исламом и особенно с сикхизмом.

Именно в Пенджабе находится Золотой храм Амритсара, главная святыня сикхов.

К сожалению, этот регион в определенном смысле стал заложником политических катаклизмов середины прошлого века. Во время распада Британской колониальной империи после Второй мировой войны Пенджаб разделили на две части. Западная, населенная преимущественно мусульманами, вошла в состав Пакистана, а восточная, где преобладали индуисты и сикхи, стала индийским штатом. Увы, после появления границ представители разных религий не могли безопасно жить на прежнем месте. Индуисты и сикхи из пакистанского Пенджаба принялись массово переезжать в Индию, а мусульмане Индии — в Пакистан. И счет участников этой вынужденной миграции шел на миллионы.

Индийская житница

Сейчас Пенджаб считается чуть ли не самым богатым штатом Индии. Здесь высокий уровень жизни, очень развитая инфраструктура, а плодородные почвы, дающие прекрасные урожаи пшеницы, риса и хлопка, позволяют местным жителям не бояться голода. Неудивительно поэтому, что миграция продолжается, но уже внутренняя. В Пенджаб в поисках благополучия переезжают из других штатов страны, где ситуация не столь успешная.

Не оставались на месте и коренные пенджабцы, но вовсе не потому, что их изгоняли пришельцы.

Уезжали они по своей воле и за пределы Индии в погоне за еще более сытой жизнью. Заветной целью становились в первую очередь Великобритания, Канада, США, Австралия, то есть англоязычные в массе своей государства. Например, в Соединенном Королевстве сейчас живет около 700 тысяч выходцев из Пенджаба, и это крупнейшая диаспора среди всех британцев азиатского происхождения. При этом многие из них не теряют связи с родиной. У них остаются в Индии родственники и зачастую дома, которые продолжают использоваться, но лишь иногда, во время редких поездок на землю предков.

Самолеты как символ

В пенджабском городке Талхан есть сикхский храм, прозванный «самолетным». Внутри его пространство заполнено миниатюрными моделями различных авиалайнеров, которые можно купить в многочисленных сувенирных лавках, расположенных вокруг святыни. Для человека, несведущего в местных традициях, все это выглядит экзотично, загадочно, непонятно, но на самом деле объясняется очень логично. Маленькие самолетики — это ритуальные подношения, сделанные теми, кто нуждается в визе, безопасном перелете в новую страну, на новое место, в новый дом.

Необычные конструкции, украшающие крыши многих домов в пенджабской области Доаба, являются своеобразными символами тех, кто в них проживает.

Изобилие самолетов — это продолжение храмовых даров Талхана. Пенджабец, уехав на чужбину, осваивается там, начинает новую жизнь, а возвращаясь на родину, устанавливает на крыше своего дома самолеты в знак благодарности за то, что его миссия закончилась успешно. У каждого своя уникальная история, поэтому и самолеты совершенно разные: от совсем небольших до копий Boeing 747. Одни безымянные, другие раскрашены в ливреи тех авиакомпаний, которые унесли владельца дома за океан. А так как занимаются этим пенджабцы с 1970-х годов, уже около полувека, то и среди перевозчиков встречаются те, которые давно прекратили свое существование. Так что это тоже часть живой истории, только уже транспорта.

Буйство фантазии

Но самолетами, конечно, дело не ограничивается. Со временем конструкции на крышах пенджабских домов, часть из которых выполняет и полезную функцию водонапорной башни, стали куда более разнообразные. Они начали восприниматься как отражение социального статуса хозяина особняка, его увлечений, работы, прошлого, новой родины. Поэтому изучать это слегка наивное, но очень искреннее творчество всегда интересно.

Хотя бы пытаясь разгадать смысл той или иной надстройки.

Например, танк на крыше, очевидно, отражает тот факт, что владелец дома некоторое время служил в армии, и этот период его жизни оставил у него самые теплые воспоминания. Трактор намекает на то, что глава семейства занимается сельским хозяйством. Футболисты и штангисты символизируют увлечение хозяев этими видами спорта. Реплики известных достопримечательностей, по всей видимости, показывают те страны, где владельцы домов живут сейчас. Однако не всякая постройка имеет такой артефакт даже в местах их наибольшей концентрации. Все-таки их установка требует определенных инвестиций, и далеко не каждый может себе позволить подобный каприз. Так что наличие скульптур можно рассматривать и как желание показать собственную успешность.

Есть ли будущее?

Сейчас в Доабе, пенджабском регионе, где больше всего подобных декоративных украшений, работают сразу тридцать мастеров, специализацией которых является именно производство и установка таких конструкций. Можно говорить, что в данном случае относительно недавно родился новый промысел в рамках традиционного народного искусства. Есть художники-самоучки, есть гончары и кузнецы, есть ткачи и писатели, так почему не может быть и такого ремесла, такого вида выражения себя и своего отношения к миру?

Но долговечность этого относительно недавнего обычая, увы, не гарантирована.

Первое и уже в меньшей степени второе поколение мигрантов не теряет связи с родиной, продолжает навещать свои дома, своих оставшихся в Индии родственников. Но будут ли этим заниматься их внуки и правнуки, уже родившиеся, выросшие и состоявшиеся в новом месте? Ассимиляция со всеми вытекающими из этого последствиями — процесс неизбежный и ведущий в конечном счете к утере такого своеобразия. Но вполне возможно, что традиция все-таки будет подпитываться изнутри еще долгое время. И потому, что миграция продолжается и сейчас, и потому, что она уже пустила корни в Индии и стала частью местной культуры, той части пенджабцев, которая в принципе не собирается никуда уезжать.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by