Это один из самых необычных торговых центров мира. В нем можно купить утерянный багаж авиапассажиров

25 августа 2024 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Это один из самых необычных торговых центров мира. В нем можно купить утерянный багаж авиапассажиров

Источник: Валерий Волатович

Вы когда-нибудь задумывались о том, что авиакомпании делают с не востребованным пассажирами багажом? Ежегодно в мире в процессе транспортировки теряются миллионы чемоданов, сумок, рюкзаков и прочих предметов, которые обычно сдаются на стойке регистрации в аэропортах. Практически все из этого потом возвращается владельцам, но в любой крупной авиакомпании скапливается множество вещей, которые пассажир по тем или иным причинам не забирает. В разных странах с ними поступают по-разному. В США, например, они отправляются в специальный торговый комплекс, расположенный в богом забытом уголке страны, где все желающие могут приобрести эти предметы. Естественно, с большой скидкой. И такие люди находятся. Более того, их огромное количество. Ежегодно «Центр невостребованного багажа» в городе Скоттсборо, штат Алабама, посещает более миллиона покупателей. Стоит ли удивляться, что он успешно работает уже 54 года, постоянно расширяясь.

Затерянные в аэропортах

Скорее всего, каждый активный авиапассажир хоть раз столкнулся или еще столкнется с большим разочарованием. Хотя, возможно, его будут одолевать и иные эмоции в момент, когда приходит понимание: твой любимый чемодан (обязательно с жизненно важными здесь и сейчас вещами) так и не появится сегодня на багажной ленте, и жизнь надо как-то начинать заново. Сначала, конечно, несчастный будет отрицать очевидное и до последнего надеяться, что чемодан вот-вот прибудет. Затем наступит стадия гнева и появится намерение разорить авиакомпанию. Потом с ней придется торговаться о сроках и стоимости компенсации ущерба. Скорее всего, результаты переговоров вгонят в депрессию, ну а дальше наступит принятие — или возвращенного чемодана, или необходимости заново обновлять гардероб.

В 2022 году авиакомпании всего мира потеряли при транспортировке 26 млн единиц багажа.

То есть примерно восемь сумок из тысячи сданных на стойке не добираются до зоны выдачи вовремя. Впрочем, шансы на то, что расстроенный пассажир все-таки заново встретится со своими вещами, очень велик. Перевозчики отработали этот процесс с помощью средств автоматизации. Каждой единице багажа при регистрации на рейс присваивается уникальный номер, местоположение которого легко отследить. Чаще всего багаж теряется при транзите, но более 90% все-таки добирается до адресата в течение следующих пяти-семи дней. Все зависит от того, насколько регулярно летает та или иная авиакомпания в пункт назначения. Но бывают и случаи, когда приходится развести руками.

Судьба багажа

Итак, весь багаж в этом смысле можно разделить на три типа. Во-первых, это утерянный, но возвращенный багаж. Во-вторых, это багаж утерянный, но не возвращенный, то есть утерянный навсегда. Такие случаи редки, но они бывают. Иногда чемоданы крадут, иногда при перелетах теряется бирка, которую вешают на ручку при регистрации. В таком случае у авиакомпании обычно есть от 45 до 90 дней (в зависимости от страны), чтобы все-таки разыскать пропажу. Если сделать это не удастся, авиакомпании придется выплатить компенсацию, хотя размер ее, скорее всего, пассажира не порадует. Дело в том, что перевозчик оценивает стоимость бывших в употреблении вещей, а вовсе не цену покупки новых аналогов. Нежелающим сталкиваться с бюрократией, долгой перепиской и расстройством от необходимости доплачивать за чужую ошибку разумно подумать о специальном страховании от утери багажа. Такие услуги имеются.

Наконец, третий тип багажа — невостребованный.

В него могут входить и сумки, потерявшие бирку, хозяев и место назначения которых не удалось установить в результате расследования, и забытые вещи (например, на багажной полке или в карманах кресел), и те чемоданы, которые по каким-то причинам решили не забирать специально. В разных странах с таким грузом обходятся по-разному. В Великобритании их, скорее всего, продадут с аукциона, в Канаде — отправят на благотворительные цели, ну а в США — реализуют в специальном магазине.

В американской глуши

Американские авиакомпании занимаются этим не самостоятельно. Благо нашелся человек, которому в свое время пришла идея заняться таким бизнесом. В 1970 году некий житель Алабамы Дойл Оуэнс, работавший скучным страховщиком, в собственный выходной на взятом в аренду фургоне и с $300 в кармане отправился в столичный Вашингтон. Там он приобрел у автобусного перевозчика Trailways первую партию невостребованного багажа, вернулся и в старом арендованном доме в родном Скоттсборо устроил распродажу. Проект ждал успех. Все вещи моментально разобрали, и Оуэнс неплохо заработал. Посовещавшись с родственниками, мужчина решил заниматься этим делом на постоянной основе. Он уволился из страховой и открыл свой магазинчик у одного из местных шоссе.

Первые годы «Центр невостребованного багажа» работал лишь дважды в неделю, по средам и субботам.

В остальные дни сам Дойл Оуэнс, его жена и двое сыновей занимались доставкой новых партий вещей, их сортировкой и подготовкой к продаже. В 1978 году предприниматель заключил с авиакомпанией Eastern Airlines свой первый контракт о выкупе всего ее невостребованного багажа, ну а далее такие договоры он подписал со всеми американскими авиакомпаниями. На условиях, которые стороны не озвучивали, магазин забирает практически все вещи, которые достаются перевозчикам от пассажиров. При этом степень их ценности становится понятна только в Скоттсборо, когда чемоданы и сумки прибывают в сортировочный центр компании.

Необычный универмаг

Конечно, вещи превращаются в товар далеко не сразу. Сначала прибывший из всех уголков США багаж вскрывают и сортируют на три группы: перепродажа, благотворительность и переработка. Все они примерно равны по своим объемам. То есть около трети закупленных вещей сразу выкидывается или отправляется на утилизацию. Еще одну треть — обычно это предметы, которые чаще всего встречаются в багаже, например надувные подушки вокруг шеи или очки, — отправляют в организации, нуждающиеся в такого рода помощи (дома престарелых, приюты и так далее), и лишь треть всех вещей попадает на магазинные полки. Естественно, после необходимой обработки. Одежда проходит через химчистку («Центру» принадлежит крупнейшая химчистка штата), на электронных устройствах удаляются все личные данные предыдущего владельца.

Со временем бизнес Дойла Оуэнса приобретал все больший размах.

Магазин превратился в торговый центр. Затем появилось несколько этажей. Со временем определенные группы товаров (например, мужские) получили собственные корпуса по соседству с основным зданием. Внутри все похоже на обычный ТЦ. Вещи рассортированы на группы: на первом этаже — одежда и товары домашнего обихода, на втором уровне — электроника. Это уже не только невостребованный багаж авиакомпаний: сейчас у «Центра» есть контракты и с автобусными, и с железнодорожными перевозчиками, со службами такси и с гостиничными сетями — всеми теми бизнесами, которые сталкиваются с проблемой.

Популярная достопримечательность

Такой необычный формат не мог не вызвать всеобщий интерес. Благодаря усилиям СМИ, в том числе самых крупных (однажды про «Центр невостребованного багажа» рассказали даже в «Шоу Опры Уинфри»), о необычном торговом комплексе в Алабаме узнали во всех Соединенных Штатах. Неудивительно, что сюда приезжают специально со всех концов страны и даже из-за ее пределов.

В своем штате «Центр» считается полноценной достопримечательностью с более чем миллионом посетителей в год.

Всех привлекает возможность найти по дешевке что-то нужное или просто необычное. Хотя самые оригинальные находки торговый комплекс не продает и выставляет в собственном музее. Среди них есть иконы, шкура медведя, духовой рог из Тибета, доспехи под Средневековье и баскетбольный мяч с автографом Майкла Джордана. Имеется и кафе, так что владельцы «Центра» советуют приезжать к ним на целый день, а занятие найдется.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by