19 982
15 августа 2024 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

Проследили жизненный цикл белорусского ковра — от тонкой нити до вашей спальни. Оказывается, его печатает гигантский принтер!

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

Глядя на потрепанный гобелен, висящий на стене в квартире вашей бабушки, или на циновку в минималистичном дизайнерском интерьере, задавались ли вы вопросом, как они очутились на своем месте? Даже если и нет, мы все равно покажем вам жизненный путь среднестатистического белорусского ковра: с момента рождения первой нити до укутывания готового изделия в полиэтиленовую пленку. Для этого журналисты Onlíner отправились на «Витебские ковры» — единственное в стране производство, где ткут все, что потом нежно обволакивает (а иногда даже щекочет) ваши ножки.

Копаемся в истории

Первым делом мы заскочили в святая святых — музей фабрики. Возможно, прозвучит скучно, но в реальности там можно надолго залипнуть, глядя на раритетные ковры, которые вы, скорее всего, нигде больше не увидите.

— В 1898 году Николай II подписал высочайший указ, разрешивший бельгийским предпринимателям построить на территории современной Беларуси первую льнопрядильную фабрику «Двина». Акционеры выкупили у местной помещицы 20 десятин земли недалеко от Витебска и за два года возвели на них новое предприятие. Уже в 1900-м здесь выпустили первые пуды пряжи, которая развозилась на лошадях по всей Российской империи, — проводит для нас экскурсию инженер по подготовке кадров Алина Аржаных.

На производстве стояло самое современное на тот момент оборудование, привезенное из-за границы, — 70 разных станков, 5 паровых машин. Продукция фабрики была настолько значимой (во время Первой мировой войны она использовалась для перевязки раненых), что любые требования рабочих во время забастовок почти сразу удовлетворялись руководством.

— После революции «Двина» перешла в собственность государства. С начала Великой Отечественной войны все станки и некоторых сотрудников эвакуировали в Бийск. В цехах фабрики начали ремонтировать танки, — говорит Алина.

В 1947-м оборудование вернулось в Витебск, и на базе «Двины» создали коврово-плюшевый комбинат, на котором стали производить привычные нам советские ковры. В музее фабрики до сих пор хранятся изделия, сотканные в 1950-е годы. Есть даже портреты вождей — их раньше вешали на стены.

Некоторые ковры получили «знак качества»: если на вещи стояла такая печать, стоимость повышалась на 30%.

После распада СССР, в 1994 году, фабрику переименовали в «Витебские ковры». Тогда же и началась ее современная история.

Разбираемся, что модно, а что вечно

Рождение любого ковра происходит тогда, когда для него наконец придумывают дизайн. Раньше любую модель отрисовывали вручную красками на обыкновенном ватмане. Потом рисунок переносили на специальную сетку, где каждый квадратик соответствовал определенной нитке. В соответствии с этой схемой заправлялся и сам ткацкий станок.

Сейчас дизайнеры создают эскизы на компьютерах. Кажется, стало проще? Не тут-то было. Один макет может состоять из 800 000 точек, и каждую из них нужно заполнить самому — принцип «ctrl-c + ctrl-v» здесь не работает. На объемный рисунок уходит месяц кропотливого труда, а таких в коллекции может быть 20 штук.

Дальше файлы с изображениями передаются прямо на станок — загружаются в специальную программу, ответственную за создание будущего ковра.

— Одно изделие состоит максимум из восьми цветов. Палитру мы подбираем сами из образцов нитей от поставщиков. Сейчас в моде все оттенки кофейного, бежевого и серого, — рассказывает начальник отдела дизайна Любовь Михайлова.

Да, вы не ослышались, в индустрии ковров тоже есть свои тренды. Например, в последние годы набирают популярность модели с эффектом состаренности и потертости. Разводы, отпечатки, следы — сегодня это вовсе не брак, а самый настоящий стиль. Теперь вы знаете, что не только сумочка от Balenciaga делает из вас человека со вкусом, но и ковер с «пятнами» в вашей гостиной.

О классике забывать тоже не стоит: персидские и европейские узоры пользуются спросом всегда. Любовь к таким коврам как будто передается по наследству: раньше на фоне такого ковра позировали для застольного фото наши бабушки и дедушки, а теперь зумеры снимают тиктоки.

— В год мы выпускаем около 18 новых коллекций. Обычно обновления происходят весной и осенью. Пик продаж приходится на декабрь: многие люди хотят обновить перед Новым годом интерьер. А самый простой способ это сделать — купить новый ковер, — объясняет Любовь.

Смотрим, как сделать базу

Что нужно, чтобы из красивой картинки получилась реальная вещь? Конечно же, нить.

— Ковер состоит из нескольких элементов. То, что мы видим и можем пощупать, — это ворс. Именно он формирует рисунок. Чтобы ворс не рассыпался, необходимы грунтовые нити — их можно заметить на обратной стороне. Связать все воедино помогает уточная нить — она проходит по всей ширине изделия, — объясняет главный технолог предприятия Оксана Пржевальская.

Нити, создающие основу ковра, предприятие закупает у белорусских компаний. А вот ворс на 80% изготовлен на собственном производстве из универсального синтетического материала полипропилена: он легко чистится, не вызывает аллергию и долго служит. Оставшиеся 20% (например, полиэстер) импортируются.

Направляемся в цех, где и создается та самая ворсовая нить. Здесь полипропиленовые гранулы смешиваются с гранулами красителя, чтобы на выходе получился нужный цвет. Вся эта масса попадает в экструдер, сильно нагревается и становится вязким густым расплавом. Он продавливается через пластины со множеством отверстий (похожи на решетку мясорубки) и превращается в нить с загадочным названием «БЦФ». Она наматывается на бобины и может использоваться для создания ковров.

Правда, далеко не для всех моделей подходит такое мягкое и объемное волокно. Если скрутить его на специальной машине, получится компактная ровная нить «хит-сет» — из нее ткут гладкие или велюровые ковры.

А если прогнать волокно через ролик, который его поломает (по-простому, сделает завивку), выйдет пушистая и кудрявая нить — «фризе».

Такое волокно доставляется в печь, где высокие температуры фиксируют его новую форму.

Подглядываем за ткацким станком (а он и не против)

После этого ворс оказывается на ткацком станке. Бобины вешают в определенном порядке (он зависит от конкретного рисунка) на шпулярники, которые чем-то напоминают большие металлические стеллажи. Для одного цвета может понадобиться больше 1200 таких катушек. Сюда же на огромных бобинах привозят нити, переплетающие изделие изнутри и придающие ему структуру.

— Ворсовые нити направляются в зону формирования ковра, где каждое их движение контролирует жаккардовая машина. Именно она решает, в какой момент и какой ниточке нужно опуститься на полотно, чтобы создать рисунок, заданный программой, — говорит Оксана.

Станки на фабрике — двухполотные. Одновременно на одном таком ткут сразу два симметричных ковра, расположенных параллельно друг к другу. Изначально они сшиты между собой ворсовыми нитями, а когда оба готовы, их разрезает специальный нож. Он находится внутри оборудования.

— За сутки один станок производит полотно площадью 1000 квадратных метров — это примерно 166 ковров стандартного формата 2 на 3 метра. А таких станков у нас 12, — уточняет технолог.

Ковры на этом своеобразном холсте могут быть разных форм и размеров, с абсолютно разными узорами. Далее одним сплошным полотном они уезжают в зону латексирования.

— Чтобы придать изделию жесткость (все-таки это не покрывало), а также окончательно закрепить все ворсинки, нужно обработать изнанку специальным клеевым составом, — добавляет Оксана.

Затем этот холст разрезают на отдельные элементы и отправляют в цех заключительной отделки. Здесь ковры приобретают окончательную форму и обшиваются по краям, чтобы выглядеть более аккуратно.

В таком виде они оказываются на столе у контролеров качества, которые смотрят, все ли в порядке.

— Если обнаружен брак, ковер или маркируют вторым сортом и продают со скидкой, или признают непригодным и пускают в переработку, — отмечает технолог.

Если повреждения незначительные (например, отсутствуют единичные нити или есть небольшие заломы и складочки), товар попадает в умелые ручки реставраторов, которые его восстанавливают: отпаривают, штопают…

Когда ковер прошел проверку, на него приклеивают этикетку, затем скручивают, упаковывают в пленку и везут на склад. Оттуда изделия попадают на полки магазинов, где их находите вы, уважаемые читатели. Находите и впускаете сначала в свое сердце, а потом и в квартиру.

Как оказалось, «Витебские ковры» украшают не только белорусские дома. Поставки есть и в другие страны — Россию, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Монголию, Армению, Венгрию, Чехию…

— Наши ковры даже в Кремлевском дворце лежат, — подчеркивает Оксана.

Любуемся принтером-гигантом

Производство одного изделия — от начала ткачества до упаковки — занимает примерно три дня. Но это в случае с тканым жаккардовым ковром, о котором мы только что рассказали. А есть ведь еще и прошивной. Его здесь «печатают» на гигантском принтере — получается быстрее и дешевле. Но обо всем по порядку (надеемся, вы еще не устали от этого коврового изобилия).

— Мы берем грунтовую ткань (чем-то она напоминает материал для мешка из-под картошки) и прошиваем ее полиамидными нитями. Так и создается белый холст. Он поступает в печатную машину, — продолжает экскурсию главный технолог.

Туда же по специальным шлангам попадает краска. Ее замешивают в специальных резервуарах, чтобы получить разнообразные оттенки — от цвета стали до фундука.

— Печатная голова дважды проезжает по белому покрытию — в одну и другую сторону. Так на нем и появляется рисунок. За одну смену через этот агрегат может пройти до 50 000 квадратных метров полотна, — говорит Оксана.

Дальше ковер проносится через специальный аппарат, фиксирующий краситель. Потом изделие промывают, высушивают и тоже отправляют на латексирование.

Состав, похожий на сметану, распределяют по всей изнаночной стороне, а поверх приклеивают подложку из нетканого материала. Этот процесс в цеху называют «женитьбой».

Потом ковер доставляют на линию заключительной отделки. Что происходит дальше, вы уже знаете.

Подсчитываем денежки

Ну а что с ценами? Поверьте, в них легко запутаться. В фирменных магазинах можно отыскать аж 74 коллекции самых разных ковров. Хотите компактный вариант в ванную комнату — доставайте из кошелька 22 рубля. Дорожку с модными разводами, которую можно положить в гостиной, продают за 27—70 рублей. В детскую можно купить прошивной коврик за 34 рубля. Большое изделие со сложным рисунком может стоит и 100 рублей, и 500. В общем, все зависит от ваших предпочтений. Но мы точно убеждены, что в мире ковров, как и в мире людей, среди сотен тысяч вариантов можно найти тот самый — и он точно подойдет именно вам и вашему интерьеру.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by