Шестидесятые годы прошлого века, несмотря на все обстоятельства холодной войны между двумя общественно-политическими системами, были временем скорее оптимистичным. Романтика первого десятилетия освоения космоса человеком, начавшаяся полетом Юрия Гагарина и закончившаяся высадкой астронавтов на Луну, казалось, доказывала, что наша планета вступает в новую эпоху своего развития. Эпоху научно-технического прогресса, который окажет влияние в том числе на повседневную жизнь населения Земли. Это должно было сказаться и на внешнем облике, устройстве городов, о чем с удовольствием размышляли уже не только писатели-фантасты, но и специалисты-футурологи, руководствовавшиеся в своих прогнозах актуальной научной базой. Мечтали о населенных пунктах будущего и крупные предприниматели. Во второй половине 1960-х компания Уолта Диснея объявила о планах по строительству в США «Экспериментального прототипа сообщества завтрашнего дня». Под аббревиатурой EPCOT скрывался все тот же идеальный, построенный на новых принципах город, жители которого имели бы максимально комфортные условия для своего существования. Эта амбициозная задумка удивительно напоминает в том числе сегодняшние фантазии на данную тему. Как будто и не было всех этих долгих десятилетий.
К середине 1960-х годов Уолт Дисней, когда-то начинавший рисовать свои анимационные короткометражки в гараже собственного дяди, добился всего мыслимого и даже немыслимого успеха. Его студия уже выпускала полнометражные блокбастеры, причем не только в жанре мультипликации, работала на телевидении, а в Калифорнии неизменным успехом у публики пользовался «Диснейленд», первый парк развлечений компании. Но, как это иногда бывает у творческих людей, добившихся финансового благополучия, нерастраченная еще энергия искала выход в новых сферах деятельности, на которые прежде не хватало ни времени, ни денег.
Для Диснея таким увлечением финальных лет жизни стала, как ни странно, урбанистика.
Это было связано в том числе с семейными обстоятельствами медиамагната. У него было много внуков, и Уолта всерьез беспокоило, в каких условиях им придется взрослеть и потом жить. Современные города казались Диснею хаотично устроенными, грязными, в конце концов опасными, и это очень контрастировало с той идеальной сказкой, которая была создана его компанией в «Диснейленде». Предпринимателю пришло в голову попытаться использовать полученный в своем парке опыт для организации населенного пункта, лишенного указанных недостатков.
Этот градостроительный проект получил внутри компании Уолта Диснея название EPCOT (Experimental Prototype Community of Tomorrow, «Экспериментальный прототип сообщества завтрашнего дня»). Постепенно он начал отнимать все больше времени бизнесмена, но при этом Уолт прекрасно понимал, что профинансировать строительство города будущего из своих личных средств ему не удастся.
Для этого будет необходимо привлечь корпоративные средства, где его свободу уже ограничивал совет директоров.
Поэтому Дисней согласился сделать EPCOT частью еще одной, даже более масштабной идеи, о которой уже давно грезило руководство его компании. Первый «Диснейленд» в Калифорнии стал абсолютным хитом у публики, но, во-первых, его территориальное развитие сдерживала окружающая застройка, а во-вторых, посещали этот парк в основном жители западных штатов, тогда как бóльшая часть населения США по-прежнему обитала на Востоке. Логичным поэтому казалось повторить и масштабировать успех «Диснейленда» уже на другом конце Соединенных Штатов. А заодно и попытаться реализовать в рамках этой беспроигрышной инициативы и не дававшую покоя идею с футуристическим городом.
Для размещения нового объекта компании рассматривались несколько локаций, включая Нью-Йорк, Вашингтон, Сент-Луис и Ниагар-Фоллз неподалеку от знаменитого водопада. Но в конце концов Дисней остановился на центральной части штата Флорида. К этому моменту она уже вовсю превращалась из прежнего кишащего аллигаторами болота в пенсионерский рай и всеамериканскую здравницу, но свободной земли было еще вдоволь. «Во Флориде мы наслаждались тем, чего никогда не могли себе позволить в „Диснейленде“, — благословением размера. Здесь оказалось достаточно земли, чтобы воплотить в жизнь все идеи и планы, которые мы только можем себе представить», — говорил предприниматель.
В первой половине 1960-х Walt Disney Company скрытно занималась скупкой земли в округах Осцеола и Оранж, используя для этого различные анонимные фирмы.
Проект был секретным в том числе и для того, чтобы не допустить резкого роста цен на участки. Если бы их владельцы узнали о диснеевских планах, они, конечно, не преминули резко увеличить свои аппетиты. К 1965 году компании удалось аккумулировать в своей собственности более 11 тысяч гектаров в основном заболоченной земли, которой ей хватает для новых проектов и по сей день.
Уолт Дисней не собирался строить просто город для избранных, где не было бы преступности и хорошо бы работали коммунальные службы. Его EPCOT задумывался как испытательный полигон для градостроительных идей или просто форм организации быта, где компании, американские и международные, могли бы проверить их на практике. Бизнесмен утверждал: «EPCOT будет ориентироваться на новые идеи и новые технологии, которые сейчас появляются в творческих центрах американской промышленности. Это будет сообщество завтрашнего дня, которое никогда не будет завершено, но всегда будет внедрять, тестировать и демонстрировать новые материалы и системы».
Именно поэтому, из-за такой инновационности инкубатора идей, EPCOT рассматривался как важная составляющая нового парка развлечений на Восточном побережье. Дисней надеялся, что привлеченные брендом его компании посетители, помимо просто отдыха в отелях комплекса и использования его аттракционов, будут заглядывать и в EPCOT, видеть своими глазами, каким может быть населенный пункт, и, возвращаясь в свои родные города, инициировать их преобразование в соответствии с продемонстрированным во Флориде примером. Такая была финальная идея, главная задача проекта.
Идею генерального плана для EPCOT придумал сам Уолт Дисней, руководствуясь изученной к тому времени литературой по градостроительству. Он же нарисовал первые эскизы, из которых и вырос конечный генеральный план комплекса, обнародованный в короткометражном документальном фильме, снятом студией Диснея незадолго до смерти основателя компании.
В основу города была положена радиальная схема с четким зонированием всех его территорий.
В центре EPCOT, рассчитанного на проживание 20 тысяч жителей, должен был находиться административный центр с комплексом торговых объектов. Якорным элементом при это планировали сделать 30-этажную гостиницу Cosmopolitan с выставочным модулем. По задумке Диснея, небоскреб в плоском пейзаже центральной Флориды был бы виден издалека. Будучи схожим с маяком, он бы символизировал весь населенный пункт. Магазины и рестораны, расположившиеся вокруг, представляли бы культуры и кухни разных народов мира, позволяя посетителям и жителям почувствовать атмосферу и дух дальних уголков земли. Всю эту территорию хотели накрыть специальным куполом, чтобы обитателям и туристам не мешали осадки или палящее солнце. Крышу купола при этом планировалось приспособить под рекреационные цели. На ней должны были разместиться бассейны, теннисные корты, баскетбольные площадки и т. д.
От общественного центра пешеходные радиальные улицы вели во «внешние кольца» EPCOT. В первую очередь это была зона высокоплотного многоэтажного жилья, затем т. н. «зеленый пояс», где находились бы школы, стадионы, детские площадки, культурные объекты, церкви. Наконец, по периметру всего города запроектировали слой малоэтажного жилья усадебного типа, то есть привычный уже американский пригород.
Однако важнейшим отличием от типичного американского города была транспортная система, предложенная Диснеем.
В EPCOT пешеход объявлялся «королем», личные же автомобили низводились до вспомогательных функций. Планировалось, что их будут использовать лишь для поездок за пределы создаваемого комплекса. Остававшиеся же транспортные связи, необходимые хотя бы для утилитарных причин (вывоз мусора, подвоз товаров в магазины и продуктов в рестораны), полностью убирались под землю. Это была новация, которая имела особенное значение для автора идеи. Дисней считал, что посетитель его парков не должен видеть обслуживающий персонал и соответствующую технику. Все их перемещение по территории, не связанное с непосредственной работой, производилось с помощью специальной системы подземных технических тоннелей.
Размеры EPCOT, впрочем, предполагались таковыми, что какой-то транспорт жителям и туристам все-таки был необходим. Эту проблему хотели решить с помощью системы общественного транспорта, уже опробованной в «Диснейленде». Основу сети составлял бы монорельс, доставляющий гостей на территорию парка вообще и в EPCOT в частности с внешних перехватывающих парковок и из аэропорта.
Его линии проходили бы сквозь весь город, связывали бы его с расположенными рядом парками развлечений.
Функция подвоза жителей и гостей из жилых зон к общественным отдавалась т. н. «пиплмуверам», автоматическому рельсовому транспорту малой вместимости. Это была инновация, которая начала внедряться в середине 1960-х и особенное распространение получила в аэропортах для связи разных терминалов между собой. Использовали ее и на территориях Всемирных выставок. Как считал Уолт Дисней, возможностей этих вагончиков полностью хватит для обеспечения потребностей 20 тысяч постоянных обитателей EPCOT и неопределенного количества приезжих.
Помимо испытательной площадки для технологических новшеств, EPCOT хотели превратить и в поле для социального эксперимента. Компания Уолта Диснея оставляла все жилье и землю в своем городе в своей же собственности. Предполагалось, что оно будет сдаваться в аренду по «умеренной и справедливой» цене, а в обмен собственник сохранит за собой полный контроль над городским менеджментом. То есть в EPCOT не должно было быть никакого муниципального самоуправления, выборов и прочих привычных для американских городов атрибутов. Уолт считал, что только при такой (по сути автократической) модели в городе можно будет продолжать быстро и успешно внедрять экспериментальные технологии, то есть решать основную задачу, для которой EPCOT создавался. Эта же схема, как полагал автор идеи, помогла бы избежать угрозы возникновения трущоб и гетто, корпоративный собственник просто не давал бы им появляться.
Вторым важным условием для будущих жителей являлось наличие у них рабочего места.
Все взрослые обитатели EPCOT должны были работать (в основном, конечно, в том же самом окружающем парке развлечений, в построенных компанией Диснея отелях, а также в инфраструктуре самого EPCOT). Отсутствие работы или выход на пенсию были бы для компании достаточным основанием для прекращения действующего арендного контракта на жилье.
Как регулярно бывает, проект активно реализовывался, лишь пока был жив основной генератор идей и спонсор. К сожалению создателей EPCOT, архитекторов и градостроителей, которые по инициативе Уолта Диснея проводили детальную разработку планов его реализации, великий аниматор примерно через год после анонса города скоропостижно умер от запущенного рака легких. Несмотря на то что его брат по инерции пытался продолжать заниматься объектом, вскоре энтузиазм по отношению к нему сошел на нет. Совет директоров компании по-прежнему интересовал второй «Диснейленд», приносящий прибыль, а не сулящий лишь дополнительные расходы EPCOT.
Восточный парк развлечений Диснея под названием «Диснейуорлд» открылся в 1971 году.
Однако в конце этого десятилетия менеджмент Walt Disney Company вернулся к идее EPCOT, трансформировав ее под коммерческие нужды. В 1982-м несостоявшийся город открыл свои двери, но в формате выставки, рассказывающей о различных технологиях с мощной развлекательной составляющей. На территории заработало множество футуристических павильонов, демонстрирующих публике достижения энергетики, космической отрасли, коммуникаций. Это был пример того, что потом стали называть edutainment, образованием в игровой форме. Какие-то идеи Диснея там реализовали. Например, технические тоннели для обслуживания комплекса, монорельс или зоны, где туристы могут прикоснуться к культуре или кухням разных стран мира. Но в общем и целом никаким «Экспериментальным прототипом сообщества завтрашнего дня» EPCOT не стал.
Наследники Диснея создали очередную успешную денежную корову, которую и доят вплоть до сегодняшнего дня.
С точки зрения бизнеса это решение было полностью оправданным. В том числе и благодаря EPCOT, «Диснейуорлд» сейчас — самый посещаемый туристический объект в мире с почти пятью десятками миллионов гостей ежегодно. Но от той романтики, которую когда-то закладывал в проект его автор, не осталось почти ничего. Жизнь в очередной раз оказалась куда прозаичнее фантазий.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by