33 457
29 июня 2024 в 9:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Вадим Качан

Минскому метро сорок лет! Вспоминаем, как открывали подземку

Автор: Оксана Красовская. Фото: Вадим Качан

Подземка давно стала обыденностью для минчан. Ну кого сейчас можно удивить тоннелями, переходами, поездами? Разве что новые составы еще способны пробудить интерес у публики. При этом метро появилось в столице всего сорок лет назад — то есть даже наши родители (не говоря уже о бабушках и дедушках) еще застали время, когда никакой подземки не существовало и технология передвижения под землей была сродни чуду. Открытие первых станций минского метро состоялось 29 июня 1984 года. И сегодня благодаря архиву известного фотографа и преподавателя Вадима Качана вспомним, каким был этот день и как выглядела первая ветка четыре десятка лет назад.

— Появление в Минске собственного метрополитена было настоящим праздником для горожан, — вспоминает Вадим Качан. — Насколько я помню, 29 числа подземку сначала презентовали городским властям и разного рода начальству. А потом уже стали пускать всех желающих. Чтобы познакомиться с метро, люди заранее готовились: выбирали нарядную одежду, делали прически — событие все-таки. Какой-либо боязни не было — станции быстро заполнялись: всем хотелось испытать новинку на себе. 

Народ улыбался, все были в хорошем настроении. И фотографировались охотно. Хотя, что любопытно, никто ни разу не попросил прислать потом снимки.

Как понятно по снимку, погода в дни запуска метро не была благосклонной к минчанам. По информации, которую удалось отыскать в интернете, 29 и 30 июня в столице набежало всего в районе 14 градусов тепла. Отсюда все эти ветровки и плащи.

Кстати, до жетонов минскому метрополитену надо было еще дозреть. Первое время расплачивались минчане чеканной монетой: чтобы пройти через турникет, необходимо было опустить в специальный приемник «пятак».

— Что ни говори, а новый вид транспорта изменил облик столицы, — продолжает фотограф. — Одно здание Дирекции метрополитена чего стоит. Для своего времени оно казалось очень необычным. Чтобы подчеркнуть архитектуру, я специально использовал красный светофильтр — так удавалось добиться большей контрастности снимка.

Это, безусловно, самый яркий пример. В других же локациях появились подземные переходы. По-моему, они отлично вписались как в исторические пейзажи, так и в более молодую застройку.

Деревянные поручни. Мы уже и забыли, что они когда-то такими были

Сейчас мы можем выбирать себе любую из трех веток метро, бодро пересаживаясь с красной на синюю, а с синей — на зеленую. А вот в 1984-м поезда ходили строго от «Института культуры» до «Московской» (это восемь станций и расстояние в 7,84 километра). Да и названия у первой ветки не было — зачем? Не запутаешься.

Станции были неглубокими, да и расстояние между ними оказалось совсем небольшое. Это всегда подмечали те, кто уже успел побывать в подземках Москвы или Киева.

Поэтому довольно быстро родилась шутка в духе: первый вагон находится на станции «Якуба Коласа», а последний — на «Площади Победы».

Ну а в целом метро стало свежим глотком воздуха для Минска: динамика, ритм — все было новое, незнакомое. Как будто космос, только наоборот: не в небе, а под землей. Даже надписи «Не прислоняться» привлекали! 

Однако процесс съемки в подземке был довольно сложным. И дело не в том, что существовали какие-то запреты и требовались согласования: первое время на фотографов вообще никто не обращал внимания. Трудность заключалась в освещении: пленка имела небольшую светочувствительность, поэтому приходилось идти на различные ухищрения, чтобы получить приличный по качеству снимок, — рассказывает Вадим Качан.

Посмотрите на этих стильных парней. Они будто «шагают» в 2024-м, а не в 1984-м. Как ни крути, мода циклична. «Я специально делал этот снимок с длинной выдержкой, чтобы подчеркнуть мысль: станция — это нечто постоянное и статичное, а вот люди, наоборот, всегда в динамике и меняются», — объясняет автор.

Яркая «Октябрьская». Внимание на потолок: примерно такие же лампы можно было видеть в школьных классах, кабинетах НИИ и других помещениях. Никакого эксклюзива — все как у всех. Само собой, в 1984 году на станции не было даже намека на переход на другую ветку. «Портал» откопают только в 1991 году.

Станция метро «Восток» заработала полтора года спустя — 31 декабря 1986 года. И тут же приняла на себя роль конечной. Правда, рост и развитие нашей подземки — это уже совсем другая история.


В 1984 году 29 июня выпадало на пятницу, поэтому у минчан были целые выходные, чтобы рассмотреть все станции. За первый год работы метрополитен перевез порядка 80 миллионов пассажиров.

напольный, мощность 24 Вт, DC двигатель, плавная, управление электронное, таймер, питание: сеть
напольный, мощность 40 Вт, 3 скорости, управление механическое, питание: сеть

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by