28 390
29 июня 2024 в 9:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Вадим Качан

Минскому метро сорок лет! Вспоминаем, как открывали подземку

Автор: Оксана Красовская. Фото: Вадим Качан

Подземка давно стала обыденностью для минчан. Ну кого сейчас можно удивить тоннелями, переходами, поездами? Разве что новые составы еще способны пробудить интерес у публики. При этом метро появилось в столице всего сорок лет назад — то есть даже наши родители (не говоря уже о бабушках и дедушках) еще застали время, когда никакой подземки не существовало и технология передвижения под землей была сродни чуду. Открытие первых станций минского метро состоялось 29 июня 1984 года. И сегодня благодаря архиву известного фотографа и преподавателя Вадима Качана вспомним, каким был этот день и как выглядела первая ветка четыре десятка лет назад.

— Появление в Минске собственного метрополитена было настоящим праздником для горожан, — вспоминает Вадим Качан. — Насколько я помню, 29 числа подземку сначала презентовали городским властям и разного рода начальству. А потом уже стали пускать всех желающих. Чтобы познакомиться с метро, люди заранее готовились: выбирали нарядную одежду, делали прически — событие все-таки. Какой-либо боязни не было — станции быстро заполнялись: всем хотелось испытать новинку на себе. 

Народ улыбался, все были в хорошем настроении. И фотографировались охотно. Хотя, что любопытно, никто ни разу не попросил прислать потом снимки.

Как понятно по снимку, погода в дни запуска метро не была благосклонной к минчанам. По информации, которую удалось отыскать в интернете, 29 и 30 июня в столице набежало всего в районе 14 градусов тепла. Отсюда все эти ветровки и плащи.

Кстати, до жетонов минскому метрополитену надо было еще дозреть. Первое время расплачивались минчане чеканной монетой: чтобы пройти через турникет, необходимо было опустить в специальный приемник «пятак».

— Что ни говори, а новый вид транспорта изменил облик столицы, — продолжает фотограф. — Одно здание Дирекции метрополитена чего стоит. Для своего времени оно казалось очень необычным. Чтобы подчеркнуть архитектуру, я специально использовал красный светофильтр — так удавалось добиться большей контрастности снимка.

Это, безусловно, самый яркий пример. В других же локациях появились подземные переходы. По-моему, они отлично вписались как в исторические пейзажи, так и в более молодую застройку.

Деревянные поручни. Мы уже и забыли, что они когда-то такими были

Сейчас мы можем выбирать себе любую из трех веток метро, бодро пересаживаясь с красной на синюю, а с синей — на зеленую. А вот в 1984-м поезда ходили строго от «Института культуры» до «Московской» (это восемь станций и расстояние в 7,84 километра). Да и названия у первой ветки не было — зачем? Не запутаешься.

Станции были неглубокими, да и расстояние между ними оказалось совсем небольшое. Это всегда подмечали те, кто уже успел побывать в подземках Москвы или Киева.

Поэтому довольно быстро родилась шутка в духе: первый вагон находится на станции «Якуба Коласа», а последний — на «Площади Победы».

Ну а в целом метро стало свежим глотком воздуха для Минска: динамика, ритм — все было новое, незнакомое. Как будто космос, только наоборот: не в небе, а под землей. Даже надписи «Не прислоняться» привлекали! 

Однако процесс съемки в подземке был довольно сложным. И дело не в том, что существовали какие-то запреты и требовались согласования: первое время на фотографов вообще никто не обращал внимания. Трудность заключалась в освещении: пленка имела небольшую светочувствительность, поэтому приходилось идти на различные ухищрения, чтобы получить приличный по качеству снимок, — рассказывает Вадим Качан.

Посмотрите на этих стильных парней. Они будто «шагают» в 2024-м, а не в 1984-м. Как ни крути, мода циклична. «Я специально делал этот снимок с длинной выдержкой, чтобы подчеркнуть мысль: станция — это нечто постоянное и статичное, а вот люди, наоборот, всегда в динамике и меняются», — объясняет автор.

Яркая «Октябрьская». Внимание на потолок: примерно такие же лампы можно было видеть в школьных классах, кабинетах НИИ и других помещениях. Никакого эксклюзива — все как у всех. Само собой, в 1984 году на станции не было даже намека на переход на другую ветку. «Портал» откопают только в 1991 году.

Станция метро «Восток» заработала полтора года спустя — 31 декабря 1986 года. И тут же приняла на себя роль конечной. Правда, рост и развитие нашей подземки — это уже совсем другая история.


В 1984 году 29 июня выпадало на пятницу, поэтому у минчан были целые выходные, чтобы рассмотреть все станции. За первый год работы метрополитен перевез порядка 80 миллионов пассажиров.

Выбор покупателей
напольный, мощность 24 Вт, DC двигатель, плавная, управление электронное, таймер, питание: сеть
Выбор покупателей
напольный, мощность 40 Вт, 3 скорости, управление механическое, питание: сеть

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by