Истории превращения старых деревенских хат в современные уютные дома захватили не одну душу. Это ж просто чудо, свершающееся прямо на глазах: потемневшие срубы обретают вторую жизнь — такую, о которой их создатели и мечтать не могли много десятилетий назад. Тут тебе и дань уважения предкам (пусть иногда и не прямым), и полный комфорт в аутентичных стенах. Идеей отреставрировать старый домик загорелась и наша читательница Татьяна. Точнее, минчанка в первую очередь искала живописный участок за МКАД, а постройка уже шла бонусом: будет — отлично, нет — придется строить с нуля.
— Мысль о покупке участка со старым домом появилась у меня задолго до того, как это стало мейнстримом. Но реализовывать ее не спешила: годами отсматривала разные предложения, перебирала. Хотелось обрести именно свое место, — описывает путь к загородной жизни Татьяна. — Наконец в 2021-м нашла то, что нужно — красивый и ухоженный участок в Логойском районе. Домик тоже был — старенький, хиленький. Но меня это не испугало: если приложить усилия, то исправить и укрепить можно все. Так как сделка состоялась в конце лета, постройкой я не занималась — отложила этот вопрос до весны. А затем еще на год — по личным обстоятельствам.
Все это время строила планы и рассказывала про свою затею друзьям и знакомым.
К слову, большинство меня не понимало: мол, зачем возиться со старым домом — снеси, да и все. А мне, наоборот, хотелось сохранить старые стены и ту память, которую они несут в себе.
Я много читала, следила за блогерами, которые проходили тот же путь, и все больше вдохновлялась.
Весной 2023-го минчанка начала консультироваться с прорабами, в том числе довольно раскрученными. Результат — шок от цен, которые они озвучивали. За то, чтобы поднять дом и сделать новый фундамент со стяжкой, просили порядка $10 000 по курсу. И это не на площадь в сто «квадратов», а в два раза меньше!
— Проигнорировать этот этап я, увы, не могла: предыдущие хозяева пытались сами начать реконструкцию, разобрали пол (я заходила в дом и просто попадала в яму), поэтому надо было продолжать. Но и отдать $10 000 была не готова. Стала искать прораба попроще, не звездного и не раскрученного в блогах.
На одном из интернет-ресурсов увидела объявление, показавшееся подходящим: ИП Чернявский позиционировал себя как специалиста, который готов браться за реставрацию старых деревянных домов. Причем любой сложности. Так как я от стройки далека, попросила знакомую специалистку в области архитектуры «прощупать» его. На вопросы Алексей отвечал более чем адекватно. Решила, что можно посотрудничать, — восстанавливает события собеседница.
Татьяна и прораб приехали на участок. Алексей все четко разложил — где есть проблемы, а где все в порядке и не стоит дергаться. Сошлись на том, что с учетом местной почвы идеально будет сделать свайно-ростверковый фундамент.
— Зная рынок, он немного задемпинговал, а еще пообещал бонусом сделать отвод воды от дома, — продолжает минчанка. — Сами понимаете: Логойский район стоит на холмах, поэтому я переживала, чтобы новый фундамент не подтапливало. Не скрою, Алексей очень красиво рассказывает: ты и без того воодушевлена, а еще когда встречаешь единомышленника, то готова поверить во все.
В общем, 31 марта 2023 года мы заключили договор (УНП я проверила, все было в порядке). Условились, что за 17 700 рублей он сделает новый свайно-ростверковый фундамент, в том числе под террасу перед домом.
Договорились, что работать Алексей будет с 21 апреля и до конца весны, так как в июне я хотела уже заехать с детьми в дом и не пересекаться больше со строителями. Тут же, не отходя от кассы, прораб начал просить денег: надо же приобрести металл и другие материалы. Для пущей убедительности вспомнил, как в 2021-м резко подорожало все, что связано со стройкой. И вот чтобы такое не повторилось, лучше нам закупиться сразу. Мне показалось это разумным и логичным, поэтому за несколько раз передала ему почти 6700 рублей. Так сказать, для хорошего старта.
Но хороший старт не случился: мастер не вышел на участок 21 апреля. Почему? Перечитав договор, Татьяна увидела, что даты в нем отличались от тех, которые были оговорены устно: согласно документу, все начинало «закручиваться» только 21 мая. «Когда я позвонила, чтобы выяснить, что же это такое, Алексей меня успокоил: „Не обращайте внимания: заступим все равно раньше, сделаем вовремя, просто формальности“. В итоге „раньше“ — это оказалась середина мая», — обозначает первые проблемы минчанка. Как и бывает в таких случаях, сам Алексей не работал, а только дирижировал: привозил на участок людей, давал им задания, занимался закупкой материалов. Дело вроде бы продвигалось: нанятые ребята подняли дом, начали выковыривать из старого фундамента камни-основы. На участке прораб появлялся исправно, поэтому Татьяна верила, что все будет нормально.
— 21 мая Алексей Чернявский объявился с радостной новостью: «Будем делать фундамент». И скинул фото. Я посмотрела на снимки, и мне стало плохо. Вместо нормальных труб для свайно-ростверкового фундамента он взял 70-сантиметровые обрубки из асбеста или чего-то такого и стал вкручивать их. Но я-то готовилась к стройке, поэтому знала, какого качества должны быть материалы и что вкручивать их надо глубоко, ниже отметки промерзания почвы (а это точно больше метра)!
Когда стала возмущаться, прораб ответил, что полутораметровые сваи они сделать просто не могут. Тогда я запросила техдокументацию: пусть обоснует, почему именно такое решение для моего дома и участка. В ответ услышала: «Что-то мне не нравится ваш тон». Препирались мы долго. Алексей все склонял меня согласиться на то, что есть. Я же была категорически против: такой фундамент ни на что не годится! Смысл было заводиться ради подобного результата.
Чтобы не превращать сотрудничество в эмоциональную перепалку, пригласила эксперта, который, оценив проделанную работу, выдал свое заключение на восьми листах: почти все шло под переделку. Это был последний день, когда я видела Алексея.
Дальше мы общались в мессенджерах: прораб убеждал, что все исправит (но пока не может, потому что то заказал новую арматуру, то еще что-то), я ждала. В конце концов стало понятно, что придется решать вопросы в юридическом поле, ибо договориться самим у нас не получалось.
Какое-то время отправляли друг другу претензии. Потом я предложила ему вернуть мне деньги за вычетом проделанной работы. Алексей согласился, но только на 2500 рублей (из 6700). Остальное якобы отработал. Но это же смешно! Он больше навредил, чем сделал пользы: разрушая кирпичную перегородку, оставил на земле строймусор, оправдывая это тем, что зальет все стяжкой и будет порядок. Затем не демонтировал по углам фундамента старые большие камни, мол, будет использовать их как опоры в будущем. Хотя, как я узнала позже, этого категорически делать нельзя — на углах постоянно будут образовываться трещины. В конце концов забрал в зачет радиаторы отопления и другой металл где-то на 1000 рублей и «забыл» про это, — говорит Татьяна.
Осенью прошлого года стороны оказались в суде Заводского района и высказали друг другу накопившиеся претензии. Минчанка напирала на плохое качество работ, строитель — на то, что заказчица якобы поменяла проект (правда, подтверждений этому не было). Татьяна отмечает: юристы, которые консультировали «ипэшника», были очень крепкие. Все документы оказались составлены на редкость грамотно. Впрочем, Фемида предпочла копать вглубь и постановила сделать судебную экспертизу. Оплачивать ее ответчик не стал. Оценив все доводы и факты, суд вынес решение в пользу минчанки.
Но прораба это не устроило: в городской суд была подана апелляционная жалоба. Однако и тут не фортануло: суд оставил предыдущее решение без изменений. То есть постановил расторгнуть договор от 31 марта 2023 года и взыскать с «ипэшника» 6694 рубля, которые ему весной передала Татьяна, с выплатой неустойки и компенсации морального вреда. Также на плечи ответчика легли судебные издержки и выплаты в размере 2205 рублей в пользу «Городского общества защиты прав потребителей», а еще штраф в размере 100% от суммы, взысканной в пользу потребителя.
— Моральный вред, конечно, порезали: запрашивала я 5000 рублей, но на бумаге получила 400. Хотя на самом деле нервов потеряла очень много. С неустойкой та же история — всего 450 рублей. А самое главное, выиграть суд — не значит получить деньги.
Мне ИП Чернявский должен порядка 7500 рублей, столько же государству, перед «Городским обществом защиты прав потребителей» свой немаленький долг. И какой результат?
Алексей подает на ликвидацию. За душой, скорее всего, у него ничего нет. А значит, через пару лет все долги будут списаны.
Хорошо так работать. Удобно. В Молодечненском отделе принудительного исполнения, куда я отправила исполнительный лист по своему делу, тоже ничем помочь не смогли: ликвидация. Пришлось снова обращаться к юристу, составлять требования кредитора. А что толку? — рассуждает минчанка.
— Имея за плечами такой опыт, я уже жалею, что в принципе захотела делать реконструкцию старого дома. Мой совет всем, кто только задумывается: лучше не беритесь за это, если сами не рукастые и не можете выполнить все работы самостоятельно. Иначе будет дорого, хлопотно и с непонятным результатом.
Ну а если душа все-таки требует и отказать ей невозможно, не занимайтесь фундаментом и полом — это стоит огромных денег. Плюс очень велик шанс попасть на бракоделов. Выбирайте дом покрепче, украшайте стены, продумывайте уютный интерьер, но не лезьте в конструктив.
Надо понимать, что специалистов, которые работают со старыми домами, намного меньше, чем мастеров, которые строят с нуля. А это значит, что вам будут диктовать цены и условия. Деваться будет некуда. Плюс все сопутствующие работы выливаются в копеечку: даже поменять окна не так просто. В общем, несколько раз подумайте и посчитайте деньги, — советует Татьяна.
А что Алексей? По данным сайта kartoteka.by, ИП Чернявский находится в процессе ликвидации с 12.02.2024. Основание: «Принятие решения собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором)».
Но сворачивать работу мастер, похоже, не планирует. И даже периодически обновляет свои объявления на профильных сайтах.
Под видом клиентов, присматривающих себе домик в деревне и планирующих в нем основательный ремонт, мы позвонили прорабу. И тот с радостью откликнулся на предложение как выехать на место и оценить дом, так и взять его в дальнейшем под свое крыло. К середине лета, прикинул, успеет сделать, даже если объем работы будет большой.
— Глобально ремонт фундамента и замена венцов стоят в районе 15 000 рублей. На это вы должны рассчитывать. Реконструкция фундамента отдельно оценивается. Сроки будут зависеть от погоды: если дождь, то никто не работает. Но в целом мы всю зиму работали: приспособились. Начинать можно уже. Правда, есть очередь. Раньше, чем через месяц, мы не приступим.
А так все делаем. И консультацию даем при покупке — я вам подробно расскажу про ваш дом: что нужно делать, сколько будет стоить, покупать вообще или нет. Все расскажу про дом, потому что опыт огромный. Знаю, куда и как смотреть, какие бывают повреждения и как их чинить. Цена зависит от расстояния, от времени. В районе 150—200 рублей обойдется, — заверил мастер.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by