«Все закрылось, и направление стало глухим». Как выживают торговые центры за МКАД?

18 марта 2024 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

«Все закрылось, и направление стало глухим». Как выживают торговые центры за МКАД?

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

Идея привести в порядок минское «замкадье» зрела в головах чиновников довольно давно: все-таки красиво должно быть не только в столице, но и по соседству. В определенный момент в непосредственной близости от кольцевой начали расти торговые центры. Некоторые из них минчане воспринимают как часть городской инфраструктуры (вспомним тот же ТЦ «Сухарево»), а о существовании других, возможно, даже не подозревают. Onlíner проехался по нескольким таким ТЦ и посмотрел, пользуются ли они вообще популярностью или потихоньку загибаются из-за отсутствия покупателей.

«Яркий»

Торговый центр «Яркий» открылся в Большом Стиклево, совсем рядом со МКАД, в 2018 году и позиционировал себя как «центр интерьерных решений» с пространством open space. Изначально там разместились производители и импортеры мебели, товаров для дома и сада. Выстрелить с этой идеей не получилось: местные жители особого интереса к площадке не проявили. Тогда учредители решили радикально сменить концепцию: так в 2020-м «Яркий» превратился в «дисконт-центр». Первым магазином низких цен стал «Светофор», за ним подтянулись «Маяк», Fix Price и «Три цены».

Народ задумку оценил: в полдень четверга парковка была забита автомобилями. Внутри снуют покупатели с тележками. Кажется, здесь есть все: и пенсионеры, с восторгом разглядывающие ценники, и мамочки с колясками, и мужчины с сосредоточенными лицами, прокручивающие в голове новые идеи для бизнеса.

— Вечером посетителей прибавляется: все прямо с работы спешат в «Маяк» и «Светофор». В основном это жители ближайших районов: Сосны, Шабаны… — протягивая нам бумажные стаканчики, ответил бариста, работающий на кофе-пойнте прямо на входе.

В «Светофоре» и правда многолюдно: в очереди на кассе мы насчитали больше десяти человек. Кто-то сжимает одну упаковку орешков, кто-то — с серьезным весом в корзинке. Среди стеллажей встречаем Марину. Она — постоянный клиент, бывает тут раз в неделю.

— Я за рулем, поэтому добираться сюда мне удобно. Тем более живу неподалеку. А вот на общественном транспорте, как мне кажется, сюда не ездят: нужно будет пройтись от остановки, — предположила собеседница. — Считаю, это отличный торговый центр. Нравится, что в одном месте можно и бытовую химию купить, и продукты — и все с хорошими скидками. Конечно, и в очереди постоять приходится: иногда она тянется до середины магазина.

Рядом со «Светофором» — островки с чехлами для смартфонов и мясными деликатесами. Интересуемся у продавца, как обстоят дела.

— Ой, я совсем недавно работаю, лучше у Маринки в «Красном пищевике» спросите, — смутилась девушка.

Ну а кто мы, чтобы отказаться от такого предложения?

В магазине белорусских сладостей несколько человек с умным видом выбирают себе зефир.

— Странное это место… Здесь вообще нет транспортного сообщения: ни автобусов, ни маршруток. Так что сюда либо идут пешком те, кто живет рядышком, либо подъезжают на машине. Поэтому «Яркий» и отличается от классических торговых центров, — поделилась мнением Марина. — По проходимости тут средненько. Раньше я работала в «Момо», знаю, что такое поток в час пик. На этой точке попроще, есть время, чтобы передохнуть. В пятницу, субботу и воскресенье обычно наплыв людей. Ну это пока дачный сезон не начался — тогда пик активности сместится на воскресенье и понедельник. А вообще по будним дням бывает по-разному: иногда понедельник лучше среды, иногда среда лучше пятницы.

Что еще можно найти в «Ярком»? Аптеку, шаурмичную (крафтовую!), цветочный магазин, «Брестские носки», секонд-хенд, мебельный шоурум… Второй этаж полностью захвачен гипермаркетом одежды и обуви под названием Totuus. Правда, во время нашего посещения он был закрыт по техническим причинам, так что насладиться шопингом у нас не получилось.

«Глобус Парк»

«Глобус Парк», словно истукан, застрял среди полей Щомыслицы в трех километрах от МКАД в направлении Бреста. Здание поистине гигантских размеров, подмигивая проезжающим мимо машинам своими цветными фасадами, будто зависло в ожидании чуда: а вдруг кто-то о нем вспомнит. Но на просторной парковке всего с десяток автомобилей, да и те, судя по всему, принадлежат сотрудникам.

Торгово-логистический центр начали строить здесь на заре 2010-х. Около 22 000 «квадратов», то есть половину площадей, девелопер планировал отдать под склады, еще 30 000 — под продовольственный гипермаркет, строительный магазин класса do it yourself, точки бытовой техники, одежды и обуви, развлекательные заведения и фуд-зону. И попытки действительно были: в разное время в «Глобус Парке» работали «Еврокэш», «Е-молл» и «Корона» (о ее былом присутствии до сих пор напоминают оранжевый цвет и вывеска на дверях). Но все они закрылись — видимо, так и не дождались толпы покупателей. «Пинскдрев» тоже сдался: от него осталась только выжженная на солнце надпись.

Отныне здание захвачено складами и оптовыми точками. Единственный магазин, торгующий в розницу, переехал сюда в начале года — это «Май шоп». Здесь продают польскую косметику ZIAJA, европейскую бытовую химию из Румынии, Чехии.

— Пока это наш единственный полноценный магазин. Из города сюда ехать не особо хотят — далековато. Предпочитают искать нашу продукцию в торговых центрах: у нас есть островки в Galleria, Dana Mall… Сюда добираются только постоянные клиенты, которые уже знают об этой локации, или оптовики, которые хотят купить сразу и побольше, — говорит нам консультант Милана. — Проходимость, конечно, так себе. Максимум может быть человек шесть, но зато у них будут хорошие чеки — по 100—200 рублей. Хотя сегодня зашли два человека и как-то слабенько закупились. Бывает, что весь день никого. Тогда занимаемся отправкой товаров тем, кто заказывает что-то через наши маркетплейсы. Так что работы все равно хватает.

Выходим и двигаемся вдоль корпусов. Вот здесь склад автомобильных запчастей, чуть дальше — сантехники. Набираемся наглости и заглядываем в магазин с вывеской «Domotehnika.by». Оказывается, это оптовый склад бытовой техники.

— Открылись мы четыре года назад: искали помещение в брестской стороне, чтобы таможня рядом была, просто с точки зрения удобства. Вместе со складом открыли розничный магазин, думали, пойдет дело. Но это направление быстро стало глухим. Только мы арендовали площади, как сразу начались проблемы: закрылась «Корона», а потом и «Пинскдрев». Сейчас работаем только с клиентами, которые делают заказ в интернет-магазине: они приезжают, забирают технику и уезжают, — рассказали нам сотрудники.

Так, что тут у нас еще? Пивоварня (внезапно!), склад OZ (работает уже несколько лет), шоурум «Миртекст». Последнюю компанию можно назвать старожилом ТЦ — точка открылась семь лет назад.

— Нам удобна логистика: в «Глобус Парке» хороший заезд для фур. Не надо крутиться в городе на большой машине. Спокойно заехали, загрузились и уехали, — объяснили нам в «Миртексте».

В шоурум клиенты наведываются целенаправленно, чтобы посмотреть на ассортимент: трикотажное полотно в основном берут для производства худи, футболок, спортивных костюмов. Прямо при нас сюда заглянула дизайнер Ирина Звонко — у нее тоже свой бренд одежды.

— Раньше чего тут только не было… Но все постепенно исчезло. Все-таки это не очень популярное место. Зачем людям плестись сюда за продуктами, если можно зайти в ProStore на Малиновке, — резонно заметили сотрудницы компании.

«Озерцо»

Мебельный гипермаркет рядом с авторынком «Малиновка» открылся в далеком 2014 году. С тех пор его суть не особо изменилась — менялись только вывески. Хотя ортопедические матрасы Vegas, кажется, держат свой павильон все эти 10 лет…

Машин на парковке хватает. Прямо на входе в инвалидной коляске сидит мужчина с характерной картонкой: значит, проходимость тут как минимум неплохая.

На первом этаже расположилось около 20 арендаторов. Есть не очень известные, локальные производители, есть и те, кто на слуху, — Заславская мебельная фабрика, «Аксамит». Павильоны заставлены диванами, кроватями, столами и стульями, корпусной мебелью — собственно, ничего другого мы и не ожидали увидеть.

Хотя среди базовых предметов все же попадаются интересные экземпляры. Как вам, например, розовая тахта Barbi (орфография сохранена) или настенные часы со стразами? Мы тоже в восторге.

По залу прогуливаются несколько посетителей. Продавцы со скучающим видом сидят за своими компьютерами или смартфонами: в данную секунду виртуальный мир как будто интереснее реального.

— Я уже четыре года тут работаю. Бывает, люди объездят весь Минск, а сюда заглядывают в последнюю очередь и в итоге находят нужную вещь. Или сначала приходят в «Озерцо», потом смотрят другие магазины и все равно возвращаются. Кто-то едет к нам целенаправленно, в том числе из других городов — им сюда проще добираться, чем мотаться по городу. Иногда за день к нам может 10 человек зайти, иногда 0, — говорит Елена, продавец-консультант магазина «Байкос». — Лично мне наш торговый центр нравится. Я как-то была в «Домашнем очаге», у нас там тоже есть точка. Прогулялась до третьего этажа и поняла, что мне нечем дышать. Еще и эти низкие потолки, яркий свет… Потом стояла 10 минут на улице и держалась за перила: стало плохо. А тут комфортно. Пусть нас и немного, зато как дома.

Тем временем мимо торжественно вышагивают дамы с пакетами, наполненными продуктами. Откуда им взяться? Оказывается, на втором этаже работает «Грошык» — именно туда и отправилась основная масса посетителей. В очереди — человек 20. И это даже не аншлаг: по вечерам (особенно в пятницу) столпотворение сразу около четырех касс. Причем закупаются люди совсем не одной пачкой муки и палочкой колбасы — грузят продукты тележками.

А вот Даниил с Александрой впервые в «Озерце»: девушка пришла на собеседование в одну из мебельных компаний. Заодно решила оценить местный дискаунтер.

— Мы удивлены, что тут гораздо дешевле, чем в том же «Евроопте». Да еще и продаются знакомые бренды, а не какие-то ноунеймы, как в «Светофоре», — с улыбкой замечает Александра. — Сами мы в Малиновке живем и обычно ездим за покупками в Diamond City.

Хоть «Грошык» и привлекает в ТЦ немало посетителей, на выручке других арендаторов это особо не сказывается. По крайней мере, так считают в магазине сантехники «Чистый берег».

— У нас узконаправленный магазин: обычный человек вряд ли поедет за лейкой или смесителем за город (только если не живет в частном доме неподалеку). Скорее он выберет какой-нибудь гипермаркет — «Ома», Mile. К нам же розничный покупатель придет только за уникальными позициями, которых больше нигде нет, — утверждает руководитель торгового объекта «Чистый берег» Ирина Насевич. — А так наши основные клиенты — это люди, работающие с сантехникой. Конечно, случайных покупателей, забредающих к нам из «Грошыка», тоже можно заинтересовать. Может, сегодня человеку ничего и не нужно, а завтра он начнет возводить дом и вспомнит о нас как о месте, где можно приобрести все необходимое.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by