Знакомьтесь. Хочатаун, штат Оклахома, американская глубинка, где когда-то рубили лес и добывали уголь, потом выживали на нелегальном производстве самогона, а сейчас зарабатывают миллионы на туристах из больших городов. В населенном пункте, недавно вернувшем себе городской статус, живет меньше 300 человек, но почти все здания сдаются в краткосрочную аренду. Это приносит местным жителям большие деньги, но и создает дополнительные проблемы с инфраструктурой. Каково это — быть городом, рожденным Airbnb, чем недовольны местные и почему у Хочатауна возник конфликт с соседями, захотевшими его аннексировать?
Хочатаун — достаточно поздний город даже по меркам такой молодой страны, как Соединенные Штаты. Лишь в 1880-е годы, уже после Гражданской войны, на этом пограничье современных штатов Оклахома, Техас и Арканзас осели очередные покорители фронтира, привлеченные сюда, конечно же, природными богатствами местности. Обычный равнинный ландшафт Оклахомы, ныне покрытый кукурузными полями, как раз здесь неспокойный, холмистый и поросший лесами — именно они стали первым источником процветания города.
Истребление лесов шло настолько активно, что уже к 1930-м годам территория вокруг Хочатауна перестала представлять интерес для промышленных заготовителей. Потеряв заработок, его население принялось переезжать в более перспективные места, и в итоге свой городской статус Хочатаун потерял. По сути, единственным сколь-нибудь доходным занятием жителей стало производство самогона, благо кукурузы вокруг росло в избытке, а дешевый виски пользовался спросом, даже несмотря на отмену сухого закона в США. Скорее всего, уже немногочисленные жители Хочатауна продолжили бы прозябать, если бы в 1960-е рядом не затеяли крупный инфраструктурный проект, который и стал спасительным.
В 1961 году по соседству с Хочатауном началось строительство плотины, которая должна была решить две задачи. С одной стороны, требовалось снизить угрозу сезонных паводков на реке Маунтин-Форк, с другой — поставить ее воду на службу энергетике. ГЭС была сооружена в течение следующего десятилетия, а вместе с ней появилось и водохранилище Броукен-Боу, оказавшееся крайне уместным, несмотря на свое искусственное происхождение.
После заполнения озеро стало одним из крупнейших в своем роде в Оклахоме.
Прекрасную компанию ему составил холмистый пейзаж, покрытый хвойными лесами. Последние, в свою очередь, были богаты дикими животными. Большой водоем в таких условиях стал прекрасным рекреационным центром. Пляжный отдых, рыбалка, охота, пешие походы с каждым годом привлекали все больше туристов, а на берегах озера Броукен-Боу стала появляться соответствующая инфраструктура, прежде всего рассчитанные на краткосрочную аренду летние домики и бунгало.
Настоящий прорыв в этом отношении случился во время коронавирусной пандемии. После введения в городах карантинов и режимов вынужденной самоизоляции множество американцев, живших в крупных городах, стало искать альтернативу пребыванию в четырех стенах. И ей стал переезд, по крайней мере на короткое время, в сельскую местность, где и дышалось легче, и правила поведения действовали мягче или не действовали вовсе. Хочатаун стал такой точкой притяжения сразу для нескольких крупных населенных пунктов, но прежде всего для техасского миллионника Далласа, от которого до Хочатауна и озера Броукен-Боу всего около трех часов езды по автостраде.
Хочатаун, население которого составляло всего 250 человек, за двадцать последних лет стал крайне востребованным направлением для отдыха. Количество приезжих каждый год росло на 20%, и сейчас на выходные, в зависимости от сезона, сюда приезжает от 30 до 50 тысяч человек. Все они готовы тратить деньги, что привело к конфликту местных жителей с властями штата и соседним городом Броукен-Боу, в честь которого и названо водохранилище ГЭС. Первые хотели поставить под контроль бурно росший рынок арендного жилья и связанные с этим налоги.
Муниципалитет Броукен-Боу также интересовали финансовые отчисления от Хочатауна, ведь своего городского статуса тот лишился еще до Второй мировой.
Не будучи городом, не имея своего почтового индекса, Хочатаун был лишен возможности иметь свою полицию, свою пожарную службу, не мог инвестировать в развитие инфраструктуры — например, канализацию, водопровод, электросети, дороги. Нагрузка же на них возросла многократно, ведь почти все местные жители стали респектабельными рантье. Пользуясь невиданным спросом, они принялись строить быстровозводимые домики, которые легко было сдать изголодавшимся по природе горожанам, желавшим вырваться из каменных мешков ради барбекю, рыбной ловли, охоты на оленей, покорения трейл-троп и прочего отдыха разной степени активности. Администрация Броукен-Боу на этом фоне пыталась включить территорию Хочатауна в свои границы, что сами жители последнего называли аннексией.
До пандемии коронавируса в Хочатауне имелось около 400 объектов разного формата (преимущественно бунгало), которые сдавались в краткосрочную аренду туристам. Сейчас эта цифра выросла до 2400. В активное создание новых предложений включились уже не только коренные обитатели, но и внешние инвесторы, многие из которых были вчерашними гостями.
Приехав в Хочатаун один, второй, третий раз и видя, какой ажиотаж вызывают эти места, некоторые отдыхающие сами включились в гонку, рассматривая покупку или строительство новых объектов размещения как выгодное вложение средств. Заполняемость арендных домов достигала 95%, а значит, при относительно скромной цене вступления в игру она могла принести быструю эффективную отдачу. Издание New York Times, исследовавшее феномен Хочатауна, привело такой пример. Небольшой летний дом под названием Calfornia Dreaming в 2020 году был продан инвестору из Далласа за $590 тысяч. В 2021-м он оценивался уже в $1,1 миллиона, а в 2022-м — в $1,3 миллиона.
Сейчас Хочатаун представляет собой один большой арендный проект. На фоне десятков тысяч гостей постоянное население совершенно незаметно. При этом из-за взрывного увеличения предложения в попытке снять все сливки с этого бума оно начинает уже обгонять спрос. Например, за 2022 год предложение жилья в Хочатауне увеличилось сразу на 20%, тогда как количество сделок по аренде — всего на 14%. То есть феноменальная заполняемость местных объектов индустрии гостеприимства стала падать, хотя пока все равно остается на очень высоком уровне. Это, в свою очередь, приводит к падению стоимости недвижимости. Тот же летний дом California Dreaming, еще в 2022 году пытавшийся найти покупателя за $1,3 миллиона, в 2023-м продавался уже за $899 тысяч.
Уходящий год принес жителям Хочатауна и крупную победу.
Они смогли отбить атаки соседей из Броукен-Боу и добиться для себя возвращения статуса города. Это позволит оставлять существенную часть налогов и сборов от арендного бизнеса в местном бюджете. Например, в сентябре 2023 года общий объем такого рода поступлений составил $456 тысяч, и избранное руководство Хочатауна видит цифру в $1 миллион в месяц делом ближайшего будущего. Для города с постоянным населением всего в 250 человек (хотя реально в каждый конкретный момент в его границах находятся тысячи) это очень много. Впрочем, растущий пока поток туристов накладывает на муниципалитет и серьезную ответственность. Свежеиспеченному городу уже требуются существенные инвестиции в модернизацию инженерных сетей, в создание своего полицейского отделения, организацию профессиональной пожарной службы. С такими вызовами прежде сонному населенному пункту, который сейчас известен как город Airbnb (по названию самого известного сервиса краткосрочной аренды жилья), сталкиваться пока не приходилось.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by