«Мы с мужем — как те люди на болоте: всегда жили с мыслью, что надо иметь свою землю. Поэтому когда в 2010 году подвернулась возможность купить за небольшие деньги дачу в десяти километрах от Минска, даже не сомневались. Участок брали скорее про запас, не планируя сразу же приступать к возведению дома. Но когда соседи один за одним начали перебираться в товарищество на ПМЖ, прикинули, что и нам стоит последовать их примеру. Так и начал расти наш дом. Поскольку лишних денег не было, муж многое делал своими руками, старался найти бэушные материалы, ловил скидки. В общем, для нас это была настоящая стройка века», — описывает начало истории Ольга. Как бы сложно ни приходилось семье в тот момент, это, оказывается, была светлая сторона их строительной жизни. Темная наступила много позже, когда минчане решили завершить проект и наняли прораба по «объявке».
Как и многие минчане, Ольга с мужем годами числились в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Надежд на то, что их позовут строиться, было мало, поэтому семья, живя в общежитии, вкладывала все деньги в возведение своего дома. И вдруг — удача. В 2020-м из исполкома пришло то самое письмо. И хоть «мягких» кредитов семье не полагалось, супруги приняли решение стать дольщиками. В этот момент «фазенда», само собой, отошла на второй план: не до нее.
Так и стоял бы дом в состоянии «летом приехать можно, но зимой лучше не показываться» еще долгие годы, если бы не «дачный» кредит от «Беларусбанка». Подсчитав все доходы и расходы, Ольга с мужем решили, что стоит взять взаймы 25 000 и все-таки довести до ума дом, который заждался внимания строителей.
За два месяца супруги рассчитывали утеплить и оштукатурить фасад с фундаментом, подшить крышу, возвести две перегородки в самом доме и подшить потолок.
— Знакомых надежных строителей у нас, к сожалению, не было. А те, кого рекомендовали друзья, не хотели связываться с кредитом. Поэтому искать исполнителя пришлось по «объявке»: набирали номера из интернета и объясняли свою ситуацию, — рассказывает Ольга. — Наконец попался прораб, готовый взяться за работу. Муж с ним встретился, поговорил — ну вроде толковый специалист, даже на каверзные вопросы отвечает правильно. На связь он тоже выходил регулярно. В общем, никаких подозрений не вызвал.
Заодно прораб предложил сам закупать материалы, мол, у него скидки, спеццены и тому подобное. Мы даже порадовались, особенно на фоне того, что кредит надо было «усвоить» за год, иначе бы он сгорел. Думали, так будет быстрее и надежнее.
Пожав руки и заключив договор в мае прошлого года, минчане с легким сердцем отпустили кредитные деньги: на дело идут. По странному стечению обстоятельств банк перечислил исполнителю сразу всю сумму, а не половину, как думали заказчики. Ну что ж — лишний стимул работать. Но и сроки заказчики оговорили четко: 17 июля Ольга с мужем планировали переехать в дом, так как их дочери должны были сделать операцию и период восстановления хотелось провести за городом.
— Работы действительно начались. На участке появились люди, какие-то материалы. Но очень быстро стало понятно, что что-то идет не так. Например, мы договорились с прорабом, что он демонтирует выступы плит перекрытия, которые были у нас в доме и служили мостиками холода. Для выполнения этой задачи он привез… каких-то детей. Как мы узнали позже — учащихся строительного колледжа или ПТУ! «Детский сад» он объяснил тем, что квалифицированные специалисты просто не возьмутся за такую работу. В итоге нормально ничего так и не было сделано.
Сам участок просто превратился в мусорную свалку. А когда мы задавали вопросы по этому поводу, прораб отвечал, что уборка не включена в смету, поэтому он и пальцем не пошевелит. Но ведь смету составлял он сам!
Утепление тоже выполнялось не пойми как и кем: все кривое и косое. Но самое главное, когда мы хотели встретиться с работниками, чтобы обсудить ситуацию, то не могли этого сделать: договариваемся, что будем на участке во столько-то (нашу занятость никто не отменял), приезжаем — пусто, никого! — возмущена минчанка.
И если работы по наружке еще худо-бедно шли, то внутри был полный голяк. Планировалось, что подшивать потолки и ставить перегородки мастер будет в июле. По факту за работу он взялся только в сентябре, когда уже шли судебные разбирательства.
— Он все время рассказывал какие-то сказки: что ждет погоды, машину, суперкачественный материал (в итоге приехала кривая и гнилая вагонка) — да что угодно. Когда я напоминала, что мы работаем по кредитному договору и сроки четко обозначены, он без тени сомнения отвечал: «Ничего, значит перенесем». Как мы ни надеялись, что все решится миром и хорошо, что прораб переделает свои «косяки» и пересчитает материалы, так как у него шел перерасход, — не сложилось. Стало понятно, что придется обращаться в суд: время идет, деньги у него, толку нет.
Однако наш прораб оказался очень уверенным в себе человеком. Он прямо заявил моему мужу: «Вы ничего не докажете. Я 13 лет в этом бизнесе, можете ни на что не рассчитывать. Я могу вообще в ликвидацию уйти».
Во время судебных заседаний он вел себя достаточно нагло. А когда судья спросила, почему работы не были выполнены в срок, сказал: «Вы хоть имеете представление, как строятся дома?» Наш иск, в котором было прописано требование вернуть все деньги, прораб прокомментировал тирадой о том, что он вообще-то многодетный отец (у него то ли пятеро, то ли шестеро детей) и не может строить дома другим людям за свой счет. Благо судья вернула его на землю и сказала, что в процессе он выступает не как отец, а как директор компании, — вспоминает Ольга.
И все же пара дала прорабу еще полтора месяца, чтобы завершить работы. Теперь супруги считают, что это было большой ошибкой. Или, может, они не правы и придираются по пустякам? Судебная экспертиза объекта еще только предстоит, а мы пока спросим мнение независимого специалиста, который видел сотни домов — хороших и не очень.
Опытные люди знают: контролировать стройку надо на каждом этапе. Добросовестные строители, конечно, есть, но и тех, кто готов халтурить не жалея живота своего, хватает. И накосячить они могут так, что потом уже и не отмотаешь.
Был главным инженером на строительстве Добрушской бумажной фабрики. Затем «отметился» в ФОК «Серебрянка» и логистическом центре в Болбасово под Оршей. В 2019-м решил, что пора работать на себя, оказывая всем нуждающимся услуги по стройнадзору и непосредственно строительству.
«Диагностику» дома начинаем с фасада, к которому у самих хозяев есть претензии. А ведь они далеко не строители и не технадзорщики, но даже неопытный глаз цепляется за неровности, которые есть на всех четырех сторонах.
Наружные стены коттеджа утеплены пеноплексом и минеральной ватой, которые посажены на клей и зонтики, затянуты фасадным клеем и оштукатурены. Вроде все по технологии, но то, как работы выполнены, напоминает скорее фильм строительных ужасов.
Стены кривые — каждая смотрит куда хочет и как хочет. Углы такие же «неоднозначные». Возможно, проблема в том, что строители применяли пластиковые уголки, а не алюминиевые. Учителя геометрии просто сошли бы с ума, если бы могли оценить ровность этих «перпендикуляров». Строительное прави́ло не даст соврать: даже на его относительно небольшой длине видны солидные отклонения.
С фасадной сеткой тоже работали так, будто первый раз в глаза ее видят. Мало того что голубая сеточка периодически просвечивает, так еще и технология не соблюдена. Например, на углах ее для чего-то подрезали-укоротили. Хотя по правилам сетка должна уходить сплошным куском как минимум на 20 сантиметров от угла вдоль фасада.
— Откосы надо переделывать все. Они кривые, с неправильным углом рассвета. Почему-то строители их не заармировали. И не отделили пластиковые окна от наружной отделки резиновым демпферным профилем. Трещины будут появляться постоянно. К тому же ни одно окно по углам не усилено так называемыми косынками из фасадной сетки. Без них в дальнейшем будут появляться диагональные трещины.
И раз уж мы заговорили об установке окон, напомню, чтобы хозяева дома (и все, кто сейчас делает ремонт), когда начнется внутренняя отделка, проконтролировали, как у них установлены окна. Изнутри периметр обязательно должен быть промазан пароизоляционным герметиком «Стиз-В» (а снаружи — «Стиз-А»). Это поможет избежать теплопотерь и появления плесени.
Сами окна строители тоже не защитили: рамы и стекла в клее и штукатурке. Теперь хозяевам придется покупать специальные средства, чтобы это аккуратно убрать. И не факт, что удастся все удалить.
Вдобавок ко всему утепление фасада выполнили так, что под окнами не осталось места для установки отливов, — показывает Андрей Туник.
С дверными откосами дела обстоят не лучше. Если пошире открыть дверь, то петли просто упрутся в утеплитель.
Высокий фундамент утеплен тоже далеко не идеально. Поверхности, может, и поровнее, но про нюансы рабочие забыли.
А вот с выступающей частью плит перекрытия все не так просто. Несмотря на то что прораб и его команда не до конца сбили этот участок, претензии все же предъявлять надо не им. С этой частью дома изначально все было не так.
— Плита перекрытия ни в коем случае не должна торчать, выступать за фасад. Она должна прятаться в фундаменте, как бы уходить в него. То есть здесь изначально был неправильный конструктив. Обрезать все лишнее необходимо было еще до начала утепления цоколя.
Что теперь предпринять? Взять бензорез с огромным кругом, имеющим алмазное напыление, и убрать все выступы, создав одну плоскость с кирпичом. Дырки зачеканить раствором, чтобы внутрь не задувало и не попадала влага (из-за этого будут промерзать полы). И потом уже утеплять.
Однако я вынужден вас расстроить: нормально сделать это без снятия пеноплекса с фундамента, увы, не получится.
Утеплять кусками, как было сделано у вас, абсолютно неправильно. Эффекта это не даст. В целом фасадчик должен был или не браться за работу вовсе, пока вы не приведете все в должный вид, или уже сделать по технологии, объяснив все моменты.
Также стоит установить на фасаде капельник, чтобы косые дожди стекали организованно, а не хаотично, — советует специалист.
Двигаемся дальше. В цокольном этаже находим плиту перекрытия, которой нужна помощь. Арматура в ней уже покрылась коррозией, бетон отваливается, соответственно, ослабевает несущая способность. «Пострадавшую» надо зачистить, обработать специальными антикоррозийными составами, прогрунтовать и покрасить. Нежелательный процесс это не остановит, но хотя бы задержит его на 10—15 лет. С одной из перемычек, которая тоже не оправдала ожиданий, поступаем аналогично.
На будущей террасе находим доски с гнильцой. Хозяева объясняют, что это лишь временный вариант. Но эксперт настаивает: так быть не должно. Во-первых, как показывает опыт, все временное — самое постоянное. А во-вторых, этот как с кариесом: если не залечить один зуб, очень скоро пострадают соседние.
Внутри тоже не все гладко. Перегородки строитель возвел не до конца. Видимо, решил, что и полстены людям хватит. К тому же одна из них слеплена из не пойми чего (хотя деньги на закупку необходимого количества стройматериалов были выделены).
— Пароизоляция потолка выполнена неправильно. У вас ведь второй этаж будет жилой? Значит, утеплять пространство между этажами будете эковатой или минватой, а это материал, который держит влагу. И ваша задача — защитить от нее вату. Чтобы это сделать, надо пароизоляцию заводить на стены, создавая тем самым эффект правильной теплицы. В одном месте у вас так и сделано, а должно быть по всему периметру. Иначе лет через 15 попадете на полный ремонт дома.
Удивляет меня и решение с «оформлением» окон. В наружных стенах, которые как раз таки дают большую нагрузку, нет нормальных перемычек.
Вместо них — обычная арматура в растворе. Так часто делают, желая сэкономить, но это совершенно неправильно. Вы и сами видите последствия: один блок уже пошел трещинами из-за этого.
При этом для межкомнатных перегородок у вас закуплены нормальные перемычки. Должно быть ровно наоборот. Вообще, мой совет всем: не экономьте на стройматериалах — хорошее очень редко бывает дешевым. Да, в моменте вы заплатите больше, но на длинной дистанции это себя оправдает, — отмечает Андрей.
Подшивка крыши выполнена весьма своеобразно — будто со встроенным местом для осиного гнезда. Дырку надо заделывать.
— Честно говоря, это наглядный пример того, когда ищутся варианты подешевле. Я понимаю, что все мы потребители и хотим сэкономить. Но в некоторых делах лучше заплатить столько, сколько оно стоит. Нормальный профессионал не будет работать за две копейки. И не позволит себе сделать такую ерунду.
Какие перспективы? Суд вы наверняка выиграете, особенно если ваш адвокат специализируется именно на строительных вопросах. Моральное удовлетворение получите, а вот деньги за испорченные материалы и работу — это еще вопрос.
Сейчас вам нужно искать подрядчика, который все сможет переделать и выровнять. Конечно, это потребует новых вложений. Когда возьметесь за работы, наймите технадзор, чтобы кто-то мог вовремя остановить рабочих, если они снова начнут косячить, — заключает специалист.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by