Девятого июля 2023 года одинокий турист, находившийся в походе в Национальном заповеднике «Ганнисон» в Скалистых горах штата Колорадо, заметил среди деревьев синюю палатку. Она привлекла внимание своей неуместностью. Относительно недалеко находилась подготовленная местными рейнджерами площадка для кемпинга, но палатка стояла просто в лесной чаще. Следующая находка шокировала туриста: у входа в укрытие лежало человеческое тело и, судя по его состоянию, лежало давно. Через день к месту происшествия прибыли полицейские и обнаружили еще два трупа, уже внутри палатки. Их личность смогли установить лишь после экспертизы. Погибшими оказались 42-летняя Ребекка Вэнс, ее 41-летняя сестра Кристин и 14-летний сын Ребекки. Дальнейшее расследование показало, что семья по собственной воле «ушла от цивилизации», чтобы жить вдали от нее. Увы, жертвы на собственном опыте узнали, насколько опасным бывает выживание в дикой природе, особенно когда весь багаж знаний об этом ограничивается просмотренными на YouTube видеороликами.
«Это просто ужасно, — заявил журналистам Адам Мёрди, шериф округа Ганнисон, где произошла трагедия. — Обычно нам не поступают звонки такого рода. Никто к этому не был готов». Место гибели семьи Вэнсов было расположено на восточном склоне одной из местных гор, на высоте 2430 метров, в самом сердце строго охраняемой территории Национального заповедника «Ганнисон». Допуск машин в этот живописный уголок Скалистых гор строго регламентирован, но среди любителей пешеходных походов это очень популярное направление.
Впрочем, стоянка погибшей семьи находилась вдали от стандартных маршрутов и не была заметна ни с троп, ни с лесной дороги, которую используют рейнджеры для патрулирования леса.
Помимо палатки в лагере жертв был найден незаконченный навес, остатки костра, импровизированный туалет, пустые банки и контейнеры из-под еды, множество книг. Запасов пищи практически не было, как и огнестрельного оружия. Все три частично мумифицированных тела находились «на поздней стадии разложения».
Из-за состояния трупов их опознание заняло несколько недель. Жертвами оказались две сестры Вэнс, Ребекка и Кристин, и сын Ребекки, имя которого полиция не раскрывает из-за его несовершеннолетнего возраста. Все трое были жителями крупного города Колорадо-Спрингс, расположенного в 280 км восточнее. Ребекка работала на производстве компьютерных чипов компании Atmel, Кристин — в ресторане быстрого обслуживания Taco Bell. Погибший подросток находился на домашнем обучении.
Следов насилия со стороны людей или животных найдено не было.
Среди первоначальных версий полиции была смерть от переохлаждения, голода или отравления углекислым газом. Последнее могло произойти, например, если бы Вэнсы разожгли огонь внутри палатки в попытке согреться. Все трое числились пропавшими без вести с октября 2022 года, но родственники никак не ожидали именно такого исхода их судьбы.
Именно в ходе опроса родственников у полиции сложилась примерная картина развития событий, приведших к гибели семьи. Летом прошлого года Ребекка и Кристин перевезли некоторые свои вещи, включая прах родителей, своей третьей, сводной сестре Тревале Хара. На закономерно возникшие в связи с этим вопросы женщины отвечали уклончиво, рассказывая про необходимость уехать из штата в связи с некими «семейными обстоятельствами». Однако Тревала с мужем по косвенным признакам догадались, что речь может идти об уходе от цивилизации в дикую горную местность. Ребекке даже предложили сначала пожить в принадлежащей супругам Хара хижине в Скалистых горах. Там не было ни электричества, ни водоснабжения, ни телефонной связи, но хотя бы имелся дизель-генератор на случай экстренных ситуаций.
Воспользоваться предложением сводной сестры Ребекка — а именно она, судя по всему, была инициатором столь радикального решения — отказалась.
Тем не менее она согласилась поговорить с общим знакомым индейского происхождения, имевшим опыт продолжительной жизни в естественных природных условиях этого региона. «Наши старейшины показывали нам, что следует, а чего не следует делать. Растения, которые можно и которые нельзя есть. Способы изготовления обезболивающего, как поставить ловушки, — рассказывал тот впоследствии в интервью СМИ. — Я не смог их убедить остановиться. Лучшее, что у меня получилось сделать, это рассказать им про некоторые навыки выживания, но за час разговора вы можете передать им очень мало, и это, скорее всего, быстро вылетит из головы».
Поняв, что погибшие Вэнсы оказались в удаленном районе Национального заповедника «Ганнисон» добровольно, полиция и журналисты принялись выяснять их мотивацию. Что могло заставить двух 40-летних женщин бросить устоявшуюся жизнь в большом городе, да еще подвергнуть риску не только себя, но и собственного сына и племянника?
Друзья и родственники описывали Ребекку Вэнс как сдержанного, замкнутого, склонного к одиночеству человека, не доверяющего посторонним.
Сводная сестра Тревала утверждает, что переломным моментом для нее стала пандемия коронавируса и связанные с ней радикальные изменения привычного образа жизни. «Бекки стала бояться того, куда движется мир. Все шло не так, как ей хотелось, и не так, как должно было быть. Все почувствовали, как изменилась атмосфера. Люди изменились. Экономика изменилась. Политика изменилась. Все изменилось. Им это не понравилось, особенно Бекки», — рассказывала Хара.
С другой стороны, Кристин Вэнс казалась полной противоположностью Ребекки. «Она была куда более общительной, харизматичной и поначалу не была убеждена в идее сбежать от общества, — отмечала Тревала. — Но в конце концов она передумала, потому что не хотела, чтобы сестра и племянник оставались одни».
Реконструировать ситуацию пусть и не в деталях, но в общих чертах, не так и сложно. На фоне пандемии, введенных карантинов и режима самоизоляции, закрытия школ, заведений общественного питания, увольнений и прочей трансформации привычного образа жизни Ребекка Вэнс, и так не отличавшаяся общительностью, окончательно разочаровывается в окружающем обществе и все чаще начинает обдумывать идею переезда туда, где все кажется простым и понятным, где нет места пандемиям, экономическим и политическим проблемам — в дикую природу.
В США очень развита культура «выживальщиков».
Существует целый жанр нон-фикшен-литературы, множество интернет-ресурсов и бесконечное число роликов на видеосервисах, где люди делятся советами по выживанию в дикой природе. Во многих случаях речь идет о персонажах, действительно имеющих богатый опыт такого образа жизни или рассказывающих истории о «побеге» в относительно комфортные и безопасные места. Насмотревшись подобных сюжетов на YouTube, начитавшись соответствующих книг, в изобилии найденных потом рядом с палаткой Вэнсов в лесу, Ребекка, увлеченная идеей, решает, что ничего сложного и опасного в подобном переезде нет. Даже отмена ковидных ограничений и возвращение общества к более-менее привычному образу жизни никак не сказываются на уже принятом решении. Женщина даже не отправляет своего ребенка обратно в школу, он продолжает учиться из дома. Кристин Вэнс соглашается присоединиться к авантюре, беспокоясь, что в одиночку Ребекка с сыном могут не справиться.
По непонятной причине к активной стадии своего проекта Вэнсы переходят лишь в конце лета 2022-го, перед надвигающейся зимой. В июле они перевозят свои вещи родственникам, отказываются, даже на всякий случай, сообщать им о своей цели и хотя бы о примерном месте, куда они планируют уехать, после чего в августе отправляются в Национальный заповедник «Ганнисон» за почти 300 км от прежнего дома. Сезон турпоходов заканчивается, и, возможно, сестры считают, что это позволит им спокойно осмотреться и подыскать подходящую уединенную точку.
Социальные сети и прочие интернет-ресурсы создали у Вэнсов впечатление, что выживание в таких условиях не представляет особого труда.
Почему-то фактор горной местности совсем не принимается в расчет, и сестры для жизни выбирают не какую-нибудь долину, откуда в случае форс-мажора можно было бы попытаться вновь добраться до цивилизации, а безлюдный район на высоте почти в 2,5 км над уровнем моря. Из вещей с собой они берут лишь палатку, минимальный набор инструментов, нож, много книг и запас еды, которого хватит лишь на первые месяцы.
По мнению специалистов по выживанию в диких условиях, скорее всего, первые месяцы Кристин, Ребекке и ее сыну удалось прожить относительно комфортно. Вполне возможно, они даже были счастливы и убеждали друг друга в правильности принятого решения. При этом вопросом строительства постоянной хижины они озаботились слишком поздно или же имевшихся навыков оказалось недостаточно, чтобы построить ее в срок. Все, что они смогли сделать, это наспех соорудить примитивный навес, который, естественно, не смог защитить их от того, чего они почему-то не ожидали, — прихода зимы.
Колорадо — горный штат с суровыми зимами.
На высоте в 2,5 км зима еще и начинается гораздо раньше, чем в долинах, причем ее наступление может быть внезапным. Сегодня еще светит теплое солнце и кажется, что бабье лето в самом разгаре, а на следующий день уже может начаться снежная буря и резкое похолодание. Скорее всего, что-то подобное и случилось. «На большой высоте достаточно сложно пережить зиму даже в уютной хижине с большим запасом дров, электричеством, провизией и пикапом. Эти бедные люди понятия не имели, с чем они столкнулись», — комментировал журналистам ситуацию один из экспертов-«выживальщиков».
Судя по всему, зима пришла внезапно и сразу в жесткой форме, которая отрезала Вэнсам путь назад. У них была одна палатка и недостроенный навес. Не было ни автомобиля, ни дров, ни достаточного запаса консервированной еды, ни даже огнестрельного оружия, чтобы попытаться добыть пищу самостоятельно. У них не было ничего, кроме убежденности, что прежний мир испортился, а новый — идеальный, и для нахождения в нем достаточно поверхностной информации, подсмотренной в чужих комплиментарных роликах, создающих ложное впечатление безопасности. Природа же в очередной раз оказалась безжалостна к наивным людям.
Как показало вскрытие тел, результаты которого были опубликованы в начале осени, Кристина Вэнс, Ребекка Вэнс и ее сын погибли от сочетания переохлаждения и недоедания. В частности, 14-летний подросток в момент смерти весил всего 18 кг, тогда как средний вес ребенка его возраста обычно составляет 50 кг.
«Последний раз они ходили в поход, когда мы были еще детьми, — говорила журналистам сводная сестра погибших женщин.
— У моей сестры не было тревожной кнопки, как в риалити-шоу о выживании, которую вы нажмете, и вас спасут. Вы можете насмотреться YouTube, там действительно есть кое-что полезное о жизни в дикой природе. Но читать или смотреть — это совершенно не то же самое, что в действительности жить вдали от общества. Горы не прощают ошибок. Пусть их судьба станет уроком».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by