Эта горе-башня — самая высокая «заброшка» в мире. Почему застройщик соорудил почти 600-метровый небоскреб, но так его и не закончил

35 294
24 сентября 2023 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Эта горе-башня — самая высокая «заброшка» в мире. Почему застройщик соорудил почти 600-метровый небоскреб, но так его и не закончил

Источник: Валерий Волатович
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Еще в середине прошлого десятилетия будущее китайского высотного строительства выглядело безоблачным. Города-миллионники по всей стране пытались перещеголять друг друга в супернебоскребах, а вопрос, когда объявят и реализуют проект, который сместит дубайскую «Бурдж-Халифу» с почетного первого места в топе высочайших зданий Земли, казался делом времени. Спустя восемь лет о сооружении таких башен больше никто и не мыслит. Более того, подобные идеи запрещены властями КНР на государственном уровне. А всему виной проекты наподобие Goldin Finance 117. Это здание в Тяньцзине достигло высоты в 597 метров и должно было занять третью строчку в списке самых высоких небоскребов страны. Но вместо этого признано «Книгой рекордов Гиннесса» главной в мире «заброшкой», став памятником «архитектуре тщеславия». Вот его поучительная история.

Любитель вина и поло

Знакомьтесь, Пан Сутонг. Этот уважаемый житель Гонконга еще в 1980-е годы заработал деньги на дистрибуции японских брендов электроники, а в следующем десятилетии превратил этот капитал в настоящее состояние, производя бытовую электронику для бездонного рынка Китая, только начинавшего привыкать к новому уровню комфорта. Это дало возможность бизнесмену, проведшему отрочество и юность в США, позволить себе очень буржуазные развлечения — вино и конный спорт. На профессиональном уровне — виноградники и винодельни он просто скупал, а компанию им составляли скаковые лошади.

Но особенным увлечением господина Пана стало поло — вид конного спорта, больше ассоциирующийся с британской аристократией.

В деловом смысле владелец Goldin Group также расширял сферу своих интересов, в конце концов попытавшись проникнуть на рынок недвижимости, бурно растущий в КНР и обещавший баснословные прибыли. Строительная отрасль была локомотивом китайской экономики, и казалось, ей ничего не угрожает. Мегаполисы страны покрывались частоколом небоскребов, и Пан решил, что он ничем не хуже прочих игроков на этом поле.

Мегапроект в Тяньцзине

Внимание Пана Сутонга сосредоточилось на Тяньцзине, где он предполагал большой потенциал для роста. Тяньцзинь действительно выглядел перспективно. Десятимиллионное население, расположение всего в 100 километрах от Пекина и статус одного из главных индустриальных центров Китайской Народной Республики с бесконечными промышленными гигантами в самых разных отраслях экономики. Всеми этими крупными бизнесами надо было откуда-то управлять, а их топ-менеджерам где-то жить, и Goldin Group решила сделать предложение, от которого местным предпринимателям было бы сложно отказаться.

На окраине Тяньцзиня, в районе Сицин, на месте бывшей промзоны, гонконгский миллиардер задумал построить новый центр города, не только финансово-деловой, но и жилой. Проект назвали Goldin Metropolitan, а его бюджет оценивался в $10 миллиардов. На площади в 1,8 квадратных километра должны были разместиться десятки офисных и жилых высоток, жилые особняки в итальянском и французском стилях, музей вина, обширные парки и даже клуб для игры в поло (куда ж без главного увлечения инвестора). Все это было рассчитано на весьма платежеспособную публику, ведь Goldin Metropolitan предполагался районом элитного характера. Якорным объектом должен был стать по китайской моде небоскреб, причем такой, который бы сразу вошел в список высочайших в стране и мире.

Амбициозная «трость»

Авторами проекта небоскреба стали влиятельная гонконгская компания P&T Group, одна из старейших непрерывно действующих архитектурных студий мира, работающая еще с 1868 года, и китайский проектный гигант ECADI (Восточнокитайский архитектурный проектно-исследовательский институт).

Они предложили башню, которую сами же сравнили с тростью.

В высотке должно было быть 597 метров, 128 этажей, из которых 117 предназначались для апартаментов, офисов и гостиничных номеров (отсюда официальное название Goldin Finance 117), и лишь 11 были техническими. После сдачи в эксплуатацию небоскреб занял бы третью строчку в списке высочайших зданий страны после 632-метрового Shanghai Tower и 599-метрового Ping An International Finance Centre в Шэнчжэне. При этом, в отличие от многих своих конкурентов, достигающих рекордных отметок обманным способом (например, с помощью шпилей), Goldin Finance 117 должен был быть обитаем в своей самой верхней точке. Верхушку «трости» планировалось украсить трехуровневым «набалдашником», в атриуме которого хотели разместить высочайшую в мире обзорную площадку, бассейн, ресторан и бар.

Неудачное время

Строительство официально началось 18 августа 2008 года, в разгар мирового экономического кризиса. Хотя Китай крушение американского рынка недвижимости и ипотечного кредитования и последовавшая цепная реакция в других странах затронули в меньшей степени, угроза «остывания» перегретого в КНР спроса на квадратные метры беспокоила Пан Сутонга. Проблема заключалась в том, что согласно китайским правилам выходящим на рынок новым девелоперам (а именно новичком был амбициозный гонконгский чужак Goldin Group) были запрещены предварительные продажи офисов и квартир в своих проектах. То есть такие пришельцы были вынуждены полностью финансировать стройку из собственных и заемных средств, а окупать они ее могли начать лишь после сдачи объекта в эксплуатацию и приемки его государственной комиссией.

Хотя денег у Пан Сутонга было много, все же финансирование 10-миллиардного многолетнего проекта представляло для него определенный риск.

Поэтому в январе 2010 года масштабное строительство в Тяньцзине было приостановлено, но возобновлено уже год спустя. Инвестору показалось, что рынок вновь разогревается, и он хотел успеть сдать и Goldin Metropolitan, и его главное здание на пике спроса. Беда пришла откуда не ждали. В июле 2015 года на фондовом рынке КНР случился обвал. За месяц акции компаний, торгующихся, например, на Шанхайской бирже потеряли треть своей стоимости, и, хотя акции Goldin Group были размещены на бирже в Гонконге, кризис затронул и их. К этому моменту из-за финансирования прожорливого тяньцзиньского проекта соотношение активов и долговых обязательств компании Пана составляло 1:1. Инвесторы запаниковали, и стоимость акций группы рухнула. По оценкам специалистов, Пан Сутонг, владевший 64% Goldin Group, фактически в одночасье потерял около $13 миллиардов.

Конец ярмарки тщеславия

В сентябре 2015 года, когда фондовый рынок Китая уже находился в крутом пике, на стройплощадке Goldin Finance 117 по инерции еще провели торжественную церемонию выхода здания на верхнюю отметку в 597 метров. Это был пир во время корпоративной чумы, ведь уже в декабре того же года строительство башни было остановлено. Попытки найти ей и остальному проекту Goldin Metropolitan покупателя у Пан Сутонга не увенчались успехом. В 2018-м площадку покинул генеральный строительный подрядчик China State Construction Engineering Corporation, и с тех пор незавершенный небоскреб, фактически возведенный в конструкциях, так и стоит немым укором наполеоновским амбициям и суровой руке рынка.

В 2020 году Комиссия по национальному развитию и реформам КНР впервые сформулировала новые правила строительства высотных зданий в стране.

После нескольких уточнений в последующие годы на строительство небоскребов высотой больше 500 метров был наложен фактический запрет. В городах с населением до 3 миллионов человек максимальная высота зданий не должна превышать 150 метров, и лишь в исключительных случаях может быть выдано разрешение на строительство 250-метровой башни. В мегаполисах с 3 миллионами жителей и больше такой лимит составлял также 250 метров. Этими новыми нормами регулятор принуждает застройщиков отказаться от т. н. «тщеславных проектов», сверхвысоких небоскребов, чье появление на свет вызывается не экономической необходимостью, а лишь стремлением что-то кому-то доказать и показать. Такие объекты плохо заполняются арендаторами, которых часто просто не хватает в том или ином населенном пункте, они дороги в обслуживании, расходуют слишком много электроэнергии. И, как показывает опыт Goldin Finance 117 и десятков других долгостроев такого рода, часто могут оказаться и вовсе не завершены.

Читайте также:

Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель
Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/массаж, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: гель для полости рта

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by