Самые жуткие места мира. Таинственный корабль-призрак, брошенный в тропическом раю

10 сентября 2023 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Самые жуткие места мира. Таинственный корабль-призрак, брошенный в тропическом раю

Источник: Валерий Волатович
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Найти его непросто. Для начала нужно физически оказаться буквально на краю мира, среди островов, до которых доезжают лишь немногие путешественники. Архипелаг только кажется райским, на деле же он населен воинственными народами, лишь недавно закончившими очередную гражданскую войну и весьма подозрительно относящимися к чужакам. Наградой для тех, кто осмелится преодолеть этот путь, станет весьма необычное зрелище — лежащий на боку в лазурной воде круизный лайнер, раньше ходивший в экстремальные походы от Арктики до Антарктики. Куда более легкий (хотя и дорогой) вариант — приплыть сюда на другом круизе, чтобы задаться вопросом: как этот жутковатый корабль, уже начавший зарастать тропическими растениями, оказался здесь и при каких обстоятельствах погиб? Это история последнего плавания MS World Discoverer.

«Первооткрыватель мира»

Уже с самого рождения этот корабль преследовали неприятные приключения. Его строили на западногерманской верфи Schichau Unterweser в Бремерхафене для датской круизной компании BEWA Cruises как BEWA Discoverer. Однако, когда лайнер уже был спущен на воду, у заказчика начались финансовые проблемы, и судно оказалось сиротой. Следующему владельцу, Discoverer Cruises, он был передан уже под новым названием — World Discoverer («Первооткрыватель мира») — именем претенциозным, но, как показало будущее, вовсе не лишенным смысла.

Это был не обычный огромный многопалубный «круизник», фактически «плавучая гостиница» формата all inclusive на тысячи человек пассажиров и команды. Корабль длиной 87 метров был рассчитан всего на 137 «паксов» и 80 членов экипажа, но зато имел усиленный корпус и смог получить ледовый класс IA, позволявший находиться в море при толщине льда до 0,8 метра. Это было принципиальное преимущество World Discoverer, рассчитанного на совершенно новый тип путешествий — приключенческие походы в полярные широты.

Экстремальные круизы

Пассажирское судоходство уже давно перестало выполнять свою функцию по перевозке людей из точки А в точку Б. Это раньше страждущие покупали билет на океанский лайнер, чтобы добраться, например, из Европы в Северную Америку. Сейчас вопрос транспортировки (по крайней мере на большие расстояния) закрывают самолеты, а большие пассажирские корабли превратились в очередное развлечение, средство беззаботного отдыха среди тысяч себе подобных туристов. Ежегодно в круизы отправляются миллионы человек, и для них лайнер совмещает в себе функции отелей, казино, торговых центров, ресторанов, баров и ночных клубов, фитнес-центров и пляжей. Просто каждый день этот многофункциональный комплекс оказывается в новом порту.

Однако существуют и круизы иного рода.

Они рассчитаны вовсе не на массовый туризм и ходят по маршрутам, которые сложно назвать вечными. Это скорее экспедиции в труднодоступные места планеты, где очень сложно оказаться самостоятельно. Стоят они дороже, однако и пассажиры попадают туда неслучайно. На кораблях, использующихся в таких походах, не будет казино и магазинов, а место ресторанов и ночных клубов займет кают-компания, ведь цель подобных путешествий принципиально иная. Если и можно назвать ее отдыхом, то отдыхом познавательным.

Жизнь World Discoverer

Именно на такой тип круизов и был рассчитан MS World Discoverer, построенный на заре зарождения популярности экстремальных экспедиций. Туристическая инфраструктура на борту ограничивалась открытой палубой с небольшим бассейном, маленьким спортивным центром, конференц-залом, библиотекой и кабинетом врача.

Зато в команде всегда были ученые разного профиля, готовые ответить на любые вопросы пассажиров.

World Discoverer, несмотря на частую смену владельцев и флага, под которым он ходил, стал первым в мире пассажирским судном, преодолевшим Северо-Западный проход через Арктику, выйдя из порта Нома на Аляске и в итоге прибыв в канадский Галифакс. Он одним из первых оказался с туристами у берегов Антарктиды и поднялся по Амазонке аж до перуанского Икитоса. В каждом таком походе важной составляющей были высадки пассажиров на берег, для чего предназначалась целая флотилия лодок. В подобной работе корабль провел около 20 лет.

Последний круиз

Ко второй половине 1990-х годов незнакомых маршрутов для «Первооткрывателя» уже не осталось. Экспедиционные круизы стали привычными, у корабля появилось множество конкурентов, показавших туристам уголки мира, где прежде бывали лишь моряки-исследователи, военные или ученые. Однако лайнер не простаивал — более того, у него сформировалось типовое расписание, позволявшее использовать его фактически круглый год с короткими перерывами на обслуживание и ремонты. Период с ноября по февраль (лето в Южном полушарии) MS World Discoverer проводил где-то неподалеку от Антарктиды, у берегов Чили, Аргентины или Фолклендских островов. Северным летом (июнь — август) лайнер ходил к Аляске, ну а межсезонье (март — май, август — октябрь) судно, рассчитанное на полярные моря, нежилось на солнце в тропиках, преимущественно в Океании.

Последний его круиз был как раз в тех краях, но и в данном случае речь шла о небанальном маршруте.

К концу апреля 2000 года MS World Discoverer оказался в лабиринте проливов Соломоновых островов — малоизвестного архипелага к северо-западу от Австралии и к западу от Папуа — Новой Гвинеи. Именно там, у берегов островов Нггела, 30 апреля в 16:00 по местному времени злополучный и много повидавший лайнер напоролся на скалу или коралловый риф. Вины команды в происшествии не было: препятствие в водах, куда редко заглядывали случайные суда, было никак не обозначено на карте. Повреждения оказались очень серьезными, однако вовремя подошедший паром смог безопасно эвакуировать всех пассажиров. Никто не пострадал, но крен судна оказался таким, что капитан «Первооткрывателя» Оливер Крюсс вынужден был выбросить его на сушу в надежде, что впоследствии лайнер удастся снять с мели и вернуть в строй.

Достопримечательность

Увы, но дальнейшие исследования показали, что восстановить корабль не представляется возможным. Дополнительной проблемой стало поведение местных жителей. Соломоновы острова — независимое государство, населенное конгломератом враждующих племен, — как раз находились в состоянии гражданской войны. Оружия на руках у населения было много, и потерпевший крушение корабль оказался для него слишком лакомой добычей. Прибывавшие к MS World Discoverer спасательные команды даже обстреливали с берега, а в перерывах между визитами чужаков с судна снимали все, что плохо и хорошо лежало.

Сейчас лайнер фактически представляет собой одну металлическую оболочку, из которой извлечено все мало-мальски ценное, включая даже иллюминаторы.

И спустя 23 года после гибели он по-прежнему лежит в бухте Гилберта, постепенно разрушаясь приливами и покрываясь тропической растительностью. Ирония судьбы, но судно, ранее доставлявшее туристов в малодоступные места мира, само превратилось в туристический объект, добраться до которого весьма непросто. Тем не менее желающие посмотреть на старый «круизник» находятся, к тому же роскошная природа вокруг обеспечивает этому творению рук человеческих прекрасный живописный фон, а море в окрестностях отлично подходит для дайвинга. Кто-то прибывает сюда через столицу Соломоновых островов, город Хониара на острове Гуадалканал, за который в годы Второй мировой войны шли ожесточенные сражения. Однако большинство любопытствующих приезжают сюда теми же круизами, заходящими к архипелагу, чтобы показать, кроме прочего, и горькую судьбу своего предшественника.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by