В самом начале августа 2020 года в порту столицы Ливана, Бейруте, произошло два взрыва. Второй из них оказался одним из мощнейших в истории человечества, не считая применения ядерного оружия, а результатом его стали масштабные разрушения в городе и гибель более двух сотен человек. Это трагическое событие было снято с десятков ракурсов и впечатляло могуществом вырвавшейся на свободу губительной энергии. Причиной техногенной катастрофы была вопиющая человеческая халатность, которая, в свою очередь, являлась следствием системной коррупции и жестокого экономического кризиса, поразившего страну. Очередная, в буквальном смысле громкая беда лишь еще раз продемонстрировала, как государство, некогда считавшееся «ближневосточной Швейцарией», деградирует в failed state. Что сейчас известно о цепочке событий, приведших к ЧП, кто в них виноват и почему произошедшее так хорошо символизирует упадок некогда процветавшего рая на берегу Средиземного моря?
Возгорание на территории бейрутского порта, находящегося в непосредственности близости от центра ливанской столицы, было зафиксировано в 17:45 по местному времени 4 августа 2020 года. Спустя десять минут на место пожара прибыла бригада специалистов по чрезвычайным ситуациям в составе девятерых пожарных и одного медика. Как обычно случается в подобных ситуациях, клубы дыма привлекли внимание многочисленных свидетелей из расположенных рядом оживленных районов города. В Бейруте множество высотных зданий как на морском побережье, так и на склонах горного хребта, отделяющего его от основной территории страны. Горожане снимали происходящее с улицы, с собственных балконов, из окон своих домов, даже со стороны моря, где многие купались и катались на гидроциклах, лодках в этот типично жаркий летний день.
Внимание же тех, кто не заметил пожар или не заинтересовался им среди повседневных будничных хлопот, определенно привлек первый взрыв, раздавшийся в порту в 18:07, спустя 22 минуты после начала всех этих событий. Взрыв был достаточно мощным, но все же не шел ни в какое сравнение с тем, что произошло еще 33 секунды спустя.
Бейрут содрогнулся. В воздух подняло красно-рыжее облако, за которым последовал стремительно распространяющийся белый купол (т. н. «облако Вильсона»). Такая зона конденсированного водяного пара возникает при образовании в результате взрыва области низкого давления с резким понижением температуры в окружающем влажном горячем воздухе.
Звук второго взрыва слышали в соседних странах, находящихся в сотнях километров от его эпицентра.
Сейсмостанции зафиксировали землетрясение магнитудой 3,3. Практически все городские здания, расположенные в радиусе 10 километров от порта, получили те или иные повреждения. Какие-то были разрушены, как, например, зерновой элеватор, находившийся вплотную к месту ЧП, в большинстве ударной волной выбило стекла. Совокупный ущерб позже оценили в $15 миллиардов, фантастическую для Ливана сумму. Впрочем, куда ужаснее были человеческие потери. Жертвами катастрофы стали по меньшей мере 218 человек, более 7 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Среди погибших были бедняки и миллионеры, спасатели и архитекторы, политики и местная аристократия.
На то, чтобы установить непосредственную причину взрывов, много времени не понадобилось, ведь процесс развития катастрофической ситуации был хорошо задокументирован. Пожар возник на складе №12, стоявшем в порту прямо у кромки воды, где, согласно документации, хранилось 2750 тонн нитрата аммония (или аммиачной селитры). Эта соль азотной кислоты обычно используется как азотное удобрение в сельском хозяйстве, однако может применяться и при производстве взрывчатых веществ, например, для горнодобывающих работ.
Сопутствующим фактором стал летний климат в Бейруте.
Взрывоопасность такой селитры повышается при ее длительном хранении. Гранулы нитрата аммония со временем в условиях повышенной влажности и при температурных перепадах разрушаются, слеживаются, пылят и при возникновении соответствующего фона могут сдетонировать. Таким фоном и стал пожар, который, судя по всему, возник при проведении на складе сварочных работ. Вместе с селитрой в 12-м ангаре лежала еще и пиротехника, вспышки которой хорошо видны на видеороликах первого этапа ЧП. Вероятно, сначала загорелась и взорвалась она, за чем последовал и второй взрыв гранулированной и уже деградировавшей селитры.
Если алгоритм катастрофы был более-менее понятен сразу, цепь событий, которая привела к трагедии, вызывает вопрос до сих пор. Достоверно установлены следующие факты. На портовом складе, совсем рядом с жилыми кварталами, крайне опасный груз пролежал шесть лет. Он попал в Бейрут на борту ходившего под молдавским флагом грузового судна Rhosus. Корабль был зафрахтован годом ранее для перевозки 2750 тонн аммиачной селитры, произведенной на химкомбинате «Азот» в грузинском Рустави. 23 сентября 2013 года Rhosus с командой из девяти человек (капитаном был гражданин России, остальные восемь моряков имели украинские паспорта) вышел из порта Батуми в направлении города Бейра в африканском Мозамбике. Покупателем груза выступила местная компания Fábrica de Explosivos Moçambique (FEM).
Далее начинается область предположений и спекуляций.
По одним данным, из-за проблем с двигателем спущенное на воду еще в 1986 году на японской верфи Tokuoka Zosen судно было вынуждено зайти на ремонт в Бейрут. По другой информации, форс-мажорного фактора в посещении столицы Ливана не было. Владелец Rhosus (непосредственным собственником называли российского бизнесмена Игоря Гречушкина, проживавшего на Кипре, а фактическим — киприота Хараламбоса Маноли) планировал взять на борт в Бейруте дополнительный груз — дорожно-строительную технику, которую планировалось доставить в иорданскую Акабу. Это должно было помочь оплатить проход через Суэцкий канал.
Как бы то ни было, рейс сопровождался постоянными проблемами. Прежняя команда отказалась от работы, ссылаясь на хронические задержки заработной платы. Затем целый месяц Rhosus простоял в Афинах, прежде чем 21 ноября 2013-го пришвартоваться к одному из причалов бейрутского порта. По словам капитана корабля Бориса Прокошева, быстро выяснилось, что проржавевший Rhosus не способен перевезти никакие дорожные катки, и в итоге он оказался в безвыходной ситуации. Денег на транзит через Суэц не было, возможности их заработать на перевозке дополнительного груза тоже. К тому же осмотр судна представителями портовой администрации показал, что выйти в море оно не способно до устранения многочисленных замечаний к состоянию корпуса и механизмов.
В итоге собственник (или собственники) Rhosus просто его бросил на произвол судьбы.
Пять членов команды уехали домой, а капитан и еще трое его помощников провели на борту еще около года, не имея возможности из-за иммиграционных ограничений даже сойти на сушу. Выпускать корабль обратно в море власти запретили, ссылаясь на задолженность в $100 тысяч за обслуживание и стоянку. Груз в счет этих долгов арестовали и в феврале 2014 года переместили в склад №12, где он и провел следующие 6 с половиной лет, вплоть до трагедии августа 2020-го. Rhosus же затонул в 2018 году.
Ситуация с Rhosus и его взрывоопасным грузом наглядно продемонстрировала на практике все проблемы ливанского общества. Казалось бы, выполнив все положенные административные процедуры по аресту корабля и его содержимого, надо было доводить ситуацию до конца. В действительности же менеджеры порта и ответственные чиновники быстро потеряли к ней интерес. Вместо того чтобы использовать селитру по назначению, перепродать ее другому потребителю или хотя бы перевезти в безопасное для Бейрута место, 2750 нейлоновых мешков просто годами валялись в не приспособленном для этого месте.
Судя по всему, нитрат аммония еще и бесконтрольно расхищался.
Второй взрыв был чрезвычайно разрушительным (и по этому показателю вошел в число самых мощных неядерных взрывов в истории человечества, около 1,1 килотонны в тротиловом эквиваленте), но все же недостаточно мощным для того количества аммиачной селитры, которое должно было находиться на хранении даже с учетом естественной деградации вещества. Здание склада находилось в плохом состоянии, в него можно было свободно проникнуть, а, учитывая напряженную ситуацию в Ливане с его постоянными терактами, а также наличие в стране организаций, признанных некоторыми государствами террористическими группировками, воровство селитры для производства взрывчатых веществ выглядит крайне правдоподобным.
Сварочные работы, ставшие непосредственной причиной возникновения пожара, как раз и проводились для ликвидации риска несанкционированного доступа внутрь складского помещения. Однако благие намерения, осуществленные через долгие годы после возникновения фактической в них потребности, завели, как обычно, куда-то не туда. Как весьма сомнительное оправдание используется тот факт, что к концу лета 2020 года в Ливане накопилась и масса других проблем, на фоне которых проблемы каких-то мешков на каком-то складе выглядели несущественно.
Действительно, Ливан на протяжении многих десятилетий удивительным образом совмещал репутацию очередной «пороховой бочки» Ближнего Востока с периодами благополучного развития, когда казалось, что страну ждет большое и процветающее будущее. Государство получило независимость лишь в 1943 году и было, как и многие страны региона, достаточно искусственным образованием, чьи границы не до конца учитывали исторически сложившуюся этническую и особенно религиозную ситуацию в Леванте. Даже на официальном уровне признается существование в Ливане сразу 18 разнообразных религиозных деноминаций: мусульманских и христианских. Многие из них конфликтовали друг с другом на протяжении столетий, и периоды относительно мирного сосуществования регулярно сменялись вооруженными столкновениями.
Начиналась независимая история Ливана, впрочем, достаточно благополучно. Географическое расположение страны и принятый в 1956 году закон о банковской тайне привели к превращению ее в финансово-экономический центр всего Ближнего Востока. Бейрут был настолько красив, что его сравнивали с Парижем, а сам Ливан называли «ближневосточной Швейцарией». Он выступал в качестве морских ворот всего региона и был удобной посреднической площадкой для заключения самых различных сделок бизнесменов из всех стран арабского мира.
Однако в 1975 году всему этому успеху был положен быстрый и очень кровавый конец, когда Ливан на бесконечные 15 лет погрузился в гражданскую войну. Многочисленные религиозные фракции воевали практически в формате «все против всех», к этому добавилась и оккупация части страны Израилем и Сирией. В 1990 году в Ливан пришел мир, основанный на четком распределении всех властных должностей страны по определенной пропорции в зависимости от религиозной принадлежности (например, ее президентом может быть лишь католик-маронит, премьером — мусульманин-суннит, спикером парламента мусульманин-шиит). Подобная же сегрегация должностей транслировалась и на более низкие уровни власти.
После окончания гражданской войны и особенно после ухода сирийских войск в 2005-м, в Ливане вновь начался период бурного экономического роста. Бейрут превратился в сплошную стройку, склоны Ливанского хребта покрылись модными стеклянными высотками, работали над которыми в том числе и звезды мировой величины.
Страна вновь стала выглядеть как космополитичный центр Ближнего Востока, более либеральный, чем окружающие страны, с лучшим климатом, более свободными нравами.
Но весь этот современный фасад скрывал за собой системные просчеты в экономике, где главную роль играли не личные заслуги и таланты, а религиозная принадлежность и интересы той или иной фракции. В итоге в 2019 году в стране начался экономический кризис, который считается одним из самых жестоких в современной истории планеты. Вопиющая гиперинфляция (ливанский фунт потерял более 90% своей стоимости, доллар стал фактически параллельной валютой), ужасающее состояние энергетического комплекса (по сути, все население сейчас зависит от электрогенераторов), провал абсолютного большинства населения за черту бедности, рост преступности вкупе с продолжающимися конфликтами между различными общинами и миллионами палестинских и сирийских беженцев привели к фактическому коллапсу экономики страны.
Все это привело к беспорядкам на улицах и взятию банков штурмом в попытке получить хоть какие-то деньги в счет замороженных вкладов. В 2020 году ситуацию еще более усугубила пандемия COVID-19, когда существующая в Ливане система здравоохранения оказалась не способна адекватно ответить на подобный вызов. Закономерным и, увы, трагическим финалом скатывания Ливана к печальному статусу failed state («несостоявшегося государства») стали взрывы в бейрутском порту. Три года спустя особенного прогресса к выходу из затянувшейся депрессии для страны не видно. Виновные в катастрофе не названы, ответственности за гибель 218 человек никто не понес. Многие здания в центре столицы, особенно в районах, прилегающих к эпицентру, так и не восстановлены.
Неутешительны даже самые последние новости.
Неделю назад вновь полностью остановились обе ливанские электростанции, а значит, единственным источником электроэнергии опять стали генераторы. Когда стране вновь удастся преодолеть очередной исторический вызов, пока не ясно. Понятно лишь, что путь этот будет тернистым, и остается надеяться, что он обойдется хотя бы без трагедий, подобных взрывам трехлетней давности.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by