Построил 120 «квадратов» по цене однушки в Минске. Опыт белоруса, который ни за что не вернется в город

20 июня 2023 в 8:00
Автор: Ирина Юдина. Фото: Влад Борисевич

Построил 120 «квадратов» по цене однушки в Минске. Опыт белоруса, который ни за что не вернется в город

Автор: Ирина Юдина. Фото: Влад Борисевич
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

«Открываешь калитку, три шага, и река. Красота!» — говорит Михаил, который построил каркасный дом в деревне Русаковичи Пуховичского района. Onlíner приехал в гости к мастеру, чтобы расспросить, во сколько обойдется каркасник, если цены на древесину бьют рекорды, и как утеплить дом, но не превратить его в «термос». А еще — проверить на прочность самодельную лодку, с бортов которой открываются шикарные виды на Птичь.

— Жизни в квартирах я не знаю, — рассказывает мужчина, пока мы рассматриваем интерьер его дома, где еще чувствуется древесный запах свежего спила. — Родился на хуторе в деревне Рубежевичи Столбцовского района. Там бабушка и дедушка жили. Потом родители свой дом построили, мы переехали туда, но на хутор я каждое лето ездил. Так что знаю, как жить без света и холодильника. После института попал на работу конструктором на предприятие, но только два месяца пробыл в Минске — больше не выдержал. Хотя, когда учился, вроде и привык к общежитию. И все же большой город — не для меня. Первый свой дом построил, когда мне было лет 27—28. Мы с женой тогда старшего сына ждали — Витю. Из роддома привез его с Олей в наш собственный дом в Руденске.

«Не нужно блоки таскать — спину рвать»

С тех пор уже и старший, и младший сыновья выросли, а Михаил, равно как в молодости, бросает вызов самому себе. Восемь лет назад он начал строительный эксперимент: решил самостоятельно возвести каркасник.

— Каркасный дом по комфорту ближе к срубу. Не нужно блоки таскать — спину рвать. Или бетон месить. С деревом намного приятнее работать. Всю жизнь этим занимаюсь. Мастерская есть, станки, инструменты, — объясняет Михаил, почему выбрал такой проект.

Участок земли у реки Птичь в деревне Русаковичи супруги присмотрели давно. Купить его удалось в 2014 году.

— В Русаковичах мы часто бывали. Лет 20 назад туда мои родители переехали, чтобы поближе к нам жить. Так что для нашей семьи эта деревня как родная стала, — рассказывает хозяйка дома Ольга.

Onlíner помнит, как здесь начиналась стройка. В 2016 году мы делали репортаж об этом и тогда обсуждали плюсы и минусы каркасного домостроения. На этот раз приехали «принимать работы». Дом построен. Помимо него на участке теперь есть баня и столярная мастерская. Правда, с хозпостройками еще примерно на сезон работы, нужно завершить все недоделки. Освежиться же в искусственном водоеме в теплый день можно уже сейчас.

Но вернемся в дом. Площадь одноэтажного здания — 120 квадратных метров.

— Второй этаж целенаправленно не делал, устал по лестнице лазить. Дом в Руденске, где мы живем, с мансардой, — отмечает Михаил.

Пока хозяин проводит для нас экскурсию по комнатам, рассматриваем интерьер.

Кухня плавно переходит в гостиную. В отдалении от главного входа находятся две спальни и небольшая комната, ее можно обустроить как детскую, когда внуки появятся. По соседству расположены помещения, которые отвечают за бытовой комфорт и удобство жизни: душевая, санузел, постирочная.

«Не надо из дома делать термос»

Минувшей зимой хозяева протестировали систему отопления. Говорят, что дом теплый.

— Стены утеплял эковатой, сделал слой толщиной 15 см. По своим свойствам она лучше, чем минеральная вата, потому что легко отдает влагу. А минвату практически невозможно высушить, она впитывает влагу, а отдает ее слабо, — объясняет мастер.

Изнутри стены дома обшиты плитами OSB, снаружи — твердыми древесноволокнистыми плитами польского производства. Они служат дополнительным слоем теплоизоляции и идут под штукатурку. Стыкуются между собой по системе «шип — паз», как конструктор. Такой принцип крепления убирает все мостики холода. В гостиной и на кухне сделаны теплые полы. В спальнях стоят радиаторы. В гостиной также есть камин, который отвечает за тепло и уют.

— Потолок дышащий, сверху пароизоляции нет. Специально так сделал, чтобы исключить парниковый эффект. Эту технологию на строительной выставке увидел. В каркасниках важно так продумать теплоизоляцию, чтобы, с одной стороны, дом не сгноить, а с другой — не сделать из него термос, — говорит Михаил.

«Потратил на дом и все постройки около 50 000 долларов»

Один из аргументов в пользу каркасника — строится он быстро. Счет на месяцы. Наш герой почти все работы выполнял сам, поэтому не стремился завершить пятилетку за четыре года. Сначала распилил 30 кубометров сосны. Бревна, которые выписал из лесхоза, горой сгрузили на участке. Можно было заказать готовые брусья и доски, но так материал обошелся бы раза в полтора-два дороже.

— У меня была самодельная цепная пилорама. Поработаю, устану — пойду на речку щучку половлю, — вспоминает мастер самый трудоемкий этап работы. — Электропроводку, отопление, водопровод, предметы мебели — все сам делал. Крышу вместе с сыновьями укладывал. Младшему, Паше, тогда лет 14 было, но и он помогал гвозди забивать. Дети с удовольствием работали. Что-то поделают и на речку плавать. Строителей нанимал, только чтобы стяжку залить. Да еще приглашал мастера, который плитку положил.

Формат «сделай сам» позволил сократить расходы на строительные работы, а значит — сэкономить семейный бюджет.

— Сначала записывал все траты. Когда 35 000 долларов насчитал, забросил это. Думаю, на дом и все постройки в общей сложности около 50 000 потратил, — отмечает мужчина. — Если бы мне сказали в один момент выплатить такую сумму, где бы я ее взял? А так покупал материалы постепенно, без аврала. Зимой выбирал необходимое, а летом строил. Не повезло, что когда резко подорожали стройматериалы, у меня как раз закончились плиты OSB, а цена на них выросла в 4—5 раз. Дом я тогда уже построил, а на хозпостройки этого материала не хватило. Пришлось выкручиваться, нашел фанеру б/у.

«Хочется показать красоту дерева»

Шкафы, стулья, барную стойку, столы, садовые кресла — почти всю мебель в доме Михаил создал сам. Основной материал — массив ясеня. Для декора дерева использовал эпоксидную смолу.

— Сейчас я загорелся слэбами (дерево в продольном или поперечном срезе, которое используется для создания столов, столешниц и других предметов мебели. — Прим. Onlíner). Хочется показать красоту материала. Мне нравится, как сочетаются дерево и эпоксидка. Вот эта бабочка на самом деле не только для красоты, — обращает внимание собеседник на деталь, которая украшает барную стойку на кухне. — Дерево — это же живой материал. Если на слэбах заметны трещины, то есть риск, что они разойдутся со временем. Чтобы этого не произошло, используется специальная стяжка, ее называют бабочкой Хоффмана. По форме она напоминает аксессуар, который носят вместо галстука. А я подумал, почему бы не сделать ее в форме живой бабочки. Люблю такие задачи решать. А серийные вещи мне скучно делать. Постоянно что-то новое изучаю, докупаю инструменты для мастерской. Недавно приобрел фрезерный станок с ЧПУ. У него такие возможности, что до конца жизни всего не изучить. На нем художественные вещи можно делать.

Интерес к дереву — это семейное. Столяркой занимались дед и отец Михаила. За сложные вещи не брались, но окна и двери для своего дома могли смастерить. Виктор, старший сын Михаила, профессионально занимается дизайном мебели. Помогает отцу с чертежами.

«Достраиваю баню, и переезжаем в Русаковичи»

Чтобы попасть во двор, подходим к черному входу. Открываем дверь и возвращаемся к деревенской жизни. Куда же без теплиц и борозд с картошкой? Все имеется.

— Картошку посадили, чтобы земля не пустовала. В этом году дождей мало, газон повыгорал на солнце, а картошка растет. Оказалось, что за ней ухода меньше надо, — иронизирует Ольга.

В планах на ближайший сезон — достроить баню и мастерскую.

— Баня — это место, где можно расслабиться и отдохнуть с чувством, с толком, с расстановкой. Топим ее по субботам, как минимум 4 часа там проводим. Это ритуал, — объясняет Михаил, в чем важность банного дня.

Пока семья живет в своем доме в Руденске, но уже планирует переезд в Русаковичи, где мужчина построил каркасный дом. Вид на Птичь — главный аргумент, почему стоит сделать это побыстрее.

— Там, где река Титовка берет начало из Птичи, есть уникальное место, я его называю белорусскими джунглями, — рассказывает Михаил, когда мы спускаемся к реке.

Самодельный челн рассекает заросли аира, наш поводырь отталкивается веслом от берега — и лодка плывет. Дальше экскурсия продолжается по воде.

— Нам повезло найти место, где цивилизация и дикая природа рядом, — говорит Михаил, легонько касаясь воды веслом. — До Руденска 5—7 минут. С Минском прямое сообщение. А утром выйдешь в огород — там бобры гуляют или зайцы бегают. Осталось достроить баню, продать дом в Руденске, и можно переезжать.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by