Все плохие истории когда-нибудь заканчиваются. Выплакав реки слез (и сделав немалые доплаты), забрали свои ключи дольщики «Аркадии». Пережили (во всех смыслах) застройщика измученные затянувшимися сроками и регулярными дополнительными взносами минчане, поверившие в жилой комплекс на Быховской. Не без скрипа, но решается вопрос с держателями жилищных облигаций «Грушевского посада». А в последний день марта новостные сводки поразила «молния»: одну секцию горе-дома на улице Купревича, 16 наконец ввели в эксплуатацию. Через пять лет после начала строительства. Хорошая новость, но дольщики все равно насторожены: закончатся ли на этом их беды или «призрак проблем» так и будет кружить над высоткой? Чтобы понять, как обстоят дела с качеством отделки квартир, Onlíner вместе с компанией «Эво Лэнд» отправился на приемку просторной трешки. Сейчас узнаем, были ли доведены метры до строительного блеска (время позволяло) или надо начинать все по новой.
Если не знать историю дома на Купревича, то можно подумать, что это идеальное место для жизни: стильная высотка расположена в тихом уголке Уручья, практически на берегу небольшого водоема и в двух шагах от музея валунов. Рядом — никакого жилого плотнячка или шумных дорог. При этом до МКАД и проспекта Независимости — рукой подать. Мечта, да и только.
16-этажную высотку застройщик — «Минский домостроительный комбинат» — обещал сдать в декабре 2019 года (при старте строительства в декабре 2017-го).
Разработку (за которую теперь точно не дадут премию) назвали КУБ (каркас унифицированный безригельный) и честно предупредили, что это только второй такой проект в Минске. Метр в отчасти экспериментальном доме считали по $1068—1212 по курсу (в зависимости от площади квартир), при этом во вполне демократичную сумму уже было включено место на паркинге. Еще и на рассрочку можно было договориться.
Неудивительно, что за квартирами в этом доме минчане начали охоту: еще до старта продаж потенциальные «инвесторы» начали составлять списки, распределять дежурства, назначать добровольцев и, конечно же, вступать в конфликты (куда уж без них). «Лично мне все равно на ваш список, я буду стоять в живой очереди. Вы просто смешны: останетесь у разбитого корыта. Считаю, что живая очередь — это справедливо», — писала на форуме Onlíner одна из потенциальных дольщиц, не разделявшая идею создания «заочных» очередей. «Смешны именно вы, — отвечали ей „удаленщики“. — Мы создали список и объявили об этом публично на форуме для всех. Вчера, в день публикации второй проектной декларации. Список висит на дверях МДК под видеонаблюдением. Всего хорошего». Знали бы тогда все эти люди, что от такой стройки лучше бежать без оглядки…
Хотя находились и те, кто предвидел проблемы. «Списки какие-то, очереди... Что вы хорошего в этом месте нашли? Дом стоит в самой низине, и рядом пруд, подпитываемый подземными источниками. Подвал может подтапливать грунтовыми водами. А это — постоянная сырость в нем и комары. Даже в период сухой погоды на стройплощадке стояла лужа, видимо строители выкачивали воду из котлована. Геодезисты, которые брали пробы до начала строительства, говорили, что там все заболочено. Одна радость в этой стройке — это то, что будет паркинг и стоимость машино-места в нем включена в стоимость квадратного метра», — отмечал плюсы и минусы не очарованный проектом минчанин. Были у этой стройки и другие скептики, но их дружно прогоняли с форума, называя троллями.
Постепенно количество дольщиков нарастало, а вот количество этажей — нет. Вскоре минчане и вовсе заметили, что третья секция — та, что подальше от озера — строится гораздо активнее двух других. Но кто же тогда знал, в чем причина и в какие проблемы это выльется.
Среди тех, кто решил строиться в красивом доме, оказался и Александр. Минчанин пришел в долевку своими ногами: прогуливаясь в один из дней по любимому Уручью с коляской, он увидел строящуюся высотку и решил разузнать, что да как.
— Это был июнь 2019 года, — вспоминает дольщик. — Так как в Уручье в то время особо ничего не возводили (или «Новая Боровая», или пустота), подумал, что было бы здорово переехать на Купревича. Тут же отправился в офис МДК, где мне были очень рады: все показали, рассказали и пообещали, что сдадут многоэтажку в лучшем виде.
При этом ночевать под дверями или биться в очередях не пришлось: все в спокойном режиме — приходи и заключай договор.
Я выбрал трехкомнатную квартиру площадью около 80 квадратных метров. Очень понравилась планировка, так как мы думали о расширении семьи, да и в целом искали вариант на всю оставшуюся жизнь.
Квадратный метр в трешке застройщик оценил в $1105 по курсу. При этом дом, по оценке Александра, на тот момент был готов процентов на 60, а третья (его) секция и вовсе несла вымпел передовика по сравнению с двумя другими. То есть мысль, что сроки могут сдвинуться, дольщик допускал, но никак не думал, что история растянется на годы и дополнительно измотает кошелек (минчан с семьей живет в съемной квартире).
— Уже много позже, когда вся эта история начала раскручиваться и мы получили возможность сопоставлять разные факты, я понял, что на момент заключения договора со мной застройщик уже знал, что с домом есть проблемы. И что стройку вряд ли получится закончить в обозримом будущем.
Более того, Госстройнадзор официально приостанавливал строительные работы на объекте и прямо указывал, что наш дом возводится с отклонениями от утвержденной проектной документации. Но нам эту информацию не доносили, да и стройка, по ощущениям, продолжалась, несмотря ни на какие предписания.
В конце 2019 года стали появляться слухи, что наш дом «неконтролируемо» усаживается (а проще говоря — наклоняется в сторону водоема): кому-то шепнул прораб, кому-то — рабочие. Но все это была неофициальная информация, поэтому в нее слабо верилось. Официально же застройщик помог нам собраться всем вместе, чтобы организовать товарищество собственников — все для будущей приемки дома, ведь зрительно он был уже практически готов, — описывает события Александр.
Сроки сдачи многоэтажки регулярно переносились. По непонятной для дольщиков причине. И вдруг ближе к концу 2020-го минчане узнали, что слухи про «уклонение» многоэтажки вовсе не слухи. Как установили эксперты, дом осел на 18 см, а максимальный крен здания на последнем этаже составил 8 см. По фундаменту, стенам и колоннам побежали трещины. Проблемы затронули первую секцию из трех (по данным на декабрь 2020-го).
— Территория, где построили наш дом, раньше была, по сути, болотом. Естественно, в таком случае к исследованию грунтов надо подходить основательно. Но, видимо, кто-то что-то упустил из виду. И мы получили такой результат. Вот что, например, было сказано в одном из обследований, сделанном предприятием «Стройреконструкция» уже после выявления проблем: «грунт в активной зоне свайных фундаментов работает в нелинейной фазе, что является причиной развития значительных неравномерных деформаций. Развитие осадок будет иметь продолжительный период, сопоставимый со сроком эксплуатации здания». И как с этим знанием жить?
Конечно, застройщик пытался исправить ситуацию — сначала сам, потом с привлечением различных организаций и специалистов. Вроде как сейчас все укрепили, подправили и наладили. Но все равно как-то боязно за дом и свое будущее, — признается минчанин.
Проблемная высотка состоит из трех секций. Первую стараются не поминать лихом, вторую могут превратить в арендное жилье, а третью в итоге сдали в эксплуатацию. И позвали дольщиков на приемку. Однако сам процесс приемки был обставлен так, что вызвал у минчан как минимум раздражение.
— Мне позвонили часов в 14 и сказали: «Завтра у вас приемка». Как? Что? Когда мне со специалистами успеть договориться? Я же не строитель. Да и предчувствие подсказывает, что не все так гладко будет в квартире, которая стоит сама по себе несколько лет.
Следующий «привет» ждал уже на месте в день приемки: нас всех агитировали подписать акт приемки-передачи до осмотра квартир. Говорили, что только после этого дадут ключи и мы сможем увидеть свои выстраданные метры. А все замечания запишем на отдельном листе и передадим его в МДК. Но как можно что-то подписывать, если ты своими глазами ничего не видел?
Когда же я прочитал акт, просто вскипел: там было указано, что я принимаю еще и машино-место, которое находится в подземном гараже на 70 мест.
Но наш паркинг — это отдельностоящее одноэтажное здание на 100 с лишним автомобилей! Которое к тому же тщательно огорожено, никого туда не пускают. Что я должен принять?
Дальше по тексту: «замечания дольщика по состоянию объекта долевого строителя...» Какого еще строителя и какой его доли? Это официальный документ или вы не пойми что и как набрали и распечатали?
Также в акте было указано, что все выявленные нарушения будут устранены в «разумный срок». Однако в нашем договоре четко прописано, что на устранение недостатков дается максимум три месяца. Зачем использовать другие, совершенно неконкретные формулировки? — справедливо возмущен Александр.
И все же минчанину удалось попасть в свою квартиру без «досрочного» подписания акта. А «Эво Лэнду» — проверить трешку. И вот результат.
— Ситуация, конечно, не из простых, — вздыхает Александр Скок, представитель компании «Эво Лэнд». — Честно говоря, в квартире нет такого места, которое можно было бы похвалить и сказать: «Вот тут сделано на совесть». Разве что с разводкой сантехники все более-менее в порядке.
Но начнем с «базы». Итак, что по стяжке? Квартира у нас достаточно просторная, и стяжка, увы, имеет наклон: от угла левой лоджии до входной двери перепад в 34 мм. Это вне допуска, такого быть не должно. Также находим трещину в одном из углов. При этом отмечу, что сама по себе стяжка ровная — «гуляют» миллиметр-полтора. К тому же она не скрипит, не «дышит». Но вот с горизонтом — беда. Его надо будет восстанавливать. Естественно, строителям застройщика.
Квартира имеет свободную планировку: дольщикам предстоит самим ставить перегородки, ну и штукатурить их, само собой. А что с «шубой» от застройщика?
— Здесь применялась известковая штукатурка — один из самых бюджетных вариантов отделки. К сожалению, она достаточно слабая: в некоторых местах осыпается при малейшем контакте. То есть нет сцепления между слоями. К тому же много зон с неприлеганием штукатурки (отмечены крестиком).
Оставлять такое нельзя: как только вы начнете использовать инструменты в такой зоне (например, захотите повесить полку или даже шкаф), у вас начнут «отщелкиваться» целые пласты. Представьте, что будет, если ремонт вы уже закончили... Так что тоже под переделку. Еще же и завалов по стенам хватает.
Да и в целом, глядя на штукатурку, понимаешь, что на ней много следов деформации и усадки: некоторые места уже переделывали по несколько раз. По-хорошему все это «творчество» лучше бы сбить, обеспылить и потом нормально, по технологии штукатурить цементным составом. Вряд ли это сделает застройщик, он будет ремонтировать в тех точках, что отмечены. Но в ваших интересах иметь хорошую отделку, поэтому затратный, но правильный вариант — взять этот этап на себя, — подсказывает Александр Скок.
Стены на лоджии поддерживают «тренд». Они кривые и частично «пятнистые»: неожиданно меняют фактуру с мелкой волны на крупную. Из этого делаем вывод, что отдельные участки ремонтировали. Но даже это помогло не до конца: по поверхности по-прежнему бегут трещины.
С окнами тоже придется повозиться: «ранены» как сами стеклопакеты, так и пластиковый профиль, ручки, подоконники. Многое уходит под замену. Обидно такое видеть, когда много лет ждал квартиру. Еще и грязь на отливах встречается. Ну и засиликонить отдельные элементы с улицы надо — не пускать же воду в дом.
А так выглядит один из радиаторов. Видимо, художник делал, для него красиво.
Кнопки выключателя для ванной и санузла перепутаны и работают наискосок — не велика беда, исправимо, но все же. В остальном с электрикой все в порядке.
— Оценку этой квартире дать сложно. Много что сделано некорректно. К тому же у нас нет ни одной стены без пометок. Думаю, балла три — больше дать не за что, — заключает специалист компании «Эво Лэнд».
Владелец жилья Александр не удивился такому результату: предчувствие не подвело.
— Это классный проект, с отличными планировками и в шикарном месте. Но вот качество... Лично я не подпишу акт приемки, пока все недостатки в моей квартире не будут устранены. А это, думаю, может растянуться надолго: один самонивелир сколько будет сохнуть…
Также планирую обращаться во все госорганы: как вообще застройщик мог сдать секцию в таком виде? За время строительства сменилось, наверное, уже четыре директора МДК и каждый говорил, что стройка начиналась не при нем, во всем надо разобраться. Но нам от этого не легче: мы заключили договор с юрлицом, которое должно выполнять свои обязанности. Помимо этого, как и другие дольщики, я собираюсь обращаться в суд за положенной по договору компенсацией за затянутые сроки.
Знаете, мы планировали, что, когда дом сдадут, дочка пойдет в детский сад. Но похоже на то, что она уже в школу пойдет, а мы не факт, что переедем, — отметил Александр.
Onlíner продолжит следить за судьбой накренившегося дома.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by