14 марта 2023 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский

«Проще все снести и построить заново». Белоруска хотела дом мечты, а получила одни проблемы и судебные тяжбы

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский

«Нашей мечтой было построить дом и собрать там всех наших детей и внуков», — говорит Галина Видловская. Она повар в сельской школе, ее муж — лесничий. Люди простые и даже наивные — такие часто попадают в неприятности. Так и случилось с их семейным гнездышком: вместо аккуратного одноэтажного здания — фундамент да стены, которые, по мнению эксперта, при сильном морозе рискуют разломаться пополам. Подрядчик же уверяет, что все сделано качественно и по проекту, а проблема только одна — в отсутствии финансирования, которое и помешало закончить работы в срок. Разобраться в очередной непростой истории попытались журналисты Onlíner.

Мечта, обернувшаяся кошмаром

Галина считает себя счастливым человеком: у нее любящий муж, шестеро детей, трое внуков. Но так было не всегда, что, в принципе, и неудивительно: покажите нам хотя бы одного человека, чей жизненный путь был ровной заасфальтированной дорогой без ям и резких поворотов. Такие чудеса графики даже в Need for Speed не встречаются.

— Сама я из Гродненской области, но частенько приезжала в гости к родной сестре в агрогородок Богданов. Здесь и познакомилась с первым мужем. У нас оказались похожие судьбы: у него родители умерли, у меня их тоже, можно сказать, не было — сильно пили. Так и сошлись. В 16 лет я к нему перебралась, а в 17 родила первого ребенка, — вспоминает женщина. — Судьба сложилась тяжело: не того человека я нашла — все молодость, глупость. Он тоже выпивал, потом и я начала вместе с ним.

В какой-то момент белоруска поняла, что дальше так продолжаться не может. Бросила супруга, а вместе с ним и вредные привычки, устроилась на зерносклад в колхоз. Получила от него арендный дом и поселилась там вместе с детьми, которых растила своими силами.

— Потом встретила нынешнего мужа. Ну как встретила… На одной улице жили. Расписались с ним и даже в костеле повенчались. Стали подниматься, хозяйство завели: двух коров, четырех свиней, курочек… Заодно потихоньку ремонтировали нашу хату — она уже старенькая была, разваливалась. Взяли кредит на 8000 рублей, потом еще один на 7000 рублей: поменяли окна, двери, линолеум застелили, восстановили печное отопление, новую мебель купили.

Тогда же в голову Галины прокралась мысль, а не приватизировать ли недвижимость? Но этому амбициозному плану так и не суждено было сбыться. Все потому, что когда-то колхоз выкупил здание у одной деревенской жительницы, но на себя не оформил. И дом просто повис в воздухе.

— Я лет пять ездила в Воложинский райисполком, но так ничего и не добилась. Меня уверяли, что никому этот дом не нужен, что еще мои внуки в нем будут жить, никто их не выгонит. Но меня это не сильно обнадеживало: все-таки не моя это собственность.

С 2016 года семья Галины, будучи многодетной, стояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (на данный момент у женщины четверо несовершеннолетних детей).

В местном сельсовете ей пообещали дать квартиру в Воложине (сперва двушку, а потом еще и однушку). Вот только ключи от нее все никак не материализовывались ни в кармане, ни на тумбочке в прихожей. Как вдруг — стук в дверь.

— На пороге стоял человек, который представился работником строительной организации. Показал какую-то бумажку (якобы из сельсовета) и сказал, что у меня есть возможность построить дом в поселке Першаи. И так он красиво говорил… А я баба вясковая, шесть лет в декрете сидела, трохи от жизни отстала. Ну и подумала: почему бы не согласиться, раз квартиру не дают? Тем более Першаи ближе к Минску, там старшая дочка, да и другим деткам удобнее будет в столицу добираться, когда подрастут.

Написала заявление о том, что хочет строиться в этом агрогородке, и ей, как нуждающейся, бесплатно выделили участок в 25 соток (нужно было заплатить только 70 рублей за регистрацию). Дальше занялась оформлением проектной документации, однако застройщик тем временем перестал выходить на связь. Позже Галина узнала, что он просто мошенник, который брал с клиентов предоплату и исчезал. Так что от его услуг женщина отказалась.

— Пролетел год или больше, к строительству я так и не приступила. Решила — пусть забирают участок. Так и случилось: получила письмо из сельсовета, что землю изымают. А заодно и снимают с учета нуждающихся. Я тогда состояла в группе в Viber, называется она «Юристы-онлайн Беларуси». Задала там вопрос: «Смогу ли я позже восстановиться в очереди?» Ответ последовал незамедлительно: женщина по имени Светлана попросила номер телефона, чтобы связаться. Представилась бухгалтером строительной фирмы Satol. Пообещала, что они-то уж точно не обманут и все сделают как надо. Еще тогда нужно было подумать: «Галя, что ты творишь?» Но я снова доверилась.

Через два дня к Галине приехал руководитель компании. Он показался ей представительным человеком. Да и золотых гор не обещал. В итоге стороны заключили договор на возведение одноэтажного дома площадью 107 «квадратов» и хозпостройки общей стоимостью 224 000 рублей (эти деньги женщина получила в качестве льготного кредита в банке). Закончить все работы подрядчик обязался 30 декабря 2022 года.

Документы были подписаны в начале апреля, а в конце мая Галина перевела Satol первый взнос в размере почти 50 000 рублей (хотя по смете должна была все 70 000, но банк этот платеж не пропустил). Через пару недель на участок привезли материалы и залили фундамент. Правда, нарисовалась неожиданная проблема.

— Когда-то на моем участке была водонапорная башня, и от нее осталась скважина, которую никто не заделал. И она оказалась прямо посредине фундамента. Когда я это увидела, то заплакала. До сих пор на том месте небольшое озерцо стоит.

Женщине пришлось согласовывать в сельсовете новое расположение жилого объекта. И хотя она разобралась с этим довольно быстро, стройка встала вплоть до августа. Именно тогда на 25 сотках появились очертания еще одного фундамента, хотя, по словам Галины, она просила не запускать процесс без нее.

— Я несколько раз приезжала на участок, стала сомневаться: а все ли в порядке с домом? Просила не продолжать строительство — хотела позвать знакомых специалистов, чтобы они тоже на него посмотрели. Но уже в октябре у здания выросли стены. Я была в шоке!

В один прекрасный вечер застройщик возник перед Галиной с актом выполненных работ в руках.

— Было поздно, я укладывала детей спать. Видимо, сказалась усталость, и я без лишних разговоров подписала эту бумажку. Заметила, что в таблице стояла бóльшая сумма, чем та, что я заплатила. Подумала, что это деньги на материалы, которые понадобятся в будущем, но подрядчик объяснил, что еще 14 000 рублей я должна строителям. Снова толком не разобравшись, я оставила подпись. Но деньги переводить пока не собиралась.

На этом контакты с фирмой временно прекратились. Однако на душе у белоруски по-прежнему было неспокойно. Посоветовавшись с мужем, она решила вызвать эксперта из компании «Эво-Лэнд», занимающейся профессиональной приемкой домов и квартир. Специалист нашел множество нарушений (детальнее мы разберем их чуть позже). После этого Галина обратилась в «Региональное общество защиты потребителей», где ей помогли составить письменную претензию к застройщику.

— Мы сослались на п. 3 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» и заявили требования о расторжении договора, возврате уплаченных денежных средств и компенсации морального вреда в размере 1000 рублей. После направления документа я лично пыталась пообщаться с исполнителем, однако положительного ответа получено не было, — вспоминает юрисконсульт Наталья Гурневич.

Письменный ответ от представителей Satol пришел позже. Приводим некоторые выдержки из него:

«Все перечисленные вами требования выполнены, дефекты устранены согласно гарантийных обязательств. В случае, если вы понесли моральный вред, просим предоставить медицинское заключение, подтверждающее понесенный психологический ущерб.

По причине нарушения условий договора, мы согласны расторгнуть договор строительного подряда. Перечисленные вами денежные средства в размере 49 602 рубля израсходованы на приобретение стройматериалов, что отображается в расчете, прилагаемом к акту выполненных работ. Для возврата средств вам необходимо вернуть использованные материалы, что является невозможным, так как элементы неотделимые.

Напоминаем, что вами не проведена оплата выполненных работ в размере 14 980 рублей. На день формирования ответа просрочка по платежу составляет 111 календарных дней, а сумма пени — 3325 рублей. Еще 1300 рублей — это стоимость разработки проектно-сметной документации. На 3 февраля сумма вашего долга равняется 19 605 рублей».

Кроме того, застройщик отправил обращение в Воложинский райисполком. В нем он попросил проверить семью Видловских: якобы у него есть основания полагать, что дети находятся в социально опасном положении.

— После этого начались проверки. Кто к нам только не приходил: газовщики, социальные работники, учителя. Ото всех мы получили положительные отзывы, но понервничать пришлось, — утверждает Галина.

В итоге мирно урегулировать конфликт у действующих лиц так и не получилось. В начале марта подрядчик подал судебный иск о понуждении к исполнению обязательств по договору — иными словами, он по-прежнему ждет обещанных выплат.

— Мы подготовили встречный иск. Считаем выявленные недостатки существенными: по мнению специалистов, стоимость их устранения превышает 30% от стоимости выполненных работ. Если же ответчик будет продолжать отрицать наличие недочетов, то судом будет назначена независимая экспертиза, которая и расставит все на свои места, — считает юрисконсульт «Регионального общества защиты потребителей».

Проблемы, которые сложно решить

Теперь, как и обещали, поговорим о тех самых изъянах, обнаруженных на недостроенном объекте. Мы рассмотрим лишь основные моменты. Консультировать журналистов будет Александр Скок из компании «Эво-Лэнд». После каждого замечания приводим комментарии застройщика, полученные в ответной претензии.

— Расположение дома не соответствует разбивочному плану: между ним и забором соседей должно быть 15 метров, а по факту — всего 5. Размеры некоторых помещений также не совпадают с планировкой, — перечисляет Александр. — Наружные стены должны быть 3,2 метра, а не 2,75. Их высота равняется высоте внутренних перегородок, а это проектом не предусмотрено. Нарушен и уровень оконных проемов: вместо 1,4 метра — 1,5.

Здесь и далее цветом выделены ответы подрядчика:

Разбивочный план и проект будут скорректированы и предоставлены для согласования. Высота стен была уменьшена для сокращения расходов на тепло в зимний период и в отсутствии необходимости потолков в 3,2 метра — данное изменение обсуждалось с заказчиком. А расхождения в расположении окон выполнены для дальнейшей укладки утеплителя.

— В проекте сказано, что фундамент должен быть ленточным, из монолитного бетона. В землю действительно залит нужный материал, правда его верхняя часть расползлась как гриб. На этот «разлив» были уложены блоки «Бессер». Их используют для кладки столбов и заборов, они не способны нести какую-либо нагрузку — это просто облицовка. Во время сильных морозов земля здесь будет подниматься, и это может сломать основание здания. Причем толщина этих блоков составляет 19—20 см, а наружных стен — 30 см, из-за чего они стоят на покрытии самого дома, чего быть не должно. Гидроизоляция фундамента реализована в один слой вместо двух. Кроме того, промазка отсутствует в зоне контакта с грунтом, из-за чего влага будет проникать внутрь.

Указанный материал утвержден проектно-сметной документацией. Информация о разливе является необоснованным предположением. Необходимость прокладки второго слоя гидроизоляции ведет к увеличению стоимости в два раза. Внутренняя часть фундамента была промазана.

— Перегородки возводились без перевязки рядов — блоки просто приклеены друг к другу. Из-за этого конструкция получается менее устойчивой. Во время осмотра возникли вопросы и по заполнению швов: наблюдались просветы, сколы. Но, как видно сейчас, их замазали — правда, клеем, а не пеной или утеплителем.

Также произведено армирование внешних стен — между блоками находится проволочная сетка. По факту это бесполезная процедура. Как будто так пытались замаскировать какие-то огрехи.

Подобная привязка была невозможна в связи с разной высотой блоков, для их фиксации проведено армирование металлической сеткой в соответствии со стандартом Eurocode 6. Оставшийся материал по распоряжению заказчика переориентирован на бетонный армирующий пояс.

Дополнительная замазка швов, а также заполнение сколов утеплителем сделаны 21 января.

— Поскольку это дом с двухскатной крышей, стропильные ноги крепятся к мауэрлату — это балка на стене, которая с помощью шпилек прикручивается к монолитному поясу, расположенному по периметру наружных стен. Здесь нет даже намека на будущий мауэрлат: для него тут даже высоты не хватит. Не выложены в здании и вентканалы, препятствующие появлению сырости и плесени.

Данные работы были приостановлены в связи с отсутствием финансирования.

— Канализация на улице выполнена без проекта и гидроизоляции, хотя на участке высокий уровень грунтовых вод. Колодцы заполнены влагой. Место для выгребной ямы тоже не согласовано, как и схема вывода канализации в помещениях. В санузле труба расположена весьма странно: если поставить унитаз, то человек едва ли тут поместится. Либо будет сидеть прямо в дверях.

Канализационные выводы выполнены согласно назначению помещений, проектная часть заказчиком не разрабатывалась. Остальные элементы сделаны в соответствии с проектом и разбивочным планом.

— На мой взгляд, проще все сносить и строить заново, так как непонятно, что там с фундаментом. Высока вероятность, что сильные морозы его разрушат. А без качественного основания все, что сверху, не имеет смысла, — подытожил Александр. — Но самое неприятное, что человеку придется сначала потратить деньги на то, чтобы все разобрать, а потом — чтобы возвести заново.

Если верить подсчетам специалистов, оставшихся денег Галине на все это может не хватить.

«В ходе стройки никаких претензий не поступало»

Onlíner обратился за комментарием напрямую в компанию Satol. Вот что ответил ее руководитель:

— У заказчицы собирались изъять участок, мы согласились вне очереди решить ее проблему: связались с председателем сельсовета и дали обещание построить дом. Нам пришлось в кратчайшие сроки заливать фундамент. Земля не была подготовлена. Более того, нас не предупредили о том, что раньше на территории была насосная станция. Из-за этого мы были вынуждены изменять проект.

Кроме того, еще на первом этапе было сокращено финансирование — вместо 70 000 рублей мы получили 50 000. Но мы продолжили стройку: сделали новый фундамент, возвели стены. Галина приезжала на участок, никаких претензий от нее не поступало. Работы она приняла, подписав акт приемки. Однако денежные средства, которые заказчица нам должна, на счет организации так и не поступили, из-за чего стройка была приостановлена.

Так и не дождавшись оплаты, мы подали исковое заявление в суд.


15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, Intel Core i7 12650H, 16 ГБ DDR5, SSD 1024 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti 4 ГБ (TGP 75 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 76 Вт·ч

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by