Бывший советский особняк художника Михаила Савицкого реконструировали — там будут обитать айтишники. Вот как теперь внутри

22 февраля 2023 в 8:00
Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка, а также из архива Надежды Тимохиной

Бывший советский особняк художника Михаила Савицкого реконструировали — там будут обитать айтишники. Вот как теперь внутри

Источник: Надежда Конон. Фото: Александр Ружечка, а также из архива Надежды Тимохиной

Почти пять лет назад в Минске продавался частный дом на улице Беломорской. Помимо места — почти центр города — примечательно было вот что: этот особняк в 1989-м был построен для известного белорусского художника Михаила Савицкого. Покупатель реновировал здание, а интерьер осторожно «раздели» до бетона и кирпича. Onlíner посмотрел, что получилось.

Гэты тэкст можна прачытаць на беларускай мове

На доме по Беломорской, 17 и сейчас висит памятная табличка, что с 1989-го по 2010-й год здесь жил народный художник Михаил Савицкий.

После реконструкции внутри поселилась школа программирования Innodom.

Во время реконструкции поменяли крышу и изменили стилистику здания

«Для нас важно, что особняк не превратился в простой офисный блок»

— Да, когда здесь жил Михаил Савицкий, все было красиво, но потом здание пришло в запустение, ему требовался большой ремонт. Собственник сделал полную реновацию, освежил постройку, — рассказывает директор Innodom Андрей Юшков.

Дизайнер Надежда Тимохина говорит, что для нее этот проект был и сложным, и интересным:

— Когда здесь начались активные работы, как раз развивалась коронавирусная история. А меня удивляют и восхищают люди, которые, несмотря ни на что, в сложные времена берутся за коммерческие проекты и готовы тратить деньги. Это такие романтики-предприниматели, которые меня вдохновляют.

Андрей добавляет, что конкретно «занятий по айти» в рамках школы здесь проводиться не будет, потому что основной образовательный процесс принципиально ведут в онлайне.

— А в этом пространстве офлайн будут проходить хакатоны, воркшопы, встречи. Хотим, чтобы вокруг школы образовалось комьюнити, да и вообще сложилось место силы — сосредоточение людей из IT и творческих профессий, — объясняет директор.

— Для нас важно, что особняк не превратился в простой офисный блок с банальными вещами вроде гипсокартонных стен и что он будет нести какую-то миссию, идею.

«Ребята, остановите штукатурщиков!»

От заказчика в кризисное время было пожелание дизайнеру: разумно использовать бюджет.

— Когда я подключилась, как раз шел демонтаж предыдущей отделки. Решила изнутри докопаться до сути здания и оставить в интерьере полы наливными (как они есть), а стены — кирпичными. Отмывали потолки до бетонных перекрытий, — вспоминает Надежда.

Дом по Беломорской, 17 до реконструкции, 2020 год. Фото из архива Надежды Тимохиной

Дизайнер рассказывает, что у строителей еще в начале работ было большое желание все заштукатурить.

— Еще до того как вступить в проект, пришла сюда на консультации. Как раз тогда ушлый прораб хотел сделать декоративную штукатурку по всем стенам дома изнутри. Я говорю: «Ребята, остановите штукатурщиков!» — улыбается Надежда. — Но прораб не уступал: на следующий день предложил сделать имитацию кирпича по штукатурке. Убедила собственника оставить открытым оригинальный кирпич на стенах. Очень рада, что он сохранился. 

При этом на материалах не экономили.

— Концепцией было — не имитировать материалы. Особенно там, где они в доступе, «в тактильности». Двери — натуральный шпон, подоконники — мрамор. В доме оставался кусок родных перил — мы сделали почти такие же, плюс от него я оттолкнулась по цвету дерева, — рассказывает дизайнер.

Планировка особняка почти везде осталась прежней, разве что на первом этаже снесли стену, отделявшую кухню.

На первом этаже есть интересная комната с камином. Здесь стоит мебель-трансформер, которую можно подстраивать под нужды мероприятия.

— Камин настоящий. Владелец здания его восстановил. Прочищали дымоход, заказали специальную систему с экраном-стеклом, которая делает камин безопасным, обеспечили дополнительный приток вентиляции, — говорит Надежда.

— На складе камня я увидела куски породы с обломанным краем. Купили их, причем такой естественный слом сильно снизил затраты на обработку. Применили этот материал как декоративную часть на каминном портале, на ресепшене, — рассказывает дизайнер про примечательные детали интерьера.

— Естественный излом подчеркивает натуральность — пустили сюда природу.

Так выглядит интерьер, когда горит камин

В доме три с половиной, а то и четыре этажа — когда поднимаешься по лестнице, сложно подсчитать, так как некоторые «половинные» этажи стали возможными за счет двухсветного пространства. На втором этаже есть помещение с потолками метров в шесть высотой.

— Здесь раньше была мастерская. Вообще архитектура здания выстраивалась из целевого использования. Такое количество окон, похоже, было продиктовано тем, что для работы художнику нужно много света. Объем, высота — для каких-то монументальных работ, — поясняет Надежда.

Так выглядит бывшая мастерская, когда здесь проходят мероприятия

Особняк был не только местом работы Михаила Савицкого, но еще и домом.

— Изначально было предусмотрено, что художник будет здесь жить, поэтому на всех этажах есть небольшие помещения — бывшие комнаты. Там сделали кабинеты. Также на каждом этаже имеется санузел. Редкие офисные здания предоставят такой комфорт, — отмечает дизайнер.

Изюминка дома — укромная комната перед круглым окном.

— Раньше остеклена была лишь половина круга, а внизу было просто заложено кирпичом. Я решила полностью его остеклить. Рабочий кабинет здесь не сделаешь, зато это отличное место, чтобы посидеть, побеседовать, позалипать в окно — смотришь на движение, улицу, — рассказывает Надежда.

— Не было идеи сделать в интерьере какой-то реверанс в сторону художника? — спрашиваем, прогуливаясь по зданию.

— Вопрос в том, что у Михаила Савицкого был драматичный и тяжелый материал. Это история, но делать ее здесь отправной точкой интерьера не хотелось, потому что она вся пропитана скорбью, болью и рефлексией, — говорит дизайнер. — Но у нас есть идея привлечь сюда наших белорусских молодых художников в рамках какого-то сообщества.

Будем предлагать художникам проводить здесь временные выставки, встречи: в бывшей мастерской или в каминном зале.

Андрей добавляет:

— Если кто-то хочет провести здесь мероприятие, пусть связывается с нами.

Михаил Савицкий у картины «Партизанская Мадонна Минская», 1979 год

Спускаемся вниз. Подвал пережил превращение: там появилось помещение, напоминающее кинотеатр.

— Сделали здесь такой вот кинозал для мероприятий. Потолки тут ниже, но дышаться будет комфортно — в доме теперь качественная приточно-вытяжная вентиляция, — поясняет дизайнер.

Стоит мощный очиститель воздуха.

— Одно дело, когда здесь живет одна семья, другое — когда проводятся мероприятия. В доме заменили и систему отопления, да и вообще проведена большая работа по замене инженерных коммуникаций, — рассказывает Надежда.

В гараже еще идет ремонт, там появится этакая собственная кофейня с барной зоной.

— Вместо старой двери поставили стеклянную: предполагается, что летом этот вход будет нараспашку. А снаружи перед бывшим гаражом сделали площадку, как будто расширив пространство дома, — говорит дизайнер.

— Можно будет приготовить кофе, тут же выйти на улицу и почилить в шезлонге.

Двор расчистили и привели в порядок, сделали интересную подсветку. Директор IT-школы Андрей Юшков добавляет напоследок:

— Вокруг обычные здания, общаги, какие-то простые офисные постройки, а наша, я считаю, фактурно выделяется в городской среде. Сюда уже приходило немало моих коллег. Они не остаются равнодушными, а некоторые говорят: «Готов чем угодно заниматься, только здесь». 


29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by