Трагедия на вечеринке. Почему в 1981 году в американском отеле погибли 114 человек

15 декабря 2022 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia, flickr.com

Трагедия на вечеринке. Почему в 1981 году в американском отеле погибли 114 человек

На жаркий пятничный вечер 17 июля 1981 года у многих жителей американского города Канзас-Сити (штат Миссури) была запланирована активная культурная программа. Примерно 1600 человек собрались на танцевальную вечеринку в футуристическом холле новенькой гостиницы Hyatt Regency. К семи вечера мероприятие было в самом разгаре. В 19:05, когда оркестр музыканта Стива Миллера начал играть джазовую композицию Satin Doll Дюка Эллингтона, в атриуме отеля рухнули два пешеходных моста, соединявших крылья здания на уровне второго и четвертого этажей. В результате катастрофы погибли 114 человек, находившихся на самих подвесных галереях и в лобби. Эта трагедия не только на много лет определила жизнь города, но и напрямую повлияла на строительную культуру всех Соединенных Штатов, ведь расследование показало, что к катастрофе привели феноменальные в своей банальности ошибки проектировщиков.

Обрушение

В английском языке для такого рода мероприятий существует устойчивое определение tea dance («чайный танец»). Их традиция восходит к викторианской Англии, где во второй половине XIX века послеобеденный чай стало модно завершать танцами. Конечно, речь прежде всего шла о светском обществе, которое могло позволить себе не работать в это время. Однако уже в XX столетии подобные вечеринки распространились и в других странах, став куда более демократичными. Уже необязательно было даже пить чай со сладостями и фруктами. Люди просто собирались после работы, обычно в пятницу и субботу, чтобы вдоволь потанцевать и пообщаться.

Публике, жившей в Канзас-Сити, городе на Среднем Западе США, ничто человеческое было не чуждо. Здесь подобное времяпрепровождение также обрело большую популярность среди самых разных слоев населения. На очередное мероприятие, проходившее в холле отеля Hyatt Regency, собралось более 1,5 тыс. человек. Гостиница была большой и новой, поэтому места хватило всем. Значительная часть пришедших разместилась в самом лобби, но несколько десятков человек стояли на трех мостиках, проходивших на уровне второго, третьего и четвертого этажей. С них открывался прекрасный обзорный вид на танцующих внизу. Играли традиционную американскую джазовую классику: Гленна Миллера, Томми Дорси, Дюка Эллингтона.

Примерно в 19:05 гости услышали громкий треск и хлопки, после чего подвесная галерея четвертого этажа сначала просела на пару десятков сантиметров, а потом полностью рухнула на находившийся прямо под ней мостик второго уровня. В следующее мгновение уже обе дорожки длиной 37 метров и весом в 29 тонн каждая упали в переполненный людьми холл. Ужинавшие в гостиничном ресторане, расположенном на 42-м этаже здания, рассказывали потом, что им показалось, будто в отеле произошел взрыв.

Взрыва не было, но масса бетона и стали похоронила под собой несколько сотен гостей. Спасатели оперативно прибыли на место трагедии, но, как часто бывает при подобного рода техногенных катастрофах, их первые бригады не имели соответствующего оборудования для быстрого разбора завалов. Пока его искали и доставляли к гостинице, сотрудники чрезвычайных служб занимались оказанием первой помощи раненым и их выносом из здания.

Обрушение повредило систему пожаротушения отеля, что существенно осложнило спасение жертв. Груды обломков галерей стало заливать водой из поврежденных труб, и это создало угрозу утопления находившихся под завалами выживших. Лишь после того как привезли пожарный насос для откачки воды, а бульдозер выломал парадные двери, блокировавшие ее внутри, опасность была ликвидирована.

Спасательная операция продолжалась 14 часов. Воспоминания ее участников рисуют ужасающую картину: в некоторых случаях им приходилось разрезать тела погибших, чтобы освободить раненых. Потрясало и количество жертв: 111 человек погибли на месте, еще трое умерли по дороге в больницу. Те или иные травмы получили 216 гостей отеля. Косвенной жертвой стал и не выдержавший впоследствии перенесенного стресса спасатель, покончивший жизнь самоубийством.

Город в городе

Катастрофа случилась фактически в новом здании. Отель Hyatt Regency в Канзас-Сити открыл свои двери 1 июля 1980 года, то есть чуть больше чем за год до случившегося. Само его появление в городе стало очередной иллюстрацией известной пословицы про направление дороги, вымощенной благими намерениями.

Канзас-Сити — город типичной американской судьбы, прекрасно демонстрирующий особенности урбанистической эволюции в этой стране. После Второй мировой войны, с развитием автомобильной промышленности и началом массового переезда прежде живших в центре (даунтауне) горожан в собственные дома в пригородах, началась его деградация. Строительство скоростных автострад, разрубивших прежде единое городское пространство на изолированные участки, лишь усугубило ситуацию. Район Union Hill, расположенный возле центрального железнодорожного вокзала Канзас-Сити Union Station, превратился в трущобы, застроенные брошенными жилыми домами, складами и парковками. Однако здесь же, с 1922 года, когда эти кварталы еще были наполнены полнокровной жизнью, находилась штаб-квартира корпорации Hallmark Cards, чьи владельцы решили спасти родину своего бизнеса.

Компания Hallmark не входила и не входит в число крупнейших в США, но ее продукцию знает буквально каждый американец. Это старейший и самый большой производитель поздравительных открыток в стране и вообще важный игрок в индустрии подарков и канцелярских товаров, становящийся частью жизни американских граждан с детства. Корпорация до сих пор полностью принадлежит династии ее основателей, у которых было очень семейное отношение не только к бизнесу, но и к городу, где он появился.

В середине 1960-х годов генеральный директор Hallmark Cards Дональд Холл — старший, глубоко опечаленный степенью упадка Канзас-Сити, решил проявить социальную ответственность и вложить громадные по тем меркам средства в регенерацию района, где находилась штаб-квартира его компании. Строительством для нее нового административного комплекса дело не ограничилось. Боссы Hallmark Cards решили возвести экспериментальный «город в городе», который бы смог вернуть Union Hill былую славу.

Генеральный план района, получившего название Crown Center (корона является символом Hallmark), разработал известный американский архитектор Эдвард Барнс, хотя над отдельными его составляющими работали другие авторы. Сооружение центра началось в 1968 году, и за 10 лет здесь были построены несколько деловых высоток и жилых домов, большой торгово-развлекательный центр, отель, парк, площадь с фонтанами и даже ледовый каток. Все было выполнено в принятом тогда и выглядевшем на то время современным модернистском духе.

В мае 1978 года началось возведение второго отеля, управление которым решили отдать компании Hyatt. Этот 150-метровый небоскреб на 700 с лишним номеров и с вращающимся рестораном на верхушке стал после сдачи в эксплуатацию высочайшим зданием Канзас-Сити. Кажется, что работы шли удивительно быстро, заняв немногим более двух лет, но такая скорость была лишь отражением принятой в те годы в США строительной практики. В условиях большой безработицы, инфляции и высоких ставок на кредиты девелоперы были заинтересованы в максимально оперативной реализации своих проектов, что, к сожалению, сказывалось на качестве строительства. В конце 1970-х в Соединенных Штатах техногенные катастрофы и происшествия, связанные с низким качеством сооружения объектов, стали регулярными. Однако именно крушению галерей в канзасском Hyatt Regency суждено было занять первую строчку по количеству жертв в этом печальном списке. На целых 20 лет, вплоть до падения башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке после терактов 11 сентября 2001 года.

Расследование

В первые дни после трагедии был ясен только ее беспрецедентный масштаб, но не причины. Среди населения ходили разнообразные слухи, вплоть до того, что катастрофу спровоцировала громкая музыка, чьи вибрации вошли в резонанс с конструкцией обрушившихся галерей. Лишь спустя три дня владельцы и управляющие гостиницы допустили на место случившегося журналистов, среди которых был и нанятый местной газетой The Kansas City Star инженер Уэйн Лишка. Именно он, сравнив увиденное в атриуме с раздобытыми им оригинальными проектными чертежами здания, заметил ту разницу, которая и сыграла принципиальную роль, закончившись гибелью 114 человек.

Гостиницу Hyatt Regency в составе Crown Center проектировало местное бюро Patty Berkebile Nelson Love Architects. С улицы она напоминала традиционную модернистскую коробку, украшенную лишь диском вращающегося ресторана, но интерьер выглядел очень современно. Архитекторы создали внутри большой многоэтажный атриум, через который были перекинуты три пешеходных моста, связывавших два крыла здания. Они позволяли из номеров, расположенных в одном крыле отеля, пройти к конференц-залам и бассейну, находящимся в другом крыле, не спускаясь в лобби.

Конструктивно галереи представляли собой две стальные двутавровые балки толщиной 40 см, на которые были уложены стальные же листы, залитые сверху бетоном. Эти конструкции были закреплены на потолке по принципу подвесного моста с помощью металлических стержней диаметром 32 мм. При этом галерея третьего этажа висела отдельно, а галереи второго и четвертого уровней (те, которые и обрушились) находились непосредственно друг над другом.

Идея специалистов компании Jack D. Gillum and Associates, занимавшихся проектом этих дорожек, заключалась в том, чтобы мостики второго и четвертого уровней были подвешены на общих стержнях, крепящихся непосредственно к потолку. Вместо этого Havens Steel Company, изготавливавшая эти стержневые крепления, предложила иную схему: подвесить верхнюю галерею к потолку, а нижнюю — к верхней с помощью разного набора креплений. В итоге крепления верхнего моста удерживали не только собственный вес и вес потенциальных пешеходов, но и вес нижней дорожки. Согласно последовавшим после трагедии расчетам, крепления верхней галереи при такой схеме могли выдержать лишь 30% расчетной нагрузки.

17 июля 1981 года эта нагрузка была существенно превышена. Помимо собственного веса конструкций (29 тонн каждая) крепления верхней галереи были вынуждены держать еще 20 человек, стоявших прямо на ней, а также около 40 человек, находившихся на нижнем мосту. В итоге сварная балка, к которой крепились стержни верхней дорожки, не выдержала, лопнула по сварному шву, стержневые болты выскользнули, мост четвертого этажа рухнул на галерею второго, и уже они вместе упали в лобби на людей, там находившихся.

Несоответствие расчетной нагрузки галерей предложенной схеме креплений могло быть выяснено при перепроверке расчетов, простейшей для инженеров обеих упомянутых компаний. Однако отсутствие надлежащей коммуникации между специалистами подрядчиков и требование обеспечить необходимую скорость выполнения работ привели к тому, что сотрудники понадеялись друг на друга и такую проверку не осуществили. В итоге галереи атриума Hyatt Regency, так впечатлявшие гостей в течение целого года, не выдержали первого же серьезного экзамена, когда на них скопились любители танцев.

Расследование мельчайших подробностей катастрофы заняло у газеты The Kansas City Star 16 месяцев. Впоследствии ее журналисты и инженер Уэйн Лишка, первым заметивший несоответствие проекта его реализации, получили за свою работу Пулитцеровскую премию. Специалисты Jack D. Gillum and Associates и Havens Steel Company уголовной ответственности избежали. Дело ограничилось лишением лицензий, действовавшим, впрочем, даже не на федеральном уровне. Hallmark Cards и Hyatt выплатили пострадавшим и родственникам жертв катастрофы около $140 млн (в современном эквиваленте — $420 млн) в виде компенсаций, хотя иски были поданы на $3 млрд (почти $9 млрд).

Трагедия в Канзас-Сити стала большим уроком для всего американского строительного и инженерного сообщества и продемонстрировала необходимость постоянного контроля за выполнением чертежей и за работой друг друга. В нормы и правила были внесены соответствующие изменения, была усилена ответственность надзорных органов. Отель Hyatt Regency вновь открылся для посетителей уже через три месяца после реконструкции, на которую было потрачено $5 млн. С тех пор гостиница, сейчас работающая под брендом Sheraton, неоднократно реновировалась, но один пешеходный мост в атриуме остался. Правда, теперь он не подвешен к потолку, а установлен на колонны. Надежность наконец-то оказалась важнее внешней эффектности.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia, flickr.com