37 940
16 ноября 2022 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia

Без телевидения, интернета и автомобилей: как устроены американские общины, отрицающие современные технологии

Автор: darriuss. Фото: AP, Wikimedia

Многие считают, что эти люди живут точно так же, как и их предки 300 лет назад. В чем-то это убеждение справедливо, ведь амиши действительно отказываются использовать электричество, мобильную связь, интернет, автомобильный транспорт и многие другие достижения цивилизации, уже ставшие нормой в остальном мире. При этом речь идет не о каких-то затерянных в джунглях тропических племенах, сохранивших свой первобытный уклад, а об общинах, существующих в Соединенных Штатах Америки XXI века. Однако внимательное изучение быта этих кажущихся закрытыми от влияния внешнего мира человеческих групп показывает, что не все так однозначно. Тем не менее созданный вокруг амишей медийный образ по-прежнему вызывает однозначное любопытство среди обычного населения страны, делая их объектом туристического паломничества. Поразительнее всего то, что даже несмотря на это, им удалось сохранить свое активно растущее сообщество, своего рода параллельную Америку, во многом оградив свой мир от воздействия извне.

Европейские изгнанники

Растиражированный средствами массовой информации образ амишей известен достаточно широко. Мужчины в широкополых шляпах и с бородами, но без усов. Женщины в чепцах и однотонных платьях простого покроя до щиколоток. Вместо автомобилей запряженные лошадьми архаичные повозки, называемые «багги». Диалект немецкого языка в общении между собой, и английский как средство коммуникации с остальными американцами. Выглядящие пришельцами из прошлого сельскохозяйственные орудия, которые используются при обработке полей на фермах.

Все это — своеобразное отражение и бытующих в общинах амишей нравов, и их традиций (которые, в свою очередь, являются следствием религиозных убеждений), и всей непростой истории их варианта американской мечты, приведшей этих людей из пограничья Швейцарии, Германии, Нидерландов и ныне французского Эльзаса в новую «землю обетованную».

Амиши принадлежат к одной из бесчисленных протестантских деноминаций, которые начали возникать в Европе в результате Реформации еще в XVI веке. В широком смысле они анабаптисты, потомки швейцарских протестантов, в чуть более узком — меннониты, более радикальная вариация этого течения, сформировавшаяся уже на территории современных Нидерландов. Все эти реформационные движения постоянно дробились в зависимости от трактовки тех или иных богословских вопросов, и амиши, в свою очередь, очередная ветвь этого огромного дерева, отличавшаяся еще более строгой дисциплиной и буквализмом в интерпретации библейских установок.

Причина, по которой и меннониты в целом, и амиши в частности в конце концов почувствовали себя чужаками в Западной Европе, заключалась в их фундаментальном убеждении о непротивлении злу насилием.

То есть они просто отказывались брать в руки оружие, что в условиях многих европейских стран привело к прямому конфликту с государственными властями. Меннонитов, решительно отказывавшихся от службы в армии, рассматривали как потенциальную угрозу, что вызывало гонения, от которых было лишь одно спасение — эмиграция.

Сначала они бежали от католической инквизиции в Северную Германию. Потом, когда и там их захотели призвать на службу, — в Восточную Европу, в том числе в Речь Посполитую. Некоторые группы в конечном счете сформировали свои колонии даже в Российской империи, ну а отдельные амиши, когда их эльзасскую общину стали преследовать при Людовике XIV, и вовсе выбрали заокеанское направление.

В начале XVIII века первая группа из 300 человек отправилась из северо-восточной Франции в Северную Америку, и именно к этим общим предкам сейчас восходят десятки тысяч ныне живущих в США представителей этого движения.

Сначала в североамериканских колониях Великобритании, а потом уже в независимых Соединенных Штатах амиши выбирали для себя малонаселенные районы штатов Пенсильвания, Огайо, Мичиган, чтобы существовать в максимально возможной изоляции от внешнего мира, который приносил им только страдания. Община быстро росла и со временем начала расселяться в других штатах. Но и сейчас крупнейшая концентрация этих беглецов, их «хартленд» находится в пенсильванском округе Ланкастер.

Карта распространения амишских общин в США

Современные луддиты

Как в свое время амиши стали лишь одной из ветвей гораздо более широкого протестантского течения, так и сами амиши сейчас не являются некой единой общностью со строгой иерархией. На низовом уровне их община обычно представляет собой объединение (конгрегацию) нескольких десятков семей (обычно 20—40), живущих по соседству друг с другом. За триста лет своего существования в США внутри движения появились свои разногласия по тем или иным вопросам, и сейчас отношение к современному миру может отличаться даже от конгрегации к конгрегации, где главы данных общин сами формируют свои правила.

Когда говорят о хрестоматийных амишах, тех, чей образ жизни кажется журналистам и туристам экзотическим, речь обычно идет о так называемых амишах старого обряда — достаточно многочисленной группе, которая по-прежнему отличается определенной радикальностью (конечно, с обывательской точки зрения) в собственном бытовом поведении. Их, в определенном смысле утрируя термин, можно называть и современными луддитами, то есть противниками машин и технологий в узком плане.

Опять же, говорить о всеобщем отрицании вообще всех достижений научно-технического прогресса нельзя. Во-первых, отношение к той или иной технологии может отличаться от конгрегации к конгрегации. Во-вторых, некоторые преимущества жизни в XXI веке вполне себе используются даже консервативными амишами, пусть и в редуцированном виде. Правильнее говорить, что лишь некоторые технологии вызывают более-менее массовое неприятие. Например, сетевое высоковольтное электричество, которое воспринимается как средство постоянного физического контакта с внешним миром. При этом само по себе электричество, получаемое, например, от автономных дизель-генераторов, вполне может использоваться, в том числе и на создаваемых амишами малых предприятиях (по производству мебели) или в сельхозпроизводстве, являющемся основным занятием большинства общин.

Точно так же некоторыми конгрегациями даже амишей старого обряда допускается использование современных электроприборов (холодильников, стиральных машин), работа которых обеспечивается бензином, природным газом или солнечными батареями. Столь же вольно может трактоваться и использование транспорта. Да, большинство амишей действительно не садятся за руль автомобиля и не умеют им управлять, предпочитая в качестве средства передвижения лошадиные повозки-багги. Но если за рулем такси или автобуса будет сидеть не амиш, их использование может быть позволено, особенно при острой необходимости.

Отрицание телевидения, мобильной связи, интернета, как и в случае сетевого электричества, связано с представлениями о них как о средствах, разрушающих внешнюю изоляцию, греховном искушении, отвлекающем от труда (важнейшего смысла жизни) и духовных поисков. При этом большинство амишей не видят ничего плохого в пользовании стационарным телефоном при возникновении на то нужды. Телефонного аппарата в доме консервативного амиша, конечно, не будет, но в окрестностях его дома (на расстоянии, вполне доступном для багги, но при этом достаточно большом, чтобы поездка не превращалась в рутину), скорее всего, найдется специальная телефонная будка, с помощью которой можно удаленно решить те или иные бытовые вопросы.

Соединенные Штаты оказались для амишей идеальной страной с точки зрения их стремления к изоляции.

В отличие от европейских государств, принудительно забиравших приверженцев движения в армию, в США амиши даже во время Второй мировой рассматривались как «отказники совести» и привлекались лишь к альтернативной гражданской службе. Сейчас, с учетом сугубо профессионального характера вооруженных сил страны, такая проблема, важнейшая для убежденных пацифистов и «непротивленцев», и вовсе не стоит.

Но все же основой сплоченности амишей как общины и совокупности конгрегаций правильнее будет назвать не луддизм, а семейные отношения. Фундаментальной составляющей их жизни является создание семьи, рождение и воспитание детей и гармоничные отношения с родственниками и соседями. Именно поэтому у них практически всегда очень большие семьи (в среднем с 6—7 детьми), практикуется строгая дисциплина, достаточно формальное образование (в абсолютном большинстве случаев лишь до восьми классов, обязательных в США) и раннее приобщение к труду на благо всей семьи, чаще всего на ферме. Вместе с тем отрицание индивидуальности и приоритет коллективного над частным имеет свои исключения. При достижении совершеннолетия каждый юный амиш проходит через так называемую румспрингу, обряд инициации. В ходе него он получает право или выбрать жизнь вне общины, но со всеми благами и пороками внешней цивилизации, или согласиться с правилами конгрегации и принять крещение (амиши принципиально практикуют осознанное крещение).

Почти все амиши выбирают второй вариант, поэтому их количество очень быстро растет (в среднем на 4% в год) и достигает уже 300 тыс. человек.

Оставшиеся в общине практически всегда заключают брак внутри нее. Обратное следствие такой практики — довольно распространенные наследственные заболевания. Практически все консервативные амиши так или иначе восходят к группе из 300 человек, в начале XVIII века приехавших в Северную Америку из Эльзаса, а значит, являются друг другу достаточно близкими родственниками.

Открытие миру

Большинство консервативных амишских конгрегаций продолжают в той или иной степени существовать изолированно. Многие семьи даже освобождены американским правительством от части налогов на транспортные средства или на социальное страхование, ведь от последнего амиши принципиально отказываются. В случае экстренной необходимости счета из больниц могут оплачивать специальные общинные фонды, ну а пенсии как таковой у амишей нет. Заботу о пожилом поколении полностью берет на себя община. Это выгодно отличает их конгрегации от обычного общества, где старики зачастую вынуждены умирать в одиночестве или в домах престарелых.

У амишей такое представить себе невозможно, их большая семья так или иначе всегда будет рядом с человеком до его последних дней.

Но при всей своей замкнутости и стремлении к изоляции амиши (за исключением ультраконсервативных общин, которых совсем немного) не существуют в некоем вакууме, который в Соединенных Штатах уже в принципе невозможен. Они могут не использовать электричество и пахать свои поля с помощью плуга и лошади, жениться и выходить замуж строго в пределах своей общины, но при этом их контакты с внешним миром носят все более глубокий характер.

По оценкам властей пенсильванского округа Ланкастер, где сейчас самый большой процент амишского населения, ежегодно к ним приезжает около 8 млн туристов, генерирующих $2 млрд дополнительного дохода. Да, приверженцы этого протестантского течения привыкли жить физическим трудом, однако в условиях снижения доходности сельского хозяйства, их традиционной сферы деятельности, и постоянного количественного роста общин от приносимых туристами денег отказываться было бы глупо.

На самых популярных гостевых маршрутах «страны амишей» работают рестораны с локальной кухней, образовательные музейные центры, знакомящие приезжих с культурой движения, появляются даже гостиницы формата B&B, где туристы могут остановиться на традиционных амишских фермах и увидеть их быт своими глазами. От условных «чужаков» требуется лишь одно: не вести себя как в зоопарке, уважать традиции хозяев, их образ жизни, не пытаться навязать чуждые им нормы поведения. На многих фермах развивается ремесленное производство, налаживается выпуск продуктов питания и продажа их в специальных магазинах или на рынках всем желающим.

Наверное, это необратимый процесс, и проникновение внешнего мира в мир амишей будет постепенно усиливаться. Однако лавинообразного характера оно, очевидно, в ближайшем будущем не примет. Поразительность этой культуры в том, что она сохраняется уже на протяжении трех веков как оригинальный, самодостаточный и при этом постоянно растущий организм, пережила гонения, необходимость переезда на новый континент, начало жизни заново и многолетнее существование в стремительно эволюционирующем окружении.

Для США, которые традиционно воспринимаются как «плавильный котел», где разнообразные культуры постоянно смешиваются, не только обогащая друг друга, но и растворяясь одна в другой, это в чем-то уникальный случай. Возможно, доказывающий, что Штаты вовсе не «плавильный котел», а «салатница».

Читайте также:


электрический с конвекцией, объем 65 л, утапливаемые переключатели, 8 режимов, очистка каталитическая, 2 стекла в дверце, направляющие проволочные + телескопические (1 уровень)
индукционная на 4 конфорки, cтеклокерамика, мощность: 6600 Вт, независимая установка, размеры (ШхГ): 59x52 см
загрузка на 10 комплектов посуды, электронное управление, 5 программ, 44.6x55x82 см, черный цвет, сушка: с открыванием дверцы, индикация на полу: нет
отдельностоящая, автоматическая стиральная машина, с паром, загрузка до 6.5 кг, отжим 1000 об/мин, глубина 44 см (с люком 46 см), энергопотребление A, прямой привод, защита от протечек, 10 программ

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by