Против драконов гор. Это уникальное инженерное сооружение было разрушено всего через год после своего открытия

13 октября 2022 в 7:45
Источник: Валерий Волатович. Фото: AP, Wikimedia, livejournal.com

Против драконов гор. Это уникальное инженерное сооружение было разрушено всего через год после своего открытия

Источник: Валерий Волатович. Фото: AP, Wikimedia, livejournal.com

На Кавказе их называют «драконами». Горные сели (потоки воды, перемешанной со скальной породой) слышно задолго до их фактического появления. В отдельных районах они становятся слишком частым явлением, часто принося катастрофические разрушения, сопровождаемые человеческими жертвами. Кажется, что остановить их практически невозможно, но средства борьбы с селями все же имеются. Один из таких объектов — бетонную дамбу-решетку высотой с десятиэтажный дом — с большим трудом построили в одном из ущелий Кабардино-Балкарии, неподалеку от Эльбруса. Однако это впечатляющее инженерное сооружение очень быстро оказалось разрушено, ведь в противостоянии с особо яростным «драконом» мало что может устоять.

Селеуловитель

Возникающие после проливных дождей сели куда опаснее обычных наводнений. Эти потоки большой разрушительной силы насыщены горной породой и грязью, а потому способны сносить все на своем пути. Для населенных пунктов, расположенных в ущельях или в предгорной местности, они представляют серьезную угрозу, а если речь идет о городах, то последствия схода селя могут приобрести катастрофический характер. Алматы, бывшую столицу Казахстана, например, защитили специальной селезащитной плотиной, которая создавалась в 1966—80 годах в урочище Медеу с помощью направленных взрывов.

В 1980-е же годы сооружение похожего назначения, но иной конструкции начало возводиться в ущелье речки Герхожан-Су в Кабардино-Балкарии. Дамба носила опытный характер и представляла собой перегородившую долину высокую решетку из железобетона. Предполагалось, что ее ячейки будут задерживать плотную часть селя, несущую главную опасность, пропуская дальше лишь мелкую фракцию породы и воду. Пройдя через такую плотину, уже существенно ослабленный поток затем бы оказывался в специальном селепропускном канале, возведенном еще в 1960-е годы, и больше не представлял бы угрозы для жилых зданий.

Город под угрозой

Необходимость столь оригинального и непростого сооружения, работы по строительству которого растянулись на десять с лишним лет, была вызвана тем, что сели из ущелья Герхожан-Су напрямую угрожали жителям города Тырныауз, достаточно крупного горнодобывающего центра, находящегося в Приэльбрусье в 90 км к юго-западу от Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии. В 1990-е годы этот прежде процветающий населенный пункт погрузился в глубокую депрессию, население из него принялось активно уезжать, но все же там по-прежнему оставалось около 25 тысяч человек, зависящих, особенно в летний сезон с его ливнями, от прихотей природы.

Тырныауз, или первоначально Нижний Баксан (по названию речки, в долине которой он стоит), появился на картах лишь во второй половине 1930-х. В 1934 году студентка Новочеркасского политехнического университета Вера Флёрова совместно с геологом Борисом Орловым нашла в окрестностях будущего города кварцевые обломки с вкраплениями молибденита. Еще через пару лет там же обнаружили вольфрам, тем самым подтвердив теории о существовании здесь ценнейшего для страны высокогорного месторождения.

Стратегический комбинат

И вольфрам, и молибден, которыми оказались так богаты здешние долины, представляли собой принципиально важные ресурсы в годы, предшествовавшие Второй мировой. Например, вольфрам, помимо широко известного использования в производстве нитей накаливания в осветительных приборах, активно применяется в оборонной промышленности. Сплавы с ним незаменимы при изготовлении танковой брони, оболочек снарядов и торпед, бронебойных сердечников пуль. Молибден же важен как легирующая добавка при производстве жаропрочных сплавов.

Поэтому неудивительно, что уже в 1937 году у открытого только что месторождения полиметаллических руд началось строительство вольфрамо-молибденового комбината, имевшего стратегическое значение для всего Советского Союза. Со временем он превратился в настоящего индустриального гиганта, градообразующее предприятие города Тырныауз. При этом важность комбината для страны была такова, что его работа и постоянное увеличение мощности (в лучшие годы он добывал почти 7 млн тонн руды) были эффективны даже в условиях высокогорной местности. Штольни строились в том числе на высоте почти 3 тысяч метров над уровнем моря.

Механика катастроф

К сожалению, побочным эффектом деятельности комбината стали огромные массы пустой породы, которые после извлечения нужных металлов постепенно накапливались в горных долинах. Эти десятки миллионов тонн стали питательной массой для селей, которые и раньше в районе Тырныауза были регулярными, но со временем начали приобретать характер настоящих катастроф.

Грубо говоря, затяжные ливни (а они здесь климатическая неизбежность) рано или поздно вызывали сходы селей. Далеко не все из них заканчивались человеческими жертвами и разрушениями, но иногда стремительная грязекаменная масса, несущаяся по ущелью, все же приводила к трагедиям. Особенно актуальной эта проблема стала именно в 1990-е годы с закрытием вольфрамо-молибденового комбината. Экономическая депрессия привела к тому, что за оставшимися от предприятия отвалами перестали следить. В виде компенсации было решено все-таки закончить стоявшую долгостроем с 1980-х селезащитную дамбу, которая и должна была обезопасить Тырныауз.

Трагедия 2000 года

Селеуловитель ввели в строй в 1999-м, однако просуществовал он всего год. Возможно, в опытной конструкции этой гигантской решетки были какие-то изъяны или строительство в 1990-е годы завершалось с нарушениями, но первое испытание объект не прошел. В ночь с 18 на 19 июля 2000 года очередной сель, сошедший из-за проливного дождя, разрушил центральную часть дамбы. Второй сель днем 19 июля уже добрался до самого Тырныауза, уничтожив подъезд одной из местных девятиэтажек и затопив район частного сектора. Восемь человек погибли, еще около 40 жителей числились в списках пропавших без вести.

После этого сели беспокоили город еще в 2011 и 2017 годах, но, к счастью, их последствия были не столь трагичными. Дамба же стояла полуразрушенной, превратившись в своеобразную достопримечательность, куда полюбили заезжать туристы, путешествующие по Приэльбрусью. Однако весной текущего года начался демонтаж конструкции. Будет ли построено что-то взамен этого не слишком удачного объекта, пока непонятно, но регион совершенно точно лишится «заброшки», приобретшей уже культовую известность.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by