«Износ — 40%». В Минске заштукатурили советскую мозаику. Чиновники дали ответ

 
21 904
06 июля 2022 в 17:10
Автор: Снежана Инанец. Фото: Максим Малиновский
Автор: Снежана Инанец. Фото: Максим Малиновский

В середине июня в Минске активно обсуждали судьбу советской мозаики на стене одной из столичных гимназий. Произведение неизвестного автора просто заштукатурили во время ремонта. Минчанка написала по этому поводу в администрацию Советского района. Рассказываем, что ей ответили.

Речь идет про мозаику на стене гимназии №15 на Максима Богдановича, 84. Она украшала торец здания с начала 1970-х и попадала в подборки, посвященные любопытным монументальным работам Минска.

Но в июне этого года минчане заметили, что мозаику заштукатуривают. В Центре по обеспечению деятельности управления по образованию администрации Советского района Минска это объяснили ремонтом здания. Теперь на месте мозаики серая штукатурка.

Историк искусства Екатерина Рускевич отправила в администрацию Советского района запрос. Спросила, в курсе ли там насчет стоимости работы по созданию мозаики, ее художественной ценности.

Пришел ответ из районного управления образования. В нем сказано, что в 2019 году здание проверял Комитет госконтроля. Организация обнаружила, что стены в неудовлетворительном состоянии.

«Керамическая плитка фасада гимназии имеет многочисленные трещины, неровности, сколы, местами плитка отслоилась от стен, проступила штукатурка и видны стены из кирпича, которые под воздействием атмосферных осадков разрушаются. Износ мозаичной композиции составляет 40%».

 

Сейчас работы выполняли, чтобы устранить нарушения.

В письме отмечается, что мозаичную композицию на фасаде выполнили в 1973—1974 годах, а вот сведений об авторе нет. Ничего не сказано о ней ни в советском техпаспорте, ни в подобном документе за 2007 год.

«Мозаичная композиция не является историко-культурной ценностью и не подлежит в данном случае обязательному сохранению, о чем свидетельствует перечень материальных объектов, имеющих статус историко-культурных ценностей Республики Беларусь в Советском районе Минска», — сказано в ответе.

При этом отмечается, что руководство гимназии №15 делало запрос по этой мозаике в художественный комбинат, но там ответили, что данных о ней нет.

Мы спросили у Екатерины Рускевич, чем ценна исчезнувшая мозаика. Она отметила важность самой композиции.

— Ценность в самом изображении, в том, как выстроена композиция, кто изображен на мозаике, как подобраны цвета и тон. Это абстрактная фигура на переднем плане, символические изображения летчиков за ней. Чаще всего монументальная работа — это фронтальная фигура посередине и рассказ о чем-то вокруг, как в случае с мозаиками Александра Кищенко в районе Восток. Здесь же мозаика отличалась от большинства монументальных работ, больше была похожа на картину. 

Собеседница отметила, что именно в начале и середине 70-х белорусская живопись, в том числе монументальная, изменилась — у нее появился собственный стиль, уникальная манера. И эта мозаика была хорошим примером работы, которая отличалась от остальных.

— Сложно говорить об этом в прошедшем времени. К сожалению, с каждым годом мы теряем все больше объектов монументальной живописи, поэтому сравнивать и делать какие-то общие искусствоведческие выводы через некоторое время будет сложно.

Историк искусства уверена, что мозаика на стене гимназии составляла единый ансамбль с памятником летчику Борису Окрестину и самолетом на пьедестале (он находится рядом во дворе). Ансамбль теперь нарушен.

Екатерина Рускевич добавила, что, по-хорошему, подобные работы должны быть включены в список историко-культурного наследия. Но это не всегда выгодно собственникам объекта.

— Но, если бы мозаика была включена в этот список, школе и районной администрации пришлось бы нести за нее ответственность: следить, восстанавливать. Иногда владельцам зданий просто выгодно закрасить такую работу, с глаз долой, тем самым отказавшись от потенциальных затрат. Удивляют шаблонные ответы без приложенных экспертных документов. На основании чего решили, что пострадало 40% мозаики? Сотрудники измерили площадь и посчитали каждую выпавшую деталь? Почему не сделали запрос касательно атрибуции работы в архив и так далее, — перечисляет вопросы собеседница.


32" 1920x1080 (Full HD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Samsung Tizen), AirPlay, Wi-Fi

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро