Новый ресторан занял намоленное место на площади Свободы, 17. Название звучит просто, а вот снизу надпись не очень простая: mediterrasian — это симбиоз слов средиземноморский и азиатский. В меню объединили два направления и сделали его с премиальной направленностью — стоимость некоторых блюд доходит до 75 рублей. Mojo — проект ресторатора Сергея Пушного. Onlíner поговорил с ним о новой локации и в целом о ресторанной сфере в Минске.
Нельзя было не заметить недавнее затишье в плане гастрономических открытий: громких проектов не было, появлялись лишь небольшие кафешки без именитых рестораторов. Но пришло лето, и люди буквально напали на террасы. Это хороший знак. Соучредитель Mojo Сергей Пушной вспоминает:
— Все мы в ресторанной сфере испытывали достаточно большие проблемы начиная с 2020 года. Сначала пандемия, потом беспорядки. В январе мы почувствовали, что ситуация исправляется, выдохнули, но наступили события февраля, и настроения людей сжались. Заведения опять оказались на втором плане. Рестораны — это событийные места. Если у человека нет настроения, он в них не ходит.
В январе мы разработали дизайн-проект, в феврале начали его реализацию. В какой-то момент хотели заморозить проект, потому что нам казалось, что люди вообще перестанут ходить в рестораны. С июня все изменилось.
Наши рестораны возвращаются к уровню посещаемости, которая была до 2020 года. Много приезжих из России, стран Балтии.
Затишье объясняется не только так себе прошлым, но еще и туманным будущим:
— Чтобы открыть ресторан, нужно вложить деньги. Люди, вкладывающие деньги, должны понимать, когда они к ним вернутся. Подобные решения сложно принимать в кризисные периоды. Пандемия закончилась, но не так уж и давно. По факту до ноября прошлого года ситуация все еще оставалась непонятной.
Сергей уверен, что ближе к осени случится настоящий бум классных мест:
— Сегодня все стабилизируется, спрос растет, и я думаю, прямо сейчас рождаются проекты, о которых мы пока не знаем и которые откроются осенью. Заведения будут открываться с накатом, если опять чего-нибудь не произойдет.
В жизни все синусоидно: не может быть всегда плохо, плохо, плохо, а потом еще раз плохо. Все равно наступит момент, когда пойдет в гору.
Эту локацию вы наверняка прекрасно знаете: центр города, любимая многими Немига, переходящая в площадь Свободы. Еще недавно здесь работало кафе израильской кухни Izi, до этого — «Сад», еще ранее — Gusto Giusto. Говорят, открываться там, где до этого много что закрылось, — плохая примета. Но у Сергея на этот счет свое мнение:
— Это мой 80-й по счету ресторан. Люди мне часто говорили: «Сергей, зачем ты арендуешь это место? Здесь уже были эти, и у них ничего не получилось». Тут надо разбираться: почему не получалось, кто этим всем управлял?
У меня есть свои четкие параметры по выбору мест. Ошибки бывают, но я четко вписываю концепцию в выбранную локацию. И через полгода после открытия люди спрашивают: «А что тут было?» Они забывают!
Место шикарное, одно из лучших в Минске. Здесь классный двор, музей. Это центр города! О чем тут вообще говорить?
Mojo — звучит лаконично и быстро запоминается. Приписку mediterrasian с первого раза не запомнишь. Это гибрид слов mediterranean (средиземноморский) и asian (азиатский).
— Mojo — это квинтэссенция чар и позитивной энергии, это сила, которая ведет человека к достижению его целей, — объясняет ресторатор. — У этого слова африканские корни. Когда мы все это изучали, оказалось, что в мире полно ресторанов с таким названием. Но ничего страшного в этом нет, придумать что-то новое сейчас сложно.
Ресторан занял площадь в 260 кв. м, терраса — в 100 кв. м. Внутри — около 60 посадок. Запрос к дизайнерам был следующий: интерьер должен быть премиальным, но не «тяжелым люксом».
— Люкс — это когда вы приходите в классические рестораны типа Cafe de Paris, Milano, Grand Cafe. Туда заходишь, и атмосфера начинает давить. Здесь мы хотели сделать стильный необычный интерьер, в котором человек чувствовал бы себя в «премиалочке», но не слишком. Для этого добавили разгружающие элементы: открытый потолок с торчащими проводами, старые батареи, краны. Получился удачный микс: нарядно, уютно, нетяжело.
По заверениям бизнесмена, идея уникальна и ниоткуда не заимствована.
— Мне вообще тяжело делать проект, если я начинаю его где-то слизывать. Мне нравится смотреть в Pinterest дизайны, но кухню своровать невозможно. Ни один шеф-повар не сможет повторить блюдо по картинке.
Как уже понятно по названию, в меню смешали средиземноморскую и азиатскую кухни, оставив что-то нетронутое и из первой, и из второй.
— В Минске достаточно азиатского. Разные суши, и премиальные, и непремиальные, готовятся просто везде. Стритфуда Японии, Вьетнама, Кореи тоже очень много. Но мне хотелось довести такую кухню до уровня выше среднего. Хотелось, чтобы человек приходил в заведение и получал «нарядную» эмоцию.
Имя шеф-повара не раскрывают. Исходные данные такие: это старый работник проекта Golden Project. Владельцы не хотят, чтобы имидж одного ресторана отражался на другом.
— Обычно перед подачей блюд принято как можно красивее рассказать об ингредиентах. У нас же все по-другому. Мы поставили задачу шеф-повару: сделать микс средиземноморской и азиатской кухонь. Затем мы провели дегустацию. Блюда выносились, но дегустаторы пробовали, не зная, из чего они сделаны.
У меня есть два параметра оценки блюда — интересно и вкусно. Так вот, блюдо попадало в меню только тогда, когда оно одновременно и интересное, и вкусное.
Последний параметр — «заказал бы второй раз». Это и называется поварское волшебство. Зачем что-то рассказывать? Надо пробовать!
Предупреждаем: меню не дешевое. Заскочить на бюджетный перекус не получится. Блюда в среднем стоят от 20 до 40 рублей. Самая дорогая позиция — 75 рублей. Объяснение следующее:
— К сожалению, дешево уже не будет. Даже в Риге, когда я туда приезжаю, удивляюсь, что 100 евро расходуются так, как в Минске 100 рублей. Залить бак бензина — 100 евро. Бокал пива — 5 евро. Кофе — 3 евро. Салат цезарь — 12 евро. За последние полгода цены сильно скакнули. То же самое в Америке — там рекордный уровень инфляции. Валюта обесценилась. Подорожало все: продукты, топливо, авиабилеты, отели.
Поймите, что наш ресторан работает не на местном продукте — морепродукты, зелень… А импорт подорожал. И логистика подорожала в 4—5 раз. Мы покупаем дорого и вынуждены продавать дорого.
Каков будет формат работы Mojo? Тусовки будут делать, но очень «осторожно». На террасе и во дворе планируют делать вечеринки, звать артистов. Но танцев здесь не будут. Громкой музыки диджея, заглушающей разговоры, — тоже.
В будние дни Mojo работает с 12:00 до полуночи, в выходные — с 12:00 до 2:00. Терраса откроется в начале июля.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро