Бывший огромный город-призрак постепенно возрождается. Рассказываем, в чем секрет успеха Детройта и поможет ли ему второй шанс

10 мая 2022 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: AP, flickr.com, Wikimedia

Бывший огромный город-призрак постепенно возрождается. Рассказываем, в чем секрет успеха Детройта и поможет ли ему второй шанс

Автор: darriuss. Фото: AP, flickr.com, Wikimedia

У американского Детройта тяжелая судьба. Автомобильная столица мира, за роскошь застройки прозванная «Парижем Запада», к 1970-м годам превратилась в один из самых криминогенных городов Соединенных Штатов. Некогда почти двухмиллионный мегаполис к текущему моменту потерял почти две трети своего населения. Заброшенные небоскребы, целые кварталы, оставшиеся без жителей, опустевшие грандиозные промзоны — в первой декаде XXI века последствия деградации Детройта стали любимым, хотя и довольно опасным сюжетом для множества поклонников постапокалиптических пейзажей. Тем удивительнее прогресс, который произошел за прошедшее десятилетие: постепенно Детройт трансформировался в один из главных туристических центров США. И пусть пока его депопуляция продолжается, все же у, казалось бы, безнадежно умирающего города впереди забрезжила надежда. Разбираемся в рецепте лечения.

Неизбежное банкротство

Глубина падения Детройта тем более впечатляет, если осознать, с каких высот оно случилось и насколько стремительно происходило. Двадцатое столетие для города смогло стать и его «золотым веком», и проклятой эпохой. В 1896 году в бывшем угольном сарае у дома №58 на Бегли-стрит Генри Форд запустил двигатель своего автомобильного прототипа. Спустя 14 лет первую продукцию выпустил его новый завод, самый современный по тем временам в мире, родина конвейерной системы производства. В результате Motor City («город моторов»), казалось, был обречен на вечное процветание.

К 1930-м годам население Детройта увеличилось в пять раз, достигнув 1,5-миллионной отметки.

В его черте или в ближайших окрестностях свои производства имели крупнейшие автомобильные корпорации США, и это не считая десятков фабрик в сопредельных отраслях, так или иначе помогавших сделать сентенцию «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» реальностью. Детройт стал городом деловых небоскребов, фешенебельных отелей, театров, колоссальных заводских цехов и целых районов, застроенных роскошными особняками нуворишей, сделавших состояния на самой прогрессивной индустрии этого этапа человеческого развития.

А потом это воплощение американской мечты рухнуло — по историческим меркам в одночасье. Военные заказы во время Второй мировой и успешное экономическое развитие в первые десятилетия после ее окончания требовали все новой и новой дешевой рабочей силы, и с фактическим прекращением массовой миграции трудовых ресурсов из Европы ее донором стали бедные южные штаты с преимущественно афро-американским населением.

Одновременно с его притоком прежние жители Детройта начали уезжать.

Это был процесс, свойственный многим американским городам и получивший название white flight («бегство белых»). Все большую популярность приобретала жизнь в пригородах, чему способствовала и всеобщая автомобилизация, и строительство автострад. Этнический состав Детройта кардинально изменился, и сейчас абсолютное большинство его жителей составляют чернокожие американцы.

Окончательный же удар городу нанес нефтяной кризис 1970-х. Привычные для предыдущих десятилетий огромные «дорожные крейсеры» с детройтских конвейеров оказались неконкурентоспособны в сравнении с относительно компактными и экономичными автомобилями из Европы и Японии. Заводы и фабрики здесь начали закрываться, безработица — увеличиваться, а с последней пришли и сопутствующие проблемы вроде резкого роста преступности, что лишь способствовало дальнейшему отъезду среднего класса и, по сути, отдало Motor City во власть банд наркоторговцев. Пустели конторские башни, церкви лишались своих прихожан, закончились зрители в театрах, некому было останавливаться в гостиницах, ржавели конвейеры, и все больше заводских корпусов, из ворот которых ранее один за другим выезжали блестящие свежей краской машины, теперь зияли черными провалами окон с разбитыми стеклами.

К 2000-м, когда благодаря развитию цифровой фотографии в сети появилось множество снимков Детройта, он уже давно напоминал город-призрак.

Там по-прежнему жило несколько сот тысяч человек, но качество этой жизни уже никак не соответствовало эпохе расцвета мегаполиса. Вместе с платежеспособным населением оттуда ушли его налоги, и муниципальные власти порой не могли решить даже базовые коммунальные проблемы. Опустели целые городские районы, дома в которых частично стояли заколоченными, частично были снесены. Для заросшего травой и кустами пейзажа был придуман даже специальный термин — urban prairie («городская прерия»), а в прерии, как известно всем американцам, закон действует весьма своеобразно. Закономерным итогом стало банкротство самого опасного города США, произошедшее в 2013 году.

Первые попытки ренессанса

Надо отметить, что процесс деградации Детройта пытались остановить в самом его начале. Растущие социальные проблемы, экономический кризис, грозящий катастрофой, были очевидны для крупнейших бизнес-лидеров города, не желавших спокойно наблюдать за его падением в бездну. Еще в 1970 году был образован некоммерческий фонд, получивший название Detroit Renaissance.

Уже в самом его названии была заложена надежда на возрождение автомобильной столицы мира.

Объединившаяся в этой организации группа крупнейших местных предпринимателей во главе с Генри Фордом II (внуком того самого Генри Форда) решила возглавить восстановление деморализованного города на собственные средства. Якорным проектом стало строительство Renaissance Centre, нового сверхсовременного многофункционального комплекса, который должен был вдохнуть новую жизнь в детройтский даунтаун, деловой центр.

На момент начала реализации это был крупнейший частный девелоперский проект в мире, но в процессе строительства масштабы комплекса были уменьшены. Из задуманных пятнадцати небоскребов в течение 1970-х годов было построено лишь пять башен, сформировавших центральное ядро. Для своего времени эти высотки, спроектированные архитектором Джоном Портманом, выглядели максимально футуристично и до сих пор являются самым узнаваемым городским символом, расположившимся прямо на городской набережной.

«Детройт достиг своего дна, теперь ему предстоит путь обратно», — триумфально заявил Форд на церемонии открытия Renaissance Centre.

Как показало дальнейшее развитие событий, он ошибался, однако в определенном смысле своих целей проект, стоимость которого оценивалась в 500 млн тех долларов, достиг. По сути, Детройт получил город в городе, где было все, кроме жилья. Главной особенностью были даже не блестящие на солнце стеклянные фасады башен, а система охраны, позволявшая чувствовать себя на территории центра в безопасности. По тем временам это было большое достижение. Но одновременно с этим Renaissance Centre стал своеобразным гетто, заповедником для респектабельных клерков. Упадок же остального Детройта продолжался.

В начале нулевых Renaissance Centre купила компания General Motors, расположив в комплексе свою корпоративную штаб-квартиру. Кроме этого она провела масштабную реновацию центра, потратив на нее еще полмиллиарда долларов. Этот проект, вероятно, можно рассматривать как точку отсчета настоящего возрождения Motor City. Кризис продолжался еще целое десятилетие, до формального пика в виде банкротства 2013 года. Но его темпы все это время последовательно замедлялись, а неизбежное признание городскими властями собственной финансовой несостоятельности позволило решить вопрос с кредиторами и начать новый этап детройтской истории с чистого листа. Из процесса банкротства бывшая автомобильная столица успешно вышла уже в 2014-м.

Все это десятилетие город постепенно нащупывал работоспособную схему преодоления катастрофы.

В данном случае, похоже, таковой оказалось сочетание муниципальных инвестиций с федеральными дотациями и в особенности с эффективным использованием некоммерческих общественно-частных инициатив.

Из города-призрака в туристический центр

Важнейшим событием в истории Детройта стал приход в него игорного бизнеса. Разрешение на строительство здесь трех казино было выдано штатом Мичиган еще в 1996 году, в начале нулевых заработали сначала временные небольшие объекты такого рода, а в 2007-м было закончено строительство больших развлекательных комплексов, как это принято в США, с огромными гостиницами на сотни мест. Одно из заведений появилось в историческом районе Гриктаун, что дало толчок развитию ближайших окрестностей; еще два отеля-казино появились по соседству с даунтауном.

Детройт оказался одним из крупнейших американских городов, в котором были разрешены азартные игры.

Они привлекли сюда устойчивый поток туристов как из соседних штатов страны, так и из Канады, на границе с которой (фактически через реку) расположен город.

Но это было лишь начало. Параллельно шла масштабная реконструкция многокилометровой детройтской набережной. Создание удобного общественного пространства с благоустроенными парками, ресторанами и магазинами позволило сделать пребывание в городе комфортным и за пределами отдельных зданий. Большие инвестиции делались в реконструкцию автострад и аэропорта (были построены два новых терминала) как важнейших элементов транспортной инфраструктуры.

В итоге во второй половине 2000-х — 2010-х годах количество гостей Детройта увеличивалось на 10—20% ежегодно.

Одновременно муниципалитет вложил $210 млн в глобальную модернизацию городской системы освещения, что позволило улучшить безопасность местных жителей и туристов. В 2017-м в Детройте открылась крытая многофункциональная Little Caesars Arena стоимостью $860 млн, что дало удобную площадку для проведения спортивных мероприятий, концертов и способствовало ревитализации целого окружающего района, где появилась масса вспомогательных объектов, нацеленных на обслуживание посетителей арены (общий бюджет проекта превысил $2 млрд). Помимо традиционного автосалона, крупнейшего в США, Детройт стал проводить множество других масштабных мероприятий: от отраслевых выставок до фестивалей электронной музыки.

Ну и, как и полстолетия назад, многое для возрождения города сделали и делают богатейшие местные бизнесмены. Самым большим игроком на этом поле стал миллиардер (и уроженец Детройта) Дэниел Гилберт. Его компания Bedrock Detroit купила сразу несколько знаковых местных заброшек (в том числе Book Tower, один из детройтских символов 1916 года постройки), вложив сотни миллионов долларов в их восстановление. Гилберта поддержали и другие предприниматели и компании, работающие в Мичигане. Например, Ford Motor Company стала владельцем еще одного известнейшего брошенного здания — Центрального вокзала. Его фотографии непременно присутствовали в каждом сюжете, посвященном падению бывшей автомобильной столицы мира, но все они уже устарели. В текущем году завершится масштабная реконструкция этой детройтской иконы, где Ford планирует разместить свой исследовательский центр, занимающийся беспилотными автомобилями.

Руководство же города и штата с помощью в том числе федерального финансирования занялось регенерацией «городской прерии», районов с брошенным жильем и пустырями. Постепенно часть зданий восстанавливается, пустующие участки превращаются в парки или получают новую застройку. Процесс этот небыстрый — слишком велик масштаб полувековой деградации. Инвестировал город и в современную систему общественного транспорта. Так, в 2017 году после большого перерыва по главной улице Детройта вновь пошел трамвай.

Теперь у жителей некоторых городских районов появились новые проблемы. После начала джентрификации стоимость жилья и его аренды начала быстро расти, и привыкшим к прежним нравам местным обитателям приходится что-то с этим делать. Однако подобные последствия неизбежны. Пусть еще далеко не все проблемы решены и город по-прежнему остается в криминальных лидерах страны, но все же механизм возрождения запущен. Остается только надеяться, что эта непростая и затратная как по времени, так и по деньгам работа будет доведена до конца.


Выбор покупателей
вертикальный 2-в-1, сеть, потребление: 600 Вт, без регулировки мощности, шум 75 дБ
Onlíner рекомендует
вертикальный 2-в-1, аккумулятор, потребление: 400 Вт, регулировка мощности, турбощетка, док-станция с зарядкой, шум 68 дБ
вертикальный 2-в-1, аккумулятор, потребление: 400 Вт, регулировка мощности, турбощетка, шум 70 дБ
Onlíner рекомендует
вертикальный 2-в-1, аккумулятор, потребление: 425 Вт, регулировка мощности, турбощетка, док-станция с зарядкой, шум 82 дБ

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by