В июне прошлого года во Флориде рухнула 13-этажка. Как вышло, что жертвой халатности стала почти сотня человек?

10 марта 2022 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: AP, flickr.com, pinterest.com, Wikimedia

В июне прошлого года во Флориде рухнула 13-этажка. Как вышло, что жертвой халатности стала почти сотня человек?

Во Флориде уже довольно давно продолжается строительный бум. Сюда едут проводить осень своей жизни сотни тысяч пенсионеров со всей страны, молодежь тусуется в ночных клубах Майами-Бич, а семьи олигархов и уважаемых чиновников из стран третьего мира покупают здесь недвижимость, чтобы отдыхать у теплого синего моря. «Солнечный штат» один из лидеров в США по количеству квартир в многоэтажных домах. Вдоль побережья Атлантики стоят тысячи жилых комплексов разной степени высотности. В ночь с 23 на 24 июня 2021 года один из них рухнул, унеся 98 человеческих жизней. Трагедия оказалась одной из крупнейших катастроф такого рода в истории страны, и, как показали первые результаты расследования, к ней привело удивительное для США сочетание халатности, коррупции и алчности.

Ход событий

Все произошло во втором часу ночи по местному времени в небольшом пятитысячном городке Серфсайд к северу от Майами-Бич, курортного района Флориды. Формально он считается отдельным населенным пунктом, но по факту является частью одной большой агломерации, границы между разными частями которой провести сложно. Катастрофа развивалась в течение нескольких минут, но в итоге никто из погибших так и не смог воспользоваться этим временным лагом.

Большинство из жертв в такое время уже отдыхали.

В 1:14 ночи 24 июня в выходящем прямо на океан 13-этажном жилом доме Champlain Towers South рядом с расположенным у его подножия бассейном для жильцов образовался провал. Фактически часть территории башни обрушилась в находящийся под ней подземный паркинг. По свидетельству очевидцев, в получившуюся воронку хлынула вода, а сам провал начал постепенно увеличиваться. В 1:22, спустя 8 минут после начала развития ситуации, центральная секция здания и его восточное крыло в течение 12 секунд полностью рухнули, образовав гору завалов.

На место трагедии немедленно прибыло до 80 экипажей спасателей, начавших разбор обломков дома. В первые часы были спасены 35 человек, в основном находившихся в квартирах в оставшемся стоять западном крыле здания. С обрушившейся частью все было гораздо сложнее. Специалисты смогли эвакуировать мать и дочь, упавших с девятого в район пятого этажа и чудом не заваленных фрагментами башни (они были госпитализированы с серьезными травмами). Было обнаружено тело одного погибшего, однако список жильцов, считавшихся пропавшими без вести, первоначально насчитывал 159 имен и фамилий. При этом спасатели не знали, сколько людей на самом деле присутствовало в Champlain Towers South в момент катастрофы.

Как оказалось, процесс разбора завалов растянется на долгие недели.

Ситуацию осложняла конфигурация обломков, начавшийся где-то под ними пожар, который долго не могли потушить, и угроза обрушения западного крыла. Дополнительным фактором стал надвигающийся на побережье Флориды тропический шторм Эльза. В конечном счете в ночь с 4 на 5 июля специалисты компании Controlled Demolition осуществили ювелирную операцию по сносу направленным взрывом мешавшего спасателям крыла. Подобный демонтаж необходимо было провести таким образом, чтобы обломки этой части здания упали куда угодно, но только не на завалы, под которыми еще могли находиться живые люди.

Надежду на их спасение не теряли до последнего. К моменту этого сноса были найдены лишь 18 тел, список пропавших без вести сократился до 145 человек. После взрыва работы по разбору завалов пошли куда активнее, но, увы, никакого положительного результата они уже не принесли. Список жертв лишь рос, а из живых существ 9 июля последним был обнаружен кот Бинкс, принадлежавший семье Гонсалес, которая жила на девятом этаже Champlain Towers South. 23 июля разбор остатков здания был закончен, спустя три дня идентифицировали личность последнего найденного человека. Всего в результате обрушения дома погибло 98 его жильцов, из них 64 были гражданами США, преимущественно пенсионерами. Кроме этого, жертвами трагедии стали обладатели паспортов Великобритании, Австралии, Канады и целого ряда латиноамериканских государств. В частности, погибла вся семья сестры нынешней супруги президента Парагвая.

Официальное расследование причин катастрофы, которое проводят специалисты Национального института стандартов и технологий, может занять годы, и его результаты, скорее всего, не будут обнародованы еще в течение долгого времени. Однако за прошедшие месяцы журналисты местных и общенациональных СМИ восстановили историю рухнувшего здания самым подробным образом, что позволяет в целом понять картину развития событий.

Темное прошлое

Сейчас Серфсайд мало чем отличается от других районов Большого Майами. Вдоль побережья с его бесконечным песчаным пляжем на первой линии вытянулся ряд многоэтажных отелей и жилых комплексов. В глубине же континента преимущественно находятся кварталы индивидуальной застройки. Однако в конце 1970-х, когда начинается эта история с трагическим концом, все выглядело совсем по-иному.

Серфсайд был очень тихим малолюдным пригородом, который почему-то облюбовали выходцы из Канады, бежавшие сюда за летом из своего холодного климата.

Для такого рода мигрантов возник устоявшийся термин snowbirds, перелетные птицы. Местные власти, впрочем, были заинтересованы в активизации многоэтажного строительства, уже активно шедшего в районах южнее. Инвестиции должны были дать муниципалитету средства, необходимые для сохранения низкого уровня налогов для постоянных резидентов. Однако все надежды на привлечение девелоперов сталкивались с одним обстоятельством: существовавшие в Серфсайде системы водоснабжения и канализации не были рассчитаны на увеличение нагрузки.

Выход из ситуации предложил некий Нейтан Рейбер, пришедший в мэрию Серфсайда с предложением, от которого было сложно отказаться. Мужчина хотел купить участок на первой линии для строительства дебютного в городке современного жилого комплекса и был готов при этом выделить муниципальным властям дополнительные $200 тысяч, серьезную по меркам 1979 года сумму, которая должна была покрыть примерно половину расходов на требующуюся модернизацию инфраструктурных сетей.

«Это было отличным решением, — рассказывал в интервью New York Times Митчелл Кинзер, руководивший в ту пору городом. — Мы, маленький Серфсайд, крошечный городок, получали первоклассные здания класса люкс».

Вряд ли власти задавались вопросами о прошлом Рейбера. Между тем до начала девелоперского бизнеса во Флориде он был адвокатом в канадской провинции Онтарио, где в конце 1970-х ему были предъявлены обвинения в уклонении от налогов (в конечном счете, после затяжных судов, в 1996 году по одному пункту обвинения он признал себя виновным). Как бы то ни было, 13 ноября 1979 года мэрия Серфсайда утвердила проект застройки комплекса, получившего название Champlain Towers.

Жилой комплекс представлял из себя два корпуса (Champlain Towers North и Champlain Towers South, к которым в 1990-е добавился третий — Champlain Towers East), напоминавших на плане букву L. Это были типичные 12-этажные курортные кондоминиумы с подземной парковкой, бассейном и большим балконом в каждой из квартир. Архитектором стало флоридское бюро William M. Friedman & Associates Architects, инженерное сопровождение осуществляла компания Breiterman Jurado & Associates. К обеим организациям, как выяснилось после катастрофы 2021 года, ранее были претензии у контролирующих органов. У архитектора Фридмана во второй половине 1960-х на полгода отзывали лицензию за спроектированную им и рухнувшую в результате урагана Бетси вывеску, повредившую соседнее здание. Господин же Брейтерман дал положительное заключение на строительство многоэтажного паркинга в районе Корал-Гейблс, конструкцию которого впоследствии признали не соответствующей минимальным требованиям к устойчивости стен.

Скорее всего, об этом городские власти даже не подозревали.

Не смутила их и смена в течение трех лет сразу трех подрядных организаций, которые осуществляли непосредственные работы. Зато постфактум работавшие в то время в муниципалитете сотрудники рассказывали журналистам, что девелоперы достаточно агрессивно требовали выдачи необходимых им разрешений. Кто-то сравнил поведение компании Рейбера с буллингом.

Проблемы продолжаются

В ходе журналистских расследований, начавшихся после катастрофы, выяснилось и еще одно любопытное обстоятельство. Как оказалось, в рухнувшем южном корпусе был надстроен пентхаус, сформировавший 13-й этаж здания. Между тем в первоначальном варианте Champlain Towers было только 12 этажей. Пентхаус добавили в проект лишь в октябре 1980 года, когда первые этажи дома уже были готовы. Разрешение на надстройку девелопер в очередной раз буквально продавил у городских властей, угрожая в противном случае судебными тяжбами.

Впрочем, сейчас эксперты заявляют, что вряд ли лишний этаж мог стать непосредственной причиной трагедии, хотя, возможно, он и оказал косвенное влияние на ее развитие или стал очередным звеном в цепочке событий. Как бы то ни было, роль пентхауса будет оценена в финальном заключении специалистов Национального института стандартов и технологий. Куда большее значение, очевидно, сыграл другой фактор, о котором давно знали эксплуатирующие организации и контролирующие органы.

В 2018 году подробную инспекцию конструктивного состояния Champlain Towers провела инжиниринговая компания Morabito Consultants. В 2021-м южному корпусу исполнялось 40 лет, в связи с чем необходимо было продлить на такой же срок разрешение на использование объекта. В своем заключении эксперты Morabito указали на проблемы с гидроизоляцией бассейна корпуса. По их мнению, возникшие из-за ошибок в ее проектировании протечки воды привели к серьезной деградации несущих конструкций расположенного рядом с бассейном паркинга.

В подготовленном документе говорилось, что «отказ от замены гидроизоляции в ближайшем будущем приведет к экспоненциальному ухудшению состояния конструкций». При этом на балках и колоннах паркинга были зафиксированы значительные микротрещины, в отдельных местах уже была видна арматура.

Совершенно очевидно, что должного внимания такой оценке состояния паркинга уделено не было. В октябре 2020 года выяснилось, что заменить одну лишь гидроизоляцию будет недостаточно. Состояние несущих конструкций было таково, что требовалась уже их замена, а это проект совсем другой сложности — как по времени, так и по стоимости. 9 апреля 2021 года в письме жильцам комплекса обслуживающая организация оценила необходимые работы в $15 миллионов, одновременно отметив, что с момента оценки в 2018-м, как и предсказывала Morabito, ситуация с колоннами и балками стала значительно хуже.

И все же несмотря на то, что про деградацию состояния комплекса было известно уже несколько лет, никаких мер в связи с этим предпринято не было, пока не случилось неизбежное.

Скорее всего, в ту злосчастную ночь «уставшие» конструкции паркинга все-таки не выдержали нагрузок и разрушились в районе бассейна, что подтверждается свидетельствами очевидцев. Затем произошло последовательное разрушение остальных несущих колонн, не выдержавших дополнительных нагрузок, что закончилось обрушением жилой части комплекса. На все потребовалось 8 минут.

Технический отчет, который подтвердит или опровергнет эту предварительную версию, сейчас готовится. Многие эксперты намекают, что на развитие катастрофы могли повлиять и другие факторы: например, общепринятая в конце 1970-х экономия на арматуре, возможное влияние работ над только что завершенным жилым комплексом Eighty Seven Park, появившимся по соседству, или воздействие высоко расположенных соленых грунтовых вод на фундамент рухнувшего дома. Родственники же погибших предъявили судебные иски и к городской администрации, и к эксплуатирующей организации, и к владельцам Eighty Seven Park. Такого рода тяжбы в США могут длиться годами, ну а пока власти Майами озабочены проверками других жилых комплексов, строившихся в городе в те же годы и, возможно, подверженных тем же рискам. Строительный бум 1970-х без жертв не обошелся.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: darriuss. Фото: AP, flickr.com, pinterest.com, Wikimedia