20 февраля 2022 в 10:00
Автор: Снежана Инанец. Фото: читатели Onliner

Жили на Зыбицкой, когда она называлась иначе. Крутые фото минчан из самого центра

Автор: Снежана Инанец. Фото: читатели Onliner

Мы собираем старые фото из ваших домашних архивов. Сегодня — истории двух семей, которые жили в самом центре Минска, но обеим пришлось уехать на окраины в 1960-х. Речь про улицу Торговую, которую теперь мы знаем как Зыбицкую. Исторической застройки на ней не осталось, но читатели помнят другое время. Еще разговор про Димитрова — название и часть улицы сохранились, но изменения кардинальные: рядом с ней, например, вырос торговый центр Galleria Minsk.

«Раскидали этот дом». Зыбицкая, бывшая Торговая

Примерно так могла бы выглядеть современная Зыбицкая, если бы историческую застройку сохранили. Двухэтажка с аркой — дом №44 по улице Торговой.

— Моя семья там жила до 1965 года, — рассказал Павел Базыльчик, приславший снимки.

Если присмотреться, возле арки можно заметить девочку. Это Люда, мама Павла.

Как всегда, самое интересное написано на обороте: «Родной дом Наташи и Люды, раскидали этот дом в 1965 году в конце июля».

Наталья, о которой тоже речь в подписи на фото, — тетя читателя.

Наталья Николаевна родилась в 1954 году. Когда семья уезжала отсюда, девочке было около 10 лет. Она вспоминает:

— Дом был из красного кирпича, еще царской постройки. Бабушка рассказывала моей маме, когда она была ребенком, что до революции на первом этаже были лавки, а на втором жили лавочники. Соседний дом сносили раньше нашего. Разбивали металлической грушей — не разбили, потом взрывали направленной волной. Тогда из кладки выпала табличка, на которой был написан год: 1884. Не уверена, что это именно дата постройки, но четко помню эту цифру. У разрушенного дома потом снимали фильм «Через кладбище» — конечно, про войну. 

Этот снимок сделан у входа в подъезд, на втором этаже которого и жила маленькая Наташа.

— Два окна прямо над аркой — наша квартира. На нашу семью было две комнаты, в которых мы жили всемером — родители, трое детей, тетя и ее сын. Жить после войны было негде, так что у нас была общая кухня с соседкой, — рассказывает Наталья Николаевна. — Большой ли была вся квартира целиком, сказать не могу. Помню только потолки высотой 3 метра. 

Во дворе стояли сараи. Там заготавливали дрова, так как в квартирах было печное отопление.

Жители Торговой у сараев

Имена родителей Натальи — Николай Яковлевич и Анна Иосифовна.

— Папа из Гомельской области, мама — из Минской. Папе после войны дали на Торговой квартиру, он работал участковым в Минске, — рассказывает собеседница.

На старые фото попал и одноэтажный дом, стоявший на будущей «Зыбе».

На снимке справа: Николай с другом Толей Кожемякиным, который жил как раз в этом одноэтажном доме

Наталья Николаевна вспоминает быт улицы. Например, пожарные машины, которые приезжали сюда заправляться к специальному колодцу.

— На Торговой была булыжная мостовая. Дети постарше ходили купаться на Свислочь. Брата там научили плавать: на лодке друзья вывезли на середину реки и выбросили. Поплыл. Помню, к нам прибежала соседка и кричала маме: «Иди на реку, там твой сын за мост зацепился, держится!» — кажется, минчанка и сейчас тревожится за брата, рассказывая это.

В школу дети ходили на улицу Революционную. Много гуляли по Немиге.

— У меня на Немиге жила подруга. Помню, с одной стороны стояла синагога, с другой — баптистский дом. У последнего часто стояла женщина и приглашала внутрь. Отправляя нас в школу, мама просила быстро проходить это место, не обращая внимания на женщину. 

А это — деревянный трамвайный мост через Свислочь, по нему раньше ходили трамваи с вокзала в сторону «Озера». На другом берегу виднеется корпус 2-й больницы.

Житель улицы Торговая Николай Яковлевич Иванченко

— Уехать пришлось в 1965-м. Нашей семье дали трехкомнатную квартиру в хрущевке, тогда на окраине: на улице Розы Люксембург, — говорит Наталья Николаевна. — Мы радовались, конечно. Представьте, есть туалет, своя ванная, не надо больше ходить со своими тазами в общественную баню, где раньше мыли солдат. Но с сестрой Людой мы сейчас всегда жалеем, что старые дома на улице Торговой так бессмысленно снесли. Даже взамен ничего важного не построили. Очень жаль того старого Минска. 

 «Река заливала первый этаж, нас эвакуировали на второй». Улица Димитрова

Улица Димитрова есть и сейчас: невнятная, она идет от Замковой до Мельникайте, прямо за спинами кинотеатра «Москва» и торгового центра Galleria Minsk.

Ольга Королёва-Новик прислала в редакцию фотографии из тех времен, когда Димитрова была в брусчатке и преимущественно одноэтажной, а будущий проспект Победителей еще назывался Парковой магистралью.

— Мои родные жили в двухэтажном доме на Димитрова, центр Минска видели во всех ракурсах. Их отселили в шестидесятых, — рассказывает Ольга.

Дети с улицы и переулка Димитрова

Ее мама, Татьяна Владимировна, родившись в 1960-м, провела в этом районе часть своего детства. Дом под номером 30, где жила семья, стоял на небольшом ответвлении улицы, в переулке Димитрова. Он был многоквартирным.

— Он был двухэтажный, первый этаж будто цементный, второй — деревянный. На два крыльца, — вспоминает собеседница. — Квартир было, навскидку, восемь. В одной жили мы, с бабушкой Анной Александрович. Еще в одной, помню, жил летчик с фамилией Железный.

По плану БТИ за 1954-й, в соседних домах в те годы жили семьи Любчевских, Савич, Ржецицких и Калтеряд.

К сожалению, у героев нашего материала не сохранилось фотографий их двухэтажного дома с фасада. У краеведов мы их пока тоже не смогли отыскать. Вот снимок улицы Димитрова, сделанный в 1941-м, из архива Павла Ростовцева. За двухэтажкой темнеет крыша соседнего дома— похоже, как раз того, где жила Татьяна Владимировна и ее семья.

Фото из архива Павла Ростовцева. Улица Димитрова в 1941 году. За двухэтажным домом видна крыша еще одной двухэтажки, в которой как раз и жили герои материала

Ниже — фото со двора. Бросаются в глаза перила высокого деревянного крыльца.

— У нас там были страшные наводнения: поднималась Свислочь. На моей памяти затапливало еще в 1963 году. Помню, просыпаюсь ночью от какого-то шума и спрашиваю: «Мама, что это?» Идем в другую комнату, а там в дверях — поток воды. Река заливала первый этаж, нас эвакуировали на второй, — рассказывает Татьяна Владимировна.

У крыльца двухэтажного дома в переулке Димитрова

Предки собеседницы — дедушка Леон Янушкевич и бабушка Анна Александрович — были минчанами. Дед ушел добровольцем на войну и погиб там. Бабушка рассказывала внукам про Минск в оккупации:

— Недалеко от нашего дома было гетто. Бабушка видела, как туда свозили семьи евреев. Рассказывала, как страшно было ходить по улице Островского, когда на деревьях висели люди. 

В архиве семьи есть фотография, на ней мама Татьяны Владимировны у воды, с друзьями. Собеседница говорит:

— На фото — речка Немига, снимок сделан в начале 50-х. 

Оговоримся: подтвердить, что это Немига, не удалось. На момент съемки эта река уже была в коллекторе, так что это — Свислочь, поясняют минские краеведы. Судя по планам, вплоть до начала 60-х Замчище с севера огибал обвод Немиги, но такого высокого берега с домами и довольно широкого русла у него не было. Может быть, вам знакомо это место?

В детстве Татьяны Минск уже был вполне беспечным.

Дом в переулке Димитрова двором выходил к общежитию БГУ, которое снесли в конце 2011 года ради строительства торгового центра.

— Моя тетя и ее подружки еще были молодыми. Девушки загорали на крыше сарая, а на них из окон общежитий смотрели мальчишки. И крутили им песню про черного кота, — смеется. — Вообще детство у нас было здоровское. Ходили смотреть на стройку Дворца спорта, купались в Свислочи, ездили в Дрозды за раками. Бегали смотреть на раскопки на улице Замковой. 

По воспоминаниям семьи, дом снесли в 1967-м.

— Уезжая, мы, конечно, радовались. В первую очередь потому, что больше не будет этих подтоплений. Но очень хотелось остаться в центре. К сожалению, поступили с жителями бессовестно: расселяли людей на Одоевского, Опанского, которые были окраиной. 

Река Свислочь и мама Татьяны Владимировны, Ольга. Вероятно, неподалеку от так называемого Лавского моста. Начало 1950-х

Когда минчанка оказывается в районе Дворца спорта, она все время вспоминает, как жила неподалеку. Еще вспоминает Парковую магистраль, которая была совсем не похожа на проспект Победителей: по центру — зеленый сквер, где стояли скамейки и отдыхала молодежь.


Напоминаем, что мы ищем старые фото Минска из ваших семейных альбомов. Прежде всего интересуют снимки советского времени и 90-х. Фотографировались на фоне знаковых объектов, которых больше нет? Гуляли по паркам, которые выглядели совсем не так, как сейчас? Запечатлели на папин «Зенит», как строилась Комаровка, или в семейных альбомах сохранились уникальные фото уже снесенного дома Костровицкой на площади Ленина? Щелкнули фотоаппаратом что-то незначительное и забыли, а теперь обнаружили, что это стало историей?

Присылайте свои фото в наш чат-бот @newsonliner_bot, или напрямую в Telegram журналисту @inanec, или на почту sn@onliner.by.


отдельностоящий, полный No Frost, электронное управление, класс A+, полезный объём: 357 л (211 + 125 л), зона свежести, перенавешиваемые двери, лоток для яиц, 59.5x66x206.8 см, белый
Onlíner рекомендует
отдельностоящий, No Frost (морозильная камера), электронное управление, класс A+, полезный объём: 245 л, перенавешиваемые двери, использование в неотапливаемых помещениях, 59.5x65.5x186.8 см, белый
встраиваемый, No Frost (морозильная камера), электронное управление, класс A+, полезный объём: 281 л (225 + 56 л), перенавешиваемые двери, полка для вина, лоток для яиц, 54x54x193.7 см, белый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро