Раньше участки стоили $2000, сейчас — $50 000. Репортаж из поселков, куда сейчас переезжают минчане

01 декабря 2021 в 10:47
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова

Раньше участки стоили $2000, сейчас — $50 000. Репортаж из поселков, куда сейчас переезжают минчане

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Мы продолжаем исследовать деревни, которые потихоньку набирают популярность у минчан, мечтающих о красивой загородной жизни недалеко от МКАД (в рамках белорусской реальности, конечно). Недавно мы рассказывали о Старом Селе, а в этот раз выдвигаемся в Щитомиричи, где продаются участки за $50 000 по курсу, а еще в Новашино — там побюджетнее и можно выцепить свой кусочек земли за $25 000. Такие высокие цены, конечно, диктует близость к Минску. А ведь дальше нового владельца ждут еще и расходы на строительство, подключение инженерных коммуникаций. В общем, переезд за город —  дело затратное. И вот к чему следует готовиться тем, кто поглядывает в сторону вышеуказанных поселков.

Щитомиричи

Щитомиричи находятся всего в 7 км от Минска: выруливаете на трассу, ведущую в Микашевичи, и уже через пару минут вы на месте. На въезде  зеленеет магазин «Урожайный» (единственный на два соседних села) и качается автобусная остановка — чуть ли не главное семя раздора, проросшее в отношениях властей и местных жителей. Но об этом чуть позже.

Старые Щитомиричи включают в себя три улицы — Школьную, Центральную и Степную. Только одна из них покрыта асфальтом (какая именно, догадайтесь по названию), две другие представляют собой печально-грунтовую картину, размываемую дождем до состояния неприглядного натурализма, в котором вязнут ноги и колеса. Хотя и на новых улицах с поэтическими названиями Светлая, Приветливая, Летняя и Солнечная ситуация не лучше. Кое-где жители насыпали островки ПГС или асфальтогранулята — кто за свои личные средства, кто за счет кооператива.

Федор Телюк, глава кооператива, переехал сюда в 2000 году. Купил кусочек земли с «домом-развалюшкой» за $2000, полностью его перестроил. Через какое-то время стал старостой поселка и начал разруливать здешние проблемы. Одной из самых болезненных точек на теле поселка было отсутствие газа.

— В 2008 году сделали проект газификации и как раз попали под указ, по которому местные власти должны возмещать до 70% расходов на его реализацию. И вот через два года проложили трубу в старой части деревни, причем довели ее до всех участков. Вышло по $500 с домовладения по курсу, — вспоминает Федор. — Новой застройкой я стал заниматься в 2015 году, и для ее жителей уже была 100% оплата. Одна только прокладка трубы обошлась каждому в $1030 в эквиваленте (эту сумму сейчас платят за вступление в кооператив. — Прим. Onlíner), а ведь нужно еще в нее врезаться, в здание газ провести. Короче говоря, следует рассчитывать на сумму около $3000 в пересчете. 

Центральный водопровод пока есть только у старожилов. Староста говорит, что сельсовет вроде бы готов сделать его и в восточной, «молодой» части Щитомиричей, но не уверен, что людям это нужно: у всех давно собственные скважины.

— С электричеством вопросов уже как лет пять нет, оптоволокно «Белтелеком» проложил в прошлом году, — перечисляет Федор.

Пожалуй, наличие инженерной инфраструктуры и формирует довольно высокую стоимость земли в Щитомиричах. Ну и близость к Минску, конечно же. Возможно, когда зеленую ветку метро дотянут до ближайшей к селу окраины города, цены подскочат еще сильнее. В этом году с аукционов продали как минимум четыре участка за $44 167—51 206 по курсу.

Адрес Расстояние от МКАД,
км
Площадь,
соток
Инженерная
инфраструктура
Количество
заявлений
Начальная цена,
руб.
Цена продажи,
руб.
Цена продажи
в $ по курсу
Нацбанка
Щитомиричи, участок №131 7 12,63 электричество, газ 6 35 000 111 000 44 167
Щитомиричи, участок №4Д 7 14,97 электричество, газ 12 36 000 135 000 51 206
Щитомиричи, участок №5Д 7 13,17 электричество, газ 13 36 000 135 000 51 206
Щитомиричи, участок №6Д 7 14,13 электричество, газ 15 36 000 124 282 47 141

Всего на территории деревни около 270 домов, большая часть из них по документам уже введена в эксплуатацию. Но визуально многие постройки выглядят необжитыми: заборов нет, зато рядом лежат груды строительных материалов или просто мусора. Кое-где стоит техника, вокруг которой суетятся рабочие.

Есть в Щитомиричах и классические блочные коттеджи, и кирпичные дворцы с башнями, напоминающие шик 90-х, есть и современная архитектура: большие окна, плоские крыши.

Покосившиеся деревянные избушки можно пересчитать по пальцам. В основном старые хаты сильно преобразились стараниями хозяев, а потому выглядят ухоженно.

Кроме жилфонда в поселке нет никаких других зданий: ни школы, ни детского сада, ни ФАПа или поликлиники. За всеми этими благами цивилизации нужно ездить в Сеницу или вообще в Минск. А с этим есть проблемы: школьный автобус из Сеницы не предусмотрен, а до единственной остановки тем, кто живет на окраине, надо идти пешком около 3 км. Больше километра — до железнодорожной станции Колядичи, но электрички до местных учреждений образования, естественно, не добираются.

— От нашего дома до остановки нужно пройти 1,8 км, дорога занимает примерно 40 минут. Тротуара нет, так что ходить вынуждены по обочине, а то и по проезжей части, где носятся грузовики. Безопаснее и удобнее возить на автомобиле, поэтому я почти из него не вылезаю. А ведь у меня всего трое детей. На моей же улице живут семьи, где их семь-восемь, и у всех разные смены, кружки… — жалуется Наталья, обосновавшаяся в Щитомиричах четыре года назад. Она, как и многие соседи, получила здесь участок, так как стояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. — Не так давно рядом с новой застройкой установили два остановочных пункта, но они не включены ни в один из маршрутов. Автобусы там не ездят, и этот вопрос многих волнует.

Вторая животрепещущая тема — это, конечно, дороги.

— Живется нам хорошо. Близко от города: если есть автомобиль, все классно. Участки у нас большие: можно и гараж поставить, и зону отдыха обустроить, и сад с огородом. Но дороги… Мы сами сделали заезды с трассы на улицы Светлую и Приветливую, но их хватило на месяц. Приезжал грейдер пару раз, ровнял что-то, но уже через несколько месяцев все снова возвращается в прежнее состояние, появляются ямы, — говорит Елена, еще одна жительница Щитомиричей. — Люди многое благоустраивают самостоятельно, недавно спортивную площадку организовали. Но, естественно, все и сразу решить тяжело.

— А вообще все минусы быстро забываются, когда встречаешь рассвет, сидя босиком на траве. Мы с семьей и в отпуск никуда не ездили: и дома было прекрасно, — добавляет собеседница.

Новашино

Эта деревня удалена от столицы на 22 км: вероятно, вы наткнетесь на нее по пути в Молодечно. Расположена она в красивой холмистой местности. Старую и новую застройку разделяет трасса. Если первая представляет собой депрессивное зрелище, то вторая — приличного вида коттеджный поселок, в котором попадаются интересные сооружения, намекающие на то, что их хозяева — люди с фантазией.

Всего в Новашино выделено 358 участков для строительства. Пока официально зарегистрировано только 118 домов, в которых живут 244 человека. Все потому, что многие еще строятся, а кто-то просто сохраняет минскую прописку и возможность отдавать детей в столичные школы и сады, а также посещать городские поликлиники.

 

В самом же поселке есть два магазина и передвижной павильон. Ближайшая ясли-сад — школа находится в Лошанах, туда учеников подвозит автобус. Правда, она белорусскоязычная, а это нравится не всем родителям. За медицинским обслуживанием местные ездят либо в амбулаторию в Петришках, либо в поликлинику в Заславле. Правда, с транспортом и здесь проблемы: эту точку на карте автобусы и маршрутки лихо пролетают на скорости, как будто не замечая. До ближайшей остановки, где заметят, — 3,5 км. Можно, конечно, попробовать дойти до железнодорожной станции Хмелевка: займет минут 15—20 по натоптанной тропе, виляющей по полю и лесу.

— В прошлом году делегировали нескольких соседей на прием к председателю облисполкома. Там пообещали создать дорожную инфраструктуру, сделать остановки, пустить транспорт. До сих пор ждем. Уже и в частную организацию обращались, предложили свой вариант маршрута. Ее представители сами по нему проезжали, смотрели загрузку. А потом отказались: говорят, мало пассажиров. Но у нас в деревне полно людей, которые не достроились, так что население еще будет расти, — рассказывает Александр. Он купил тут участок в 2009 году и с тех пор о своем решении не пожалел. Конечно, тогда в новой части деревни вообще не было коммуникаций, но за 12 лет многое изменилось.

— Электричество есть, газ тоже — труба в собственности кооператива. Подключение стоит недорого, около 4000 рублей. В соседних деревнях придется платить в разы больше, — добавляет мужчина.

Центральное водоснабжение проведено только в домах на старой улице Центральной, оптоволокно тоже. В коттеджном поселке у всех свои скважины, а хороший интернет ждут уже в следующем году:

— Пока пользуемся мобильным. Даже с антенной скорость низкая, особенно днем. Это проблема, ведь многие сейчас работают на удаленке.

А как с дорогами? Рассказываем: в старой части деревни давно лежит асфальт, в новой силами жителей пока заасфальтирован всего 1 км, еще 1 км засыпан асфальтогранулятом. Еще 6 км — это грунт.

— Где-то помогал сельсовет, где-то скидывались сами. Но вы же понимаете, народ разный живет: кто-то может и несколько тысяч долларов выделить, а у кого-то и лишних 50 рублей нет. Есть и такие, кто считает, что им все всё должны, поэтому принципиально не вкладываются. Не могут ездить, застревают, но ни копейки не дают. Я пытаюсь им объяснить, что мы должны сами заботиться о собственном комфорте, а не ждать помощи от государства. Сельсовет и так идет навстречу в каких-то вопросах: недавно мы согласовали с чиновниками детскую площадку, которую сами обустроили. Зато потом они за свой счет привезли для нее спортивный инвентарь, — дополняет Александр.

Несмотря на все нюансы, участки в Новашино уходят с молотка за достаточно неплохие суммы. В этом году на аукционах было продано два участка: один за $27 406 по курсу, другой — за $24 981.

Адрес Расстояние от МКАД,
км
Площадь,
соток
Инженерная
инфраструктура
Количество
заявлений
Начальная цена,
руб.
Цена продажи,
руб.
Цена продажи
в $ по курсу
Нацбанка
Новашино, участок №3 22 12,34 электричество, газ 7 20 000 69 045 27 406
Новашино, участок №3 22 16,78 электричество, газ 11 25 000 65 000 24 981

Выбор покупателей
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/B/74 дБ, страна производства: Россия
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Анна Иванова