Митболы, каталоги, плоская упаковка. Гениальные изобретения IKEA, сделавшие семейную компанию империей

29 ноября 2021 в 16:32
Источник: Валерий Волатович

Митболы, каталоги, плоская упаковка. Гениальные изобретения IKEA, сделавшие семейную компанию империей

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

«Торговля мебелью, которой я занялся по чистой случайности и исключительно ради того, чтобы утереть нос своим конкурентам, определила мою дальнейшую судьбу. Ни одно другое событие в жизни не доставляет мне такого удовольствия, как эта случайность», — признавался основатель мебельной компании IKEA. Ингвара Кампрада можно отнести к той категории бизнесменов, которых сейчас принято называть визионерами. Многие инновации, внедренные им, не просто опередили время. Они надолго стали ориентиром, а порой и недосягаемой высотой для мебельной торговли, ретейла вообще, да и всего бизнеса.

Торговля по почте и каталог

Ингвар Кампрад — классический self-made man. Свое феноменальное состояние, перед смертью предпринимателя достигшее цифры в $60 млрд, он целиком и полностью заработал сам, своими руками и умом. Начинал он с торговли спичками, покупая их оптом в Стокгольме и продавая уже в розницу у себя в родном Эльмхульте. Потом настала очередь брусники, шариковых ручек, зажигалок, рождественских открыток, бумажников, нейлоновых чулок. Наконец, в 1948 году дело дошло до мебели, кресел и столиков провинциальных шведских фабрик. При этом для удешевления издержек торговля шла по почте, и сперва будущий миллиардер сам упаковывал посылки. Тогда же ему пришла в голову идея вместе с товаром посылать покупателю брошюру «Новости IKEA» с расчетом, что того заинтересует что-то еще и он сделает новый заказ. Впоследствии эта брошюра превратилась во всем известный каталог IKEA.

интерьерное кресло, сиденье: ткань, коричневый
Нет в наличии

Постоянная выставка

Чтобы отличаться от других «почтовых» фирм, использовавших удаленную торговлю, Кампрад придумал открыть в Эльмхульте постоянно действующую выставку тех товаров, которые он предлагал в своем каталоге. Любой скептически настроенный клиент, реальный и потенциальный, мог лично убедиться в качестве продаваемой продукции, при желании даже пощупать ее руками. Во времена, когда многие его конкуренты в погоне за лучшей ценой ухудшали качество товаров, это стало важным конкурентным преимуществом, вновь-таки позволившим IKEA выделиться среди серой массы.

обеденный, дерево (сиденье), дерево (каркас)
Нет в наличии
обеденный, дерево (сиденье), дерево (каркас)
Нет в наличии
обеденный, фанера/шпон (сиденье), дерево (каркас)

Новый минималистичный дизайн

В 1950—1960-е годы Швеция переживала стремительную урбанизацию. Послевоенная экономика бурно развивалась, росли промышленные предприятия, сотни тысяч шведов перебирались из сельской местности в города. На их окраинах росли новые спальные районы, удовлетворявшие спрос на недорогое, но комфортное по сравнению с деревней жилье. И всем этим квартирам и домам требовалась мебель. IKEA, к тому времени сконцентрировавшаяся именно на торговле ей, предложила два беспроигрышных решения. Во-первых, «демократичный дизайн», эргономичный, минималистичный, но при этом крайне современно выглядящий для модернистской эпохи. Во-вторых, низкая цена, сформированная благодаря тому, что предлагаемые проекты были максимально оптимизированы для массового производства.

журнальный столик, 900x550 мм, высота 450 мм, материал: ЛДСП (столешница), ЛДСП (опоры), белый
Нет в наличии
журнальный столик, 550x550 мм, высота 450 мм, материал: ЛДСП/пластик (столешница), ЛДСП (опоры), черный
Нет в наличии
журнальный столик, 900x900 мм, высота 460 мм, материал: массив дерева (столешница), дерево (опоры), коричневый
Нет в наличии

Плоская упаковка

С ростом количества заказов росло и число рекламаций. Клиенты жаловались на повреждения, которые получала мебель при почтовой пересылке. Предложение IKEA и Кампрада было гениальным в своей простоте. Товар стал доставляться покупателю в разобранном виде. Риск ущерба сводился к минимуму, при этом забота о сборке какого-нибудь условного шкафчика перекладывалась на плечи заказчика, что еще больше удешевляло стоимость предмета. Ну а покупатель мог удовлетворенно показывать гостям «вещь, сделанную своими руками», ведь он действительно, вооружившись отверткой и схемой, собрал ее сам.

Мебельный гипермаркет

Следующим шагом стало строительство первого большого магазина. Кампрад рассудил, что если у него появилась такая удобная упаковка, то теперь ее все желающие смогут забирать сами и везти к себе домой в багажнике своего автомобиля. В 1965 году в пригороде Стокгольма открылась IKEA Kungens Kurva, флагманский гипермаркет, на котором потом испытывались все инновационные решения в организации торговли. Первым из них стало само расположение объекта. На окраине крупного города, буквально в поле, но с хорошей транспортной доступностью, большими парковками и недалеко от нового жилья. С тех пор это стало стандартом для всех магазинов IKEA.

раскладной, механизм "дельфин", настил пенополиуретан (поролон), длина 230 см, спальное место 204x140 см
Нет в наличии
раскладной, механизм "раскладушка", настил пенополиуретан (поролон), обивка ткань (100% полиэстер), длина 122 см, спальное место 200x118 см
Нет в наличии
раскладной, механизм "выкатной", настил пенополиуретан (поролон)/блок независимых пружин, длина 202 см, спальное место 200x160 см
Нет в наличии

Аутсорс

По мере роста компании она начала сталкиваться с производственным кризисом. Возможности шведской промышленности перестали удовлетворять Кампрада и по объему выпуска продукции, и по ее стоимости. Что ж, IKEA сделала масштабные заказы за границей, причем в Польше, стране соцлагеря. Плановая экономика и крайне низкая себестоимость обеспечили нужный шведам результат. В 1960-е примерно половина каталога компании производилась в ПНР. Похожим образом компания действует и сейчас, размещая заказы в том числе и на белорусских предприятиях.

раскладной, механизм "выкатной", настил пенополиуретан (поролон), длина 225 см, спальное место 200x140 см
Нет в наличии
интерьерное кресло, сиденье: ткань, серый
Нет в наличии
журнальный столик, 900x500 мм, высота 460 мм, материал: массив дерева (столешница), окрашенная сталь (опоры), коричневый
Нет в наличии
напольная, 1 полка, распашные дверцы, каркас: массив дерева, фасад: металл, 250x36x93 см
Нет в наличии
расположение: напольное
Нет в наличии

Устройство магазинов

Все, бывавшие внутри гипермаркетов IKEA, знакомы с их оригинальным устройством. Пространство в них организовано в форме лабиринта, в котором, впрочем, невозможно заблудиться. Из-за постоянных поворотов покупатель не успевает скучать, все время натыкаясь взглядом на новые предложения. В экспозиции тоже были новации. Компания предложила форматы «интерьеров» и «компактов». «Интерьеры» — это готовые модели комнат из каталога IKEA, где каждый может представить себе обстановку в своем потенциальном и реальном жилье. Компакты — это площадки, где сгруппированы товары одного типа. Например, кровати, шкафы или диваны.

для жилой комнаты, для спальни, каркас ДВП+дерево (массив), фасад дерево (массив), 6 ящиков, 108x50x131 см
Нет в наличии
журнальный столик, 490x490 мм, высота 600 мм, материал: стекло (столешница), окрашенная сталь (опоры), прозрачный
Нет в наличии
интерьерное кресло, сиденье: ткань, каркас: ДСП, желтый
Нет в наличии

Дополнительная инфраструктура

Поход по магазину компании часто затягивается на несколько часов. Кампрад справедливо предположил, что за это время покупатель успевает проголодаться. В гипермаркетах компании открывается зона, которой не было ни в одном другом мебельном магазине. Это ресторан с кухней, традиционной для Смоланда, родной провинции владельца IKEA. Митболы с брусничным соусом и другие простые, но вкусные специалитеты немедленно становятся культовыми и неотъемлемой частью образа корпорации.

Такой же принцип использован и в отношении детей. Кампрад считал, что большую часть его покупателей составляют семьи, причем часто семьи молодые с маленькими детьми. Чтобы те своим поведением не мешали родителям тратить свои кровные, в каждом гипермаркете IKEA предусмотрены детские комнаты.

набор кружек на 4 персоны, универсальное, 250 мл, керамика, цвет: синий
Нет в наличии
4 предмета для 4 персон, керамика, цвет бирюзовый
Нет в наличии
4 предмета для 4 персон, керамика, цвет синий
Нет в наличии

Апофеоз шведского

В конце концов IKEA стала одним из узнаваемых по всему миру символов Швеции. В магазинах компании есть отдельные секции шведских продуктов, чтобы в любой стране обычный человек мог унести домой копченого лосося или варенье из голубики. Даже в шведском павильоне на EXPO 2020 в Дубае для его гостей работало кафе, предлагавшее именно меню ресторанов Кампрада все с теми же тефтелями.

Говорим Швеция — подразумеваем IKEA. Говорим IKEA — подразумеваем Швеция. Чтобы усилить градус всего шведского, с 1980-х прежде красно-белые гипермаркеты компании стали краситься в сине-желтый цвет. Очередное простое, но яркое в своей простоте решение, позволившее Ингвару Кампраду стать одним из богатейших людей мира.

Все товары Ikea со скидками на одной странице

кашпо, цвет бежевый, пластик
Нет в наличии
навесная установка, открытая, 1 полка, материал: древесная плита, стиль: современный, цвет: белый, длина 30 см, высота 5 см, глубина 26 см
для персонала, максимальная нагрузка 110 кг, ширина кресла 68 см
Нет в наличии
кварцевые, круглая форма, стиль: минимализм, цифры: без цифр, питание: 1 x AA (R06)
Нет в наличии
напольная установка, открытая, 3 полки, материал: металл, стиль: классический, цвет: белый, длина 51 см, высота 70 см, глубина 50 см
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник: Валерий Волатович