Могут, когда хотят. Посмотрели на минские дворы без машин, возведенные госзастройщиками

22 ноября 2021 в 8:00
Автор: Снежана Инанец. Фото: Александр Ружечка

Могут, когда хотят. Посмотрели на минские дворы без машин, возведенные госзастройщиками

Автор: Снежана Инанец. Фото: Александр Ружечка

Еще несколько лет назад казалось, что дворы без машин в Минске — удел модных кварталов от частных застройщиков. Сначала все смахивало на эксперимент, но потом компании вошли во вкус — этой весной мы делали обзор подобных новостроек. А что у госзастройщиков? Такие кварталы у них тоже есть и строятся. Журналисты Onlíner прогулялись по ним, поговорили с местными, а еще узнали, легко ли даются такие проекты и будет ли продолжение.

«Малая родина» на Шишкина

Жилой комплекс «Малая родина» строится в районе улиц Шишкина и Кулешова, на территории, которая раньше относилась к воинской части. Квартиры здесь предназначены в основном для очередников, среди которых много военнослужащих и многодетных. Небольшая часть жилья выставляется на продажу для всех.

Внутри ЖК — три небольших квартала. В двух из них — дворы без машин. Они как бы прячутся за «спинами» домов по Шишкина, 1 и 3. В третьем квартале такая концепция не реализована, дальше узнаем почему.

Проект ЖК «Малая родина»

Там, где дворы закрыты, подъезды в домах сквозные: можно выйти к зоне отдыха и к парковкам.

Минчанка Валентина живет на Шишкина, 1. Здесь и в соседнем доме уже немало заселенных квартир.

— Конечно, закрытый двор — это удобно. Детки могут погулять, побегать спокойно, — оценивает она.

Бывает, машины заезжают в закрытую часть, на тротуары.

— Это связано с заселением: людям удобнее разгружаться со стороны двора, — причин Валентина не поясняет. — Но о таких заездах всегда предупреждают в чате жильцов. 

Что касается парковочных мест с другой стороны, то по вечерам бывает проблемно поставить машину, рассказывают нам жители «Малой родины». И это несмотря на то, что в квартиры въехали далеко не все новоселы. Похоже, ситуацию должны исправить два пятиэтажных паркинга, каждый на 250 мест, но они пока не заработали.

Двор дома на Шишкина, 1. Между подъездами и детской площадкой нет проезда для автомобилей. Справа видны паркинги, которые пока не открылись
Несмотря на отсутствие машин во дворах, детские площадки в кварталах отделены невысоким ограждением. Это сделано, чтобы обезопасить детей от велосипедов и самокатов, которым по тротуарам ездить разрешено, поясняет застройщик — УКС Заводского района

Во дворе без машин замечаем молодую маму с коляской. Она торопится, говорить некогда, идет к подъезду — и начинает затаскивать коляску вверх по ступенькам.

— А где пандус? — спрашиваем, заодно помогая.

— А нет пандусов у подъездов с этой стороны. Да, это неудобно. А обходить весь дом — долго, холодно и некогда, — констатирует жительница.

Подъемники со двора есть не у каждого подъезда. С «автомобильного» фасада ситуация другая: там есть и пандусы, и подъемники.

Так выглядят выходы из домов по улице Шишкина. Возвращаясь с детской площадки, коляску по такой лестнице не так-то просто затащить
Парковка перед домом со стороны улицы Шишкина

Двор за домом по Шишкина, 3 — закрытый частично, не вдоль всего здания. Напротив двух подъездов из шести есть и проезд, и парковка. Этот дом еще не заселен, люди получили ключи, но делают ремонты.

В «безмашинной» части на тротуаре стоит грузовой микроавтобус.

Мужчина, который носит грузы из буса, поясняет:

— С другой стороны разгружаться неудобно: так близко не подъедешь и очень много дверей.

Посчитали — и правда: по пути «с улицы» до лифта надо пройти три двери, кроме первой входной.

Что говорит застройщик

Жилой комплекс строил УКС Заводского района, для него это первая застройка такого типа. Директор предприятия Игнат Носко рассказывает: квартал примечателен тем, что на территорию делали новый ПДП, осваивали с нуля.

В третьем квартале, ближе к Кабушкина, реализовать концепцию двора без машин не вышло из-за стесненной обстановки:

— Там другие дома, высотки-столбики серии М111-90. Более узкая полоса земли, плюс есть перспектива соединения улицы Шишкина с Кабушкина.

Вид на третий квартал «Малой родины», который еще строится

В свободных от автомобилей дворах — усиленные тротуары, чтобы в экстренных случаях по ним могла проехать скорая помощь.

По информации застройщика, пятиэтажные паркинги в квартале уже введены в эксплуатацию:

— Как нам известно, сейчас товарищества собственников определяют порядок их использования, решают, кто сколько будет платить, определяют размеры членских взносов. 

Добавим, что в самом товариществе собственников говорят, что один паркинг сдан, но еще не работает, второй не сдан.

Велопарковка во дворе пока используется скорее как склад

Тем, что получилось на Шишкина, застройщик доволен. Следующий двор без машин УКС Заводского района планирует сделать в квартале в границах улиц Клумова — Щербакова — Чеботарева:

— Помимо закрытых дворов мы пытаемся увеличивать пространство для отдыха, тренажеров, на детских площадках уже разделяем зоны для детей помладше и постарше. Это новая тенденция, которую и госзаказчики уже реализуют. 

Вообще, по мнению Игната Носко, минчанам нужно отвыкать от мысли, что автомобили должны стоять прямо у подъезда.

Лошица-8

Микрорайоны Лошица-8.1 и Лошица-8.2 расположены в таких границах: Игуменский тракт — улицы Владимира Оловникова — Станислава Монюшко — Аркадия Смолича — Алеся Дудара. Это четыре группы домов, внутри каждой из которых — дворы, свободные от машин. А вот возле двух высоток-столбиков дворовые пространства обычные.

Проект Лошицы-8. Вид со стороны Игуменского тракта. Ряд панелек в правом верхнем углу — улица Янки Лучины

Часть домов уже построена, некоторые только сдают, а кое-где еще стоят краны и снует строительная техника.

Заказчик проекта — УКС Мингорисполкома, проектировщик — институт «Военпроект». Жилье здесь строят для очередников, среди них — немало многодетных.

Новостройка по улице Аркадия Смолича, 6, вид с наружного фасада

Уже можно оценить, каким будет благоустройство Лошицы-8.2. Здесь готов один двор без машин.

Помимо детских комплексов привлекают внимание насыпанные озелененные горки. Дорожки и лестницы на подступах к двору — с интересным рельефом, есть спуски и подъемы.

Прямо при нас семья заселяется в многоэтажку на Алеся Дудара, 7. Сегодня знаковый день, ведь в квартиру несут кошку Графиню.

— Мы брали здесь квартиру без отделки, делали ремонт, — поясняет мать семейства и хозяйка кошки. — Плюсов много: район чистый, спокойно за детей на площадке, потому что никакая машина не выскочит. 

Другие жители лошицких новостроек, которых мы встретили, сказали, что пока еще ни разу не видели, чтобы автомобили нарушали «режим тишины» и заезжали в закрытые дворы.

В Лошице-8.1 многие работы на более раннем этапе. Во дворе из четырех домов на углу Оловникова и Монюшко будущее пространство без машин еще огорожено забором: идет стройка.

— Двора как такового еще нету, так что в эту сторону редко кто-то вообще выходит, — рассказывает жительница Оксана.

По ее наблюдениям, мест для машин с другой стороны дома не хватает:

— Заехало очень мало людей в дома, а некоторые уже ставят автомобили вдоль дорог в микрорайоне. 

Впрочем, неподалеку, на пустыре, обещают построить паркинг.

Что говорит проектировщик

Начальник архитектурно-планировочной мастерской института «Военпроект» Валерий Герус рассказывает, что в этом районе последовательно осваивают территорию застройки: дома возводятся после прокладки инженерных коммуникаций и строительства улиц.

Лошица с высоты. Фото: «Военпроект»

Перед проектировщиками стояло несколько задач. Например, нужно было добиться максимально высокой плотности на узком пространстве между улицами Алеся Дудара и Станислава Монюшко. Еще одним требованием заказчика было максимальное использование типовых мапидовских секций М464М и М111-90.

Одна из новых лошицких улиц — Станислава Монюшко. На ней, широкой, оборудовали большие подземные переходы. Это не случайно: в перспективе здесь должно пройти третье транспортное кольцо в сторону Серебрянки

— Для создания дворов без машин нам было очень важно, чтобы секции на первом этаже были проходными, — говорит Валерий Герус. — Иначе двором очень неудобно пользоваться: чтобы попасть внутрь жилой группы, припарковавшись на проезде снаружи, нужно обойти все здание. Нам повезло, что удалось применить такие проходные секции. 

Во дворах, говорит собеседник, получилось реализовать интересные объемно-пространственные решения:

— Конечно, жителям всего хотелось бы побольше: зелени, малых архитектурных форм. Но во дворах может находиться так много инженерных сетей, что там особо и зелень не посадишь. То, что под землей, — подводная часть айсберга, которая сильно влияет на архитектурно-планировочные решения.

Двор без машин в ноябрьском тумане

Во время разговора выяснилось, что Валерий Герус разрабатывал дворы без машин, когда это еще не было мейнстримом. За проект квартала в Сухарево, в границах улиц Янковского — Горецкого — Ширмы, где было предусмотрено такое решение, авторский коллектив получил диплом на конкурсе в начале двухтысячных. В проекте интересно использовался сложный рельеф, под семиэтажными секциями были задуманы гаражи, которые полностью закрывали потребность в парковках и стоянках. Но, к сожалению, этот квартал реализован с большими отступлениями от задуманного, говорит проектировщик.

Часть будущей Лошицы-8 еще в строительных заборах

Валерий Герус отмечает, что 15 лет назад был запроектирован квартал между Старовиленским трактом и улицей Червякова. Там получился закрытый двор без машин, а проект реализован достаточно близко к замыслам авторов.

— Идею свободных от транспорта дворов нужно и дальше продвигать. Жители в разговорах приветствуют такие решения, — добавляет собеседник.

Двор на Люцинской и «Английский квартал»

Вот как двор выглядел сверху в 2018-м. С тех пор на зеленой зоне подросли специально высаженные деревья
Двор в 2021 году

Дом от МАПИДа на Люцинской, 1 — уже не то чтобы новостройка: сдали его три года назад. Именно здесь предприятие смонтировало 25-миллионный квадратный метр жилья, о чем сообщает памятная табличка на фасаде. Стройка была необычной: внутри — улучшенная отделка квартир, весело разукрашенные подъезды, снаружи — закрытый двор.

Здание сверху напоминает букву П на коротких ножках. Главным фасадом выходит к улице Люцинской, дворовым — к пустырю, выходы из подъездов — на обе стороны.

Парковки — со стороны главного фасада и торцов, а внутренняя территория полностью закрыта от автомобилей. Это был единственный двор, где даже в промозглый осенний день нам встретилась целая компания детей, но фотографировать их мы не стали — рядом не было родителей. Тут есть качели нескольких видов, игровой комплекс с горками, несколько тренажеров.

У каждого подъезда со стороны улицы установлены электроподъемники для людей с инвалидностью и пандусы, со двора есть только пандусы.

Квартиры в доме обрели и многодетные, и те, кто не стоял на очереди. Семья Ирины живет на Люцинской с 2018 года. Про двор без машин мама четырех детей отзывается позитивно:

— Это сильно облегчает жизнь. Не боишься, что дети выскочат на дорогу.

Ирина не помнит, чтобы кто-то из автомобилистов пытался заехать в этот закрытый двор по тротуарам. Парковочных мест «в целом хватает».

— У нас в доме около 160 квартир. На каждую приходится по одному месту, — поясняет собеседница. — Это хорошо, даже с запасом, потому что не у всех есть транспорт. Правда, здесь паркуются и жители соседних домов — похоже, от нас удобнее выезжать на кольцевую.

Еще один проект от МАПИДа, в котором можно рассмотреть двор без машин, — когда-то нашумевший «Английский квартал». Это два трехэтажных дома вдоль улицы Космонавтов. Квартиры здесь продавали всем желающим — через аукцион после сдачи в эксплуатацию.

Что здесь от закрытых дворов? Подъехать к подъездам, выходящим на улицу Космонавтов, могут не все: стоят шлагбаумы. Машино-мест тут по числу квартир, плюс несколько гостевых.

Второй выход из каждого подъезда — к детской площадке. Двор отделен забором от частного сектора, который позади. Еще тут есть зеленая зона.

Правда, житель, с которым нам удалось поговорить, недоволен. В первую очередь тем, что детской площадкой пользуются люди со всей округи:

— Дома стоят совсем близко, а летом тут детей столько, что очень шумно. Очень часто детскую площадку используют подростки, иногда асоциальные личности — это ведь место достаточно укромное. Нельзя сказать, что это хорошо.

По словам мужчины, собственники квартир хотят сделать двор совсем закрытым.

А вот с парковочными местами, соглашается житель, все в порядке.

— Бывает, правда, что люди из других домов заезжают прямо по газонам мимо шлагбаума, но пытаемся это контролировать, — добавляет собеседник.

Что говорит застройщик? (Плюс бонусный двор!)

Застройщик и многоэтажки на Люцинской, и невысоких домов на Космонавтов — МАПИД. Замгендиректора по собственному строительству предприятия Геннадий Болтик говорит:

— Там, где МАПИД и сам вырабатывает проектные решения, и строит, — уже лет пять придерживаемся таких концепций: закрытые дворы, проходные подъезды. 

Уточняем, сильно ли удорожают строительство проходные подъезды.

— Я бы не сказал, что это сильно влияет. Дороже, конечно, из-за конструктива первого этажа, особенностей фундамента, но не слишком, — пояснил специалист.

Собеседник также напомнил, что несколько лет назад МАПИД построил дома с особенными дворами в Домбровке. Причем такая концепция реализована в трех одноподъездных высотках. Из домов там сразу выходишь на тротуар и детскую площадку, а не на проезжую часть. Проезды для авто идут по периметру квартала.

В ближайших планах госзастройщика — закрытые дворы в поселке Солнечный.

Для дворовых пространств без машин нужны участки достаточной площади, добавляют в МАПИДе.

— Это нормальный формат, к которому нужно стремиться. В первую очередь там, где это позволяет выделенный участок. Ведь чтобы соблюсти с закрытым двором все нормативы, территории необходимо намного больше, чем раньше. А таких сегодня ограниченное число. Условно, на дом на 20 тысяч квадратных метров нужно уже не 1,5 гектара, а 3, — отметил Геннадий Болтик.

шкаф распашной, для жилой комнаты/для спальни, двухдверный, наполнение комбинированное, цвет: белый, 80x51x182.4 см
шкаф распашной, для спальни/для жилой комнаты/для детской/для прихожей, четырехдверный, наполнение комбинированное, цвет: дерево темное, 187.4x59x213 см
шкаф распашной, для жилой комнаты/для спальни, трехдверный, наполнение комбинированное, 8 полок, цвет: бежевый/белый/дерево выбеленное/дерево светлое, 136x58x210 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by