В редакцию Onlíner обратились обеспокоенные жители дома №41 на проспекте Любимова: ЖКХ покрасило стены в их подъезде, а потом выставило счет. Причем суммы нешуточные — доходят до 400 рублей с квартиры. Люди не понимают, почему должны платить за то, чего не просили: «Нас даже не уведомили, про суммы не говорили, а теперь требуют оплаты. Разве это нормально?» В ЖКХ ошибок не признают и предупреждают — за неуплату будут отключать электричество.
Если капитальный ремонт домов проводится за счет ежемесячных отчислений в рамках «коммуналки», то плановый оплачивается отдельно. Об этом жители третьего, четвертого, пятого и шестого подъездов дома на проспекте Любимова узнали в текущем году. Покраска подъезда стала семьям в 250—400 рублей. Такие суммы людей порядком удивили.
— Все началось еще в декабре прошлого года, — рассказывает Onlíner житель дома Александр, который попросил не публиковать его фото в статье. — Какие-то строители стали ходить по подъезду, что-то красить. Я удивился — все-таки мы следим за состоянием подъезда, приводим лестничные пролеты в порядок, да и в целом большинство этажей были в отличном состоянии. Спрашиваю: «Ребята, за чей счет банкет?»
Говорят — бесплатно, поручение ЖКХ.
Параллельно об активности в подъезде поинтересовалось еще несколько соседей. Ответ тот же. Люди успокоились, а в апреле пришел счет. Оказалось, за покраску все-таки придется заплатить.
— В апреле пришла мартовская жировка со строчкой «Возмещение ремонта». На мою 4-комнатную квартиру насчитали 68 рублей. Думаю — ну один раз, так и быть, заплачу, все-таки уже покрасили. А в итоге выяснилось, что сумма разбита на части, платить придется аж до сентября. То есть в конце получается очень интересная цифра — 411,18 рубля с квартиры, — возмущается житель. — При этом замечу, что у нас 9-этажный дом: первый этаж — магазины, второй — технический, выше — жилье (по три квартиры на этаже). С каждого подъезда за покраску стен запросили 6800 рублей, даже не предупредив!
При этом к ремонту у жителей тоже есть вопросы — где-то остались подтеки, трещины, неаккуратность. «Уж за такие деньги можно было и получше!» — считают минчане, показывая недочеты. Однако, как пояснил Onliner подрядчик, эти моменты не относятся к плановому ремонту: «Все, что было прописано в смете — сделано хорошо, что касаемо трещин, то они будут появляться. К сожалению, решить этот вопрос можно лишь капитальным ремонтом дома». Со слов представителей подрядной организации, электромонтажные работы, покраска рам и лифтовых шахт в смету не входили, соответственно, эти недочеты нельзя рассматривать в отношении качества выполненных работ.
— Больше всего возмущает отношение.
Не столько денег жалко, сколько хотелось бы быть предупрежденными о «внеплановых» тратах наших семей, — продолжает Александр. — Поймите, мы не против ремонта. Но проводиться он должен только после общего собрания, где собственники решают, кто, как, за сколько и в каком объеме будет его делать. Если бы мы услышали эти цифры вовремя, то сами бы собрались и за выходные все сделали. Сами бы комиссию пригласили, чтобы все было правильно, но нас просто поставили перед фактом. И в этом наша главная претензия.
Такого мнения придерживаются многие жители перечисленных подъездов. Некоторые попросту отказались платить за ремонт. Жильцам выставляют пеню за несвоевременную оплату коммунальных услуг, а часть квартир уже отключают от электричества.
— Мы обращались в ЖКХ по этому вопросу, но видим только отписки. В итоге они прислали смету, документы, но, к примеру, на акте принятия работ ни одной подписи жильца подъезда нет. Как это? Ведь мы же платим, мы и должны принимать работы, — удивляется другой житель дома. — В ЖКХ говорят, что собрания не было из-за пандемии, но разве нельзя было расклеить листовки на подъездах, на жировках информацию напечатать, раскидать уведомления по ящикам? Они ссылаются на то, что план по текущему ремонту расписан на их сайте, но разве кто-то туда заходит? Это обязанность ЖКХ уведомить жителей о работах, за которые в итоге потребуют деньги.
Речь же про немаленькие суммы, и людям надо как-то планировать свой бюджет.
Помимо всего, в ЖКХ есть годовой план по выполнению определенных объемов строительно-монтажных работ, по которому они отчитываются перед администрацией Московского района, а администрация в свою очередь, стремясь выполнить плановые показатели по вышеуказанным работам, отчитывается перед Мингорисполкомом, ведь за их невыполнение должностным лицам грозит депремирование. По мнению жителей подъездов, такая схема по выполнению планов строительно-монтажных работ является искусственно навязанной жильцам, а фактически требуемые работы по подъездам необходимы были в меньших объемах.
Со слов жителей, «шевелиться» в ЖКХ начали только после того, как не увидели оплат. Сразу появилось объявление о собрании, на которое пришло порядка 50 человек, но договориться у сторон не получилось:
— Из ЖКХ нам прислали двух девушек: одна на камеру снимала, другая общалась. По итогу ни на один наш вопрос не ответила, ссылаясь, что это не в ее компетенции. Но а зачем, спрашивается, ее прислали?
Мы составили протокол, прописали все нарушения, подписались. Но толку? Никаких альтернатив нам не предложили.
Со слов людей, они готовы компенсировать траты частично, поскольку ремонт требовался только первым двум этажам, но в ЖКХ про компромиссы слушать не хотят.
— Ладно, если бы весь подъезд был убитый, но у нас максимум два этажа требовали косметики, остальные были в полном порядке. Мы написали в ЖКХ №1 Московского района письмо, объяснили, что нам не надо было делать все девять этажей, поэтому готовы оплатить только 20% от выставленной суммы. Но коммунальщики не согласились. На сегодня мы готовы оплатить 50%, но и этого им мало, — делятся жильцы.
— При этом реальные проблемы — разваливающийся порог, опасная яма возле подъезда, облупленный фасад — как были, так и есть.
— Людей не информировали о работах, в акте приемки нет наших подписей, даже тендер и тот прошел с нарушениями: в составе комиссии было 15 человек, а подписей только 5, хотя по закону должно быть не меньше 2/3 состава — минимум 10! И в первом, и во втором протоколе только 5, — продолжают минчане. — Если бы мы не были уверены в своей правоте, то в эту «драку» не полезли бы. Самое неприятное для нас то, что с нами не было диалога. Нам не так жалко денег, сколько неприятно отсутствие уважения со стороны властей. Мы люди, мы хотим, чтобы с нашим мнением считались, особенно за наши деньги. Никому не нравится чувствовать себя в дураках. Но выходит так, что людей за людей не считают. А мы хотим по закону жить и чтобы этот закон соблюдали все.
Список нарушений жители отправляли в администрацию района, ЖКХ, Мингорисполком и даже Госконтроль. Основные претензии жильцов к ЖКХ выглядят так.
Однако решения проблемы ни в одной из структур так и не предложили.
Переписка с инстанциями не принесла видимого результата, и люди попросили помощи у местного депутата. Павел Владимирович Бочарников изучил все документы, побывал в спорных подъездах, переговорил с ответственными лицами и поделился с Onlíner своим видением проблемы. Со слов депутата, нарушения по части информирования были, а выходов из конфликта два — суд или переговоры.
— Мой однозначный вывод — нарушения были.
Акт обследования составлен некачественно и неверно, люди не были достаточно проинформированы о работах и смете. Все решения (выбор цвета, назначение ответственного за приемку, выбор исполнителей), которые должны принимать граждане, приняли за них. Так и получилось, что людей «женили» без их ведома. И, надо признать, паспорт у них уже проштампован, — метафорично описывает проблему Павел Владимирович. — Что дальше? Есть два пути: суд или переговоры. Лично я всегда за мирное решение вопроса, потому что этот путь результативнее. Суд — это не быстро, суд — это годы. Стоит ли ремонт подъезда этого времени? Я не знаю, пусть решают люди. Но хотелось бы, чтобы эта история стала примером разрешения такого рода конфликтов.
По вопросу своих избирателей депутат побывал на приеме в ЖКХ, Мингорисполкоме и местной администрации:
— По моему заявлению была собрана комиссия, которая отвечает за этот вопрос. В конце лета ей было организовано собрание с участием заместителя руководителя ЖКХ города и руководителя ЖКХ Московского района. Там были проговорены ошибки по части информирования людей. У комиссии есть понимание, что определенные нарушения были, но она может лишь рекомендовать вариант разрешения конфликта.
Также комиссией было предложено руководителю ЖКХ города провести информацию о порядке проведения таких процедур. Как вариант — информировать людей на обратной стороне жировок, со сроками и сметой. Для того чтобы люди, перед тем как принимать решение, знали, на что идут.
Что касается ответственных по делу, то злого умысла в действиях руководства ЖКХ депутат не видит:
— Я прекрасно понимаю, что руководитель ЖКХ не хотел, чтобы произошла такая ситуация. Он слышит жителей, переживает, но не знает, чего они хотят.
Переговоры между людьми и ЖКХ на сегодня отсутствуют, диалог не налажен, а это самое первое, с чего следует начать.
При этом я вижу, что жители переживают даже не из-за денег. Подорвано их достоинство — то, что полагается им по закону, не выполнено, но никто ошибок не признает.
Вместе с тем Павел Владимирович убежден, что причина конфликта не только в отсутствии информации, но и недостатке желания ее получать:
— Плоскость знаний чиновников выше по сравнению с обычными гражданами, поэтому сегодня они быстрее. Но если люди будут находиться на том же уровне понимания, то таких историй не будет. В данном случае я не виню жителей, поскольку даже сам не знал, как устроен процесс с плановым ремонтом. Но ситуация не изменится, пока граждане не начнут спрашивать со своих депутатов, чиновников, исполкомов.
90% вины здесь на тех, кто недоработал, но 10% — на тех, кто не интересовался, пока не стало горячо.
Люди должны знать о своих правах и обязанностях, а также о том, какими правами и обязанностями наделены структуры ЖКХ и исполкомов. С повышением ответственности граждан повышается и ответственность исполнительного органа.
Onlíner связался с представителями ЖКХ №1 Московского района, и там, конечно, ситуацию видят иначе. Со слов коммунальщиков, никаких нарушений не было, а вопросы у жителей возникли только на этапе оплаты.
— Ремонт подъездов выполнен согласно законодательству Республики Беларусь и методическим рекомендациям Постановления №5 Министерства жилищно-коммунального хозяйства, — отметили в ЖКХ. — С жильцами неоднократно проводились собрания. Два раза после выполненного ремонта, где присутствовала подрядная организация. Текущий ремонт выполнен на основании процедуры закупок (тендера). Подрядчик выполнил работы в соответствии со сметной документацией. Реестр начислений жильцам выставлен согласно выполненным работам, и в актах выполненных работ имеются подписи третьего, четвертого, пятого и шестого подъездов (в редакции этих документов нет. — Прим. Onlíner).
Со слов представителей ЖКХ, перед началом работ жителей пятого и шестого подъездов собирали, а жителей третьего и четвертого подъездов уведомили «способом вбрасывания в почтовый ящик листков уведомлений, где была прописана сумма за квадратный метр работ». Вместе с тем жильцы говорят, что никаких листовок не было, иначе они бы стали возмущаться еще тогда.
— Говорить можно все что угодно, — комментируют это несоответствие мнений в ЖКХ.
— Почему они подняли этот вопрос, когда ремонт уже готов?
Жильцы не были против, когда ремонт выполнялся, потому что думали, что государство, как всегда, все им сделает бесплатно. Но, увы, сейчас за все нужно платить. Как только пришел счет, так и начались вопросы. Я не знаю, что за строитель им сказал, что ремонт бесплатный. Это неправда. Мы неоднократно объясняли им всю эту информацию, и письменно, и устно, — нарушений никаких не было.
В ЖКХ также подтвердили, что за недоплаты по коммунальным платежам людям уже начали отключать электричество.
— Текущий ремонт — это основная жилищно-коммунальная услуга. При неоплате применяются меры, — сказали на том конце провода.
А вот на вопрос, почему руководство ЖКХ лишили премий, если все было сделано по закону, нам ответить не смогли.
К слову, гарантийный срок на выполненные работы по ремонту подъездов, согласно заключенным договорам, составляет три года.
— В течение гарантийного срока, дефекты, возникшие по вине подрядной организации, устраняются за счет подрядной организации, выполнявшей работы по ремонту подъездов. Дополнительно информируем, что по обращению граждан работы по ремонту подъездов можно было приостановить на любом этапе выполнения работ с выставлением оплаты за фактически выполненные работы, при условии завершения ремонтных работ силами граждан. Однако в период выполнения ремонтных работ обращений граждан в ЖКХ не поступало, — дополнили в ЖКХ.
После выхода публикации с Onliner связались представители ЖКХ еще раз. В структуре предупредили, что в следующем году в доме №41 на проспекте Любимова запланирован текущий ремонт входных групп. Со слов представителей ЖКХ, жители могут покрасить входные двери самостоятельно. Если нет, им вновь выставят счет:
— Работы по ремонту входных групп подъездов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 жилого дома № 41 по проспекту Любимова включены в план текущего ремонта жилищного фонда на 2022 год за счет бюджетных средств. Окраска дверей входов в подъезды производится за счет средств граждан. В связи с чем гражданам будет предложено выполнить данные работы собственными силами. В случае отказа, данные работы будут выполнены эксплуатирующей организацией, с включением в счет-извещение на оплату коммунальных услуг.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by