34 067
07 сентября 2021 в 9:30
Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка; Архив Onlíner

Арендовать помещение, «отмарафетить» его и получить штраф. Как из-за электрики не пустить бизнес на дно

Автор: Оксана Красовская. Фото: Александр Ружечка; Архив Onlíner

Для человека, который задумал открыть свой бизнес, нет этапа важнее, чем подбор площадей для будущей работы. Каждый торговый центр, каждая новостройка манят свободными «квадратами»: только определяй локацию и договаривайся об арендной ставке. Но выбранное место и заключенный договор — еще даже не середина пути. Впереди — большой ремонт, который, если не сделать все по закону, может обернуться самой настоящей нервотрепкой, а то и гигантскими штрафами. Как правильно, без подводных камней развести электрику в коммерческом помещении и почему то, что мы называем ремонтом, на самом деле является модернизацией, рассказывает специалист электромонтажных работ с 18-летним стажем, руководитель аттестованной «Белстройцентром» организации Дмитрий Кишкурно.

Один кабель и одна розетка превращаются…

Большинство арендаторов, снимая помещение, как правило, получают только один заведенный кабель и голые стены-потолки. Выглядит так, будто можно делать что хочешь и как хочешь. И человек с энтузиазмом принимается за работу: продумывает интерьер, нанимает дизайнера, договаривается с подрядчиками. Старается сделать все как можно быстрее, чтобы начать уже работать.

Реализуя свои мечты и вкладывая большие деньги в обустройство, арендаторы, увы, зачастую даже не подозревают, что с ходу нарушают многие нормы и в последующем могут попасть на солидные штрафы. Из-за чего? Из-за того, что не «легализовали» электрику.

Мы ведь как привыкли: дома делаем ремонт на свой вкус и ни с кем ничего не согласовываем. Но для общественных зданий существуют свои нормы и правила, которые надо соблюдать. А самое главное — при подготовке помещения к работе речь идет не о ремонте, а о модернизации. Согласно официальным нормам (ТКП 45-1.04-206-2010), ремонт — это, к примеру, замена сломавшегося светильника на аналогичный. Если же вам предстоит увеличить расчетные нагрузки, заменить сеть электроснабжения, добавить пару розеток и светильников, то речь уже идет о модернизации. Которую к тому же имеет право выполнять не каждый первый «ипэшник», а исключительно аттестованные в «Белстройцентре» организации, — уточняет Дмитрий.

Архив Onlíner. Фото носит иллюстративный характер

Электромонтажные работы — это то, за чем государство зорко приглядывает. И если проверяющие не пришли в торговый или бизнес-центр сейчас, то обязательно заглянут через год (может и позже, но обязательно придут), и тогда возникнет очень неприятная ситуация: вся электрика окажется «самоволкой», и «легализовать» ее по факту станет непросто.

Существует целый список шагов (постановление Совета Министров РБ №1394 от 17.10.2011), которые обязательно надо выполнить, но о которых арендаторы даже не подозревают, — продолжает Дмитрий. — Более того, иногда собственники площадей то ли по незнанию, то ли из каких-то других соображений не предупреждают об этих этапах предпринимателей, заверяя, что все в порядке и можно запускаться. При этом совсем не думая о том, что будет, когда придет инспектор из «Энергонадзора».

Вот одна из типичных ситуаций: арендодатель возводит большой торговый центр и, как и положено, сдает его в эксплуатацию, проходя все необходимые этапы, в том числе в плане электрики. Дальше его задача сдать квадратные метры как можно быстрее и дороже. Арендаторы в свою очередь «заходят» в ТЦ, делают «ремонт» (так, как они понимают значение этого слова) и даже начинают работать. А через какое-то время инспектор «Энергонадзора» приходит с мониторингом и обнаруживает, что на месте бывших пустых помещений множество неизвестных юридических лиц с оплавленными розетками, дешевыми автоматами и перегруженной в несколько раз энергосетью.

Архив Onlíner. Фото носит иллюстративный характер
Инспектор, естественно, дает предписание арендодателю предъявить модернизированные электроустановки в «Энергонадзор» в месячный срок. А иначе будет отключено электроснабжение. И это не шутка.

Тогда уже арендодатель рассылает своим арендаторам предписания аналогичного содержания и они сломя голову бегают из организации в организацию, чтобы все оформить. При этом переплачивают за все в несколько раз. Так почему бы сразу не пойти правильным путем?

Шаги к светлому будущему

Итак, с чего начать, если вы уже заключили договор аренды и получили ключи от пока пустого и непригодного для работы помещения.

Первым делом арендатору надо прикинуть, что, где и в каком количестве у него будет находиться. Суммировать предполагаемые мощности будущих электроприборов. А после этого обратиться к арендодателю за техусловиями: например, на магазин нужно 10 кВт. Их собственник здания и должен (если это возможно) выделить.

Данные техусловия необходимо утвердить в РЭС. Зачастую это простая формальность. Если по мощностям все проходит, энергетики подписывают документы — и можно двигаться дальше. А именно: заказать проект у аттестованного проектировщика, который выберет сечение кабеля, способ прокладки, номиналы и количество автоматов, учтет освещенность и рассчитает необходимое количество светильников.

Этот шаг нужен не только государству, но и вам: проектировщик поможет сэкономить деньги.

Знакомый электрик «дядя Вася» без труда может «раскрутить» смету на 50%, и вы ему еще останетесь благодарны, так как он сумеет вас убедить, что нужно сто автоматов, огромный щиток и еще что-нибудь. Но если перед глазами есть спецификация, поля для маневров не остается: на бумаге закреплено, сколько и чего потребуется для данного проекта.

После того как проектировщик выполнил проект, его необходимо утвердить в «Энергонадзоре» и «Энергосбыте». Обычно это входит в стоимость проектирования. На проверку и согласование документов уходит недели полторы. Неприятно, но что поделаешь. Именно поэтому я советую тщательно продумать все заранее, чтобы потом не надо было тратить время еще и на пересогласование.

Архив Onlíner. Фото носит иллюстративный характер

И вот мы наконец подбираемся к прикладной части. Можно выбирать исполнителя. Причем, повторюсь, только из аттестованных ИП и организаций. При этом обязательно заключайте договор, в котором также предусматривайте штрафные санкции за срыв сроков. Договор — это еще и ваша страховка: по нему обязательна пятилетняя гарантия на работы. В интернете найти типовой договор займет менее 15 минут (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 №1450), зато это огромное подспорье в будущем, — напоминает Дмитрий.

И даже после того как электромонтажная организация выполнила свою часть работы, ваши с ней пути не расходятся. Теперь они должны передать документацию (приготовьтесь к тому, что это может быть не один том).

К слову, обязательство составить и передать исполнительную документацию тоже лучше прописать в договоре.

Следующий шаг: приглашаем в свое помещение аккредитованную лабораторию, которая будет «прогружать» сеть, проверяя, потянет ли она предполагаемые нагрузки и правильно ли выполнен монтаж. Лабораторий таких сейчас много, цены на услуги приемлемые. Если все хорошо, лаборатория выдает свое заключение.

Теперь настало время позаботиться о правильной организации эксплуатации смонтированной системы. Необходимо назначить обученного ответственного за эксплуатацию электросистемы, чтобы не подвергать опасности поражения током себя и своих работников. И поверьте, это не просто слова, а реальная опасность. В малых организациях проще отдать это на аутсорсинг, чем заморачиваться с периодическими экзаменами и поверками средств защиты.

Теперь у вас есть практически весь пакет документов. Немного действий для разграничения сфер ответственности по электрике (до вводного автомата — ваша, после — арендодателя) — и все, можно вызывать инспектора из «Энергонадзора», который сверит сделанное на соответствие проекту и выдаст акт готовности электроустановки к вводу в эксплуатацию.

Архив Onlíner. Фото носит иллюстративный характер

Если у вас есть свой расчетный счетчик, то еще надо будет пригласить специалиста из «Энергосбыта», он все опломбирует и выдаст необходимые субабоненту документы. Однако зачастую этого и не требуется: арендодатель сам платит за электроэнергию и перевыставляет вам затраты.  Все, теперь проверки не страшны.

Я понимаю, что, читая это, можно составить впечатление, будто забот и телодвижений слишком много. Но правда в том, что от этого не уйти. И легче сделать все правильно с самого сначала, чем потом, когда над головой будет висеть угроза отключения электричества, а затем и немалого штрафа, пытаться легализовать по факту, переплачивая за каждый шаг и каждую справку, — предупреждает Дмитрий Кишкурно.

Лучшее помещение для своего бизнеса ищите на «Барахолке» Onlíner

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро