Мистическая Беларусь. Заброшенный деревянный дворец в старом еврейском местечке

07 августа 2021 в 9:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: Максим Тарналицкий

Мистическая Беларусь. Заброшенный деревянный дворец в старом еврейском местечке

Источник: Валерий Волатович. Фото: Максим Тарналицкий

И вновь запад Беларуси. По ряду причин там концентрация достопримечательностей разного плана — от рядовой исторической застройки и храмов до фортификации и старых усадеб — всегда была выше, чем на востоке страны. Здесь выше плотность населения (в том числе и из-за плодородия земель), да и советская власть, в лучшем случае безразлично, а в худшем враждебно относившаяся к материальному наследию старого мира, пришла сюда на два десятка лет позже. Поэтому чаще всего при возникновении желания увидеть «спадчыну» путь лежит именно в западные области. В этот раз на самый запад, где в старом еврейском местечке неплохо сохранился живописный усадебный дом «Богуденки».

Где это?

Приготовьтесь к долгой дороге. Даже счастливый обладатель персонального автомобиля потратит на дорогу от Минска минимум 3,5 часа, но при этом по пути можно заодно осмотреть не обделенные историческими памятниками Слоним, Ружаны, Подороск и Краски. Общественным транспортом добираться еще сложнее. По пятницам и выходным дням от ст. м. «Малиновка» отправляется прямая маршрутка, из тех, телефоны которых надо гуглить в интернете. Регулярные автобусы помогут только при пересадке в Волковыске. Для утешения важно помнить, что даже путь в тысячи ли начинается с первого шага.

Порозово при этом довольно крупный населенный пункт, расположенный в узле автомобильных дорог. Формально он находится в Свислочском районе, но очевидно, что местным центром притяжения служит куда более крупный Волковыск. При этом до 1960 года Порозово был сам себе райцентром с населением в тысячу с лишним человек. Сейчас уже поменьше, депопуляция никуда не делась.

Что это?

Порозово и сейчас не обычная деревня, даже не агрогородок, а настоящий городской поселок. Официального статуса города он так и не получил, хотя населенный пункт исторически был достаточно важен, чтобы ему предоставили магдебургское право еще в XVI веке. Судьба уготовила ему роль типичного местечка, специфического для наших широт типа населенного пункта с большим процентом еврейского населения. Его специализацией при этом было производство керамики. Все евреи района были убиты в порозовском гетто, от той прежней жизни уцелела лишь большая каменная синагога.

При этом земли вокруг местечка были частью шляхетских имений. Один из маёнтков располагался к северу от Порозово, а его сохранившийся усадебный дом сейчас находится на северной окраине поселка в 1,5 километрах от его центра. В отличие от многих других владений подобного рода, кроме собственно «панского» особняка, других хозпостроек или не было вовсе, или они не уцелели. Сохранился лишь небольшой парк площадью около 4 гектаров с двумя аллеями, обсаженными старыми деревьями, и одним прудом. Еще два небольших искусственных озерца за прошедшие годы исчезли: из-за нарушения гидротехнического режима они просто заросли.

Кто это?

У порозовской усадьбы, в отличие от многих ее аналогов, имеется имя собственное — «Богуденки». На счет его происхождения есть несколько версий, выглядящих семейными легендами, но все они сводятся к тому, что такое название произошло от польского выражения «Bogu dzieki» («Слава богу»). Благодарили господа за жизнь рядом с Порозово представители семьи со звучной двойной фамилией Буттовт-Анджейковичи. Впрочем, кроме нее ничем особенным этот шляхетский род со средним достатком не отличался. Видимо, они были крупнейшими землевладельцами окрестностей Порозово (кроме «Богуденок» у них было имение и еще один усадебный дом в соседней деревне Горностаевичи), но выделялись размером владений Буттовт-Анджейковичи лишь в рамках своего района (площадь маёнтка составляла 375 гектаров). Самым известным представителем фамилии считается художница Мария Магдалена Буттовт-Анджейкович, рисовавшая картины на романтические национальные сюжеты, в 1933 году умершая и похороненная как раз в Порозово.

К 1937 году дела семьи выглядели неважно. Накопились долги, которые сложно было обслуживать. К тому же тогдашние представители рода предпочитали жить в Варшаве, а не в далеком местечке на «крэсах всходних». В 1937-м «Богуденки» были выкуплены у Буттовт-Анджейковичей властями гмины (эквивалент сельсовета) за 120 тыс. злотых. Пахотную землю раздали в аренду местным жителям, а в усадебном доме решили сделать больницу. Впрочем, до Второй мировой этого так и не произошло.

Почему это?

Деревянные здания из-за особенностей материала и его потенциальной недолговечности редко отличаются сложностью художественного образа. Обычно постройки из дерева получаются максимально утилитарными, но «Богуденки» — счастливое исключение, и тем эта усадьба и интересна. Нынешнее главное здание Буттовт-Анджейковичи построили, судя по имеющейся информации, на рубеже 19—20 веков в эклектическом стиле, где смешались классицизм и барокко.

При этом в высокой крыше с ломаным силуэтом многие исследователи видят образец т. н. «закопанского стиля», национальной романтической архитектуры, ставшей особенно популярной уже в 1920-е годы с получением Польшей долгожданной независимости. Поэтому, возможно, усадебный дом перестраивался и в межвоенное время. Дополнительным украшением здания являются двухэтажные башенки.

Что будет дальше?

Любопытно, что после прихода советской власти в «Богуденках» устроили ровно то, что там собирались сделать и власти Порозовской гмины — поселковую больницу. В этом качестве здание просуществовало до 2002 года, попутно лишившись и прежнего интерьера, и даже планировки. От анфилады залов остался лишь только центральный, а в остальном дом получил коридорную планировку со множеством небольших палат и кабинетов.

С 2002 года, как это принято у нас, здание заброшено. Ему неоднократно пытались подобрать нового хозяина, который бы приспособил его под актуальные функции, но даже продажа с аукциона в 2014 году не помогла. Усадьба так и осталась в неиспользуемом состоянии. В прошлом году местные власти вновь начали процесс повторной продажи «Богуденок», но ясности в судьбе здания так и не появилось. А ведь деревянные объекты ветшают куда активнее кирпичных или каменных, и любой пожар, а подобного рода ЧП в таких заброшках нередки, может стать для здания последним. Тем более жаль будет потерять столь неординарный объект — редкий образец хорошо сохранившейся деревянной шляхетской усадьбы в Беларуси.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by