Туристы осваивают замену «белорусским Мальдивам». Там толпы людей, изумрудная вода и жуткая глубина

06 августа 2021 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий, vk.com/rj_newmotion

Туристы осваивают замену «белорусским Мальдивам». Там толпы людей, изумрудная вода и жуткая глубина

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий, vk.com/rj_newmotion

В этом году многие белорусы нашли альтернативу «белорусским Мальдивам», которые всегда были альтернативой Мальдивам настоящим. Не закрывайте текст, сейчас объясним — все даже проще, чем в фильмах Нолана. Под Волковыском есть известная на всю страну достопримечательность — меловые карьеры, которые в народе называют «белорусскими Мальдивами». Раньше народ ехал туда сотнями, но в последние годы руководство завода, которому повезло иметь в арсенале инопланетного вида водоемы, ввело принцип стриптиз-клуба: можно смотреть, но не трогать. То есть людей пускают, но только группками и под присмотром — ни о каких шашлыках и купаниях речи не идет. С этого момента белорусы, падкие на природные красоты, все чаще стали рассматривать альтернативный вариант, до которого от Минска всего два часа езды. Пока страну не начало знобить от осенних дождей, приехали на любанские меловые карьеры с инспекцией.

Что с цветом?

На карте эти карьеры называются Голубыми озерами, но они совсем не голубые. Вода здесь скорее изумрудная — цвет густой и насыщенный, как в пузырьке с зеленкой.

Когда-то эти карьеры принадлежали Любанскому комбинату строительных материалов. Лет двадцать пять назад предприятие прекратило добычу извести, а землю вместе с водоемами передали лесхозу. В этот момент Беларусь и получила еще одну яркую достопримечательность.

Водоема здесь всего два. Романтики говорят, что один из них похож на сердце. Мы же скажем, что на сердце он похож не больше, чем на половину колечка «Краковской».

В этом сезоне подъезды к «озерам» перекопали, но некоторые все равно умудрились подъехать к берегу на машине. А может, они просто сидят здесь с февраля и никак не могут вырваться из объятий беленьких берегов.

Даже в будний день людей здесь довольно много. Хотя на улице совсем не жарко, да и вообще по стране дожди обещали.

Пейзажи под Любанью не такие живописные, как у красносельских конкурентов, но посмотреть все же есть на что. Люди, побывавшие здесь впервые, остаются в восторге. К тому же путь из Минска в эти края лежит через солигорские терриконы — по дороге можно увидеть и белорусские горы.

— Вот зря Красносельские карьеры открывать не хотят. Мы хотели туда поехать, но почитали, что они закрытые. Мы сами из Полоцка, а в эти края по делам ездили. Решили сто километров лишних проехать и сюда заглянуть. Не пожалели. И ребенку нравится, и нам с мужем — такое же мало где увидишь, — говорят супруги Лена и Дима.

Как тут развлекаются?

В июле, когда страна чувствовала себя как утка в духовке, здесь было куда веселее. Instagram тонул в манящих фотографиях, а TikTok захлебывался от однотипных подростковых видео. В середине месяца минские предприниматели даже привезли сюда троллей, который был натянут меж двух берегов.

Сверху кажется, что вода залита в огромные резервуары — водоемы обрамлены обрывистыми берегами, высота которых в некоторых местах достигает метров десяти, а то и больше.

На одном из таких обрывов кто-то создал филиал аквапарка, соорудив на крутом спуске горку из пленки.

Соотношение взрослых людей и молодежи здесь примерно одинаковое: пляжи делят мужчины с удочками (говорят, клюет небольшая плотва), семьи с детьми, компании молодых людей, на всю катушку слушающих песни с прекрасными текстами Егора Крида, которые резко повышают уровень испанского стыда в крови.

На маленьком карьере кто-то построил трамплин. Говорят, раньше здесь была еще и вышка, но ее демонтировали: есть версия, что убрали в целях безопасности, ведь в подобных местах часто обваливаются берега.

Что с чистотой?

Когда сюда рванули толпы отдыхающих, берега оказались откровенно загажены. Добрые люди складывают оставленный мусор в кучи, которые в некоторых местах уже достигают высоты лесного муравейника и даже стога сена, но вывезти их отсюда некому. Кроме того, под каждой елкой лежат пустые бутылки и «вечный» пластиковый мусор.

— Большой карьер больше подходит для пикников — здесь относительно тихо, культурно. А на второй часто приезжают люди, которых туристами назвать сложно. Пьянки, крики — они нарушают все кармические правила этого места, — говорит нам Алексей, приехавший сюда из Минска вместе с семьей. — Зато там цвет круче — он фантастически изумрудный, на фоне леса смотрится волшебно.

Вы сами видите, что места здесь удивительные. Если бы не мусор, было бы вообще идеально. Не знаю, как народу объяснить, что тут дворников нет и мусоровоз сюда не приедет. В прошлом году такого количества мусора не было. 

Мусор здесь возмущает каждого, вот только откуда-то он все равно берется.

— Я не понимаю, что мешает местным властям поставить лавочки и убрать мусор? Я был здесь лет шесть назад, такого бардака не было. Так еще и дороги перерыли, а смысл? Люди все равно приезжают, все равно мусорят. Так вы хотя бы урны поставьте. Люди, у места такой потенциал! — негодует Игорь.

Что с глубиной?

Купаться здесь решаются не все: буквально в паре шагов от берега глубина достигает нескольких метров. Двое парней приехали сюда аж из Санкт-Петербурга — их позвали в гости друзья. Говорят, глубину в некоторых местах даже проверить не получается: кое-где она достигает 30 метров.

Официально купаться здесь запрещено. Слишком глубоко, на дне может быть опасный мусор, а в случае опасности помочь утопающему не смогут — ОСВОДа здесь нет. Отдыхающие утверждают, что трагедии случаются регулярно, но большинство тут же оговаривается: люди тонут везде.

Вода довольно чистая, хотя из-за специфики назначения карьеров прозрачность сильно страдает.

— Когда стояла жара, вода сверху была горячая, а на глубине дико холодная. Такие перепады для кого-то могут быть опасными, — предупреждают нас пловцы.

В отличие от Красносельских карьеров, отдыхающих здесь не гоняют — как минимум потому, что это бесполезно. Разве что лесники могут попросить переставить машину.

Что вокруг?

Карьеры расположены посреди хвойного леса. На опушках люди сами обустраивают места для отдыха: мастерят столы и сиденья, оформляют кострища. Кто-то построил из веток что-то вроде большой беседки, в которой даже место для приготовления еды предусмотрено.

Вокруг большого карьера замечаем несколько палаток: народ приезжает сюда в полной готовности, некоторые остаются не на один день.

Брест, Гомель, Минск — местных (из Любани или Слуцка) на пляжах практически нет.

— Мы из Осиповичей сюда приехали. Ехать километров сто, наверное, но в наших краях такой красоты и близко нет. Пару часов назад прибыли, начали место искать — все или загажено, или занято. Решили расчистить поляну от мусора, все собрали, а потом вот это местечко освободилось, так мы переместились и еще один участок почистили. Все бы так делали — не было бы проблем. Потому что водичка здесь идеально чистая. Я как-то даже в бутылку набрал (хотел на анализ завезти, да как-то руки не дошли) — идеально прозрачная, — рассказывает Вадим.

А почему бы это место не благоустроить? 

— Тут были парни, которые хотели вложиться в это место, заняться благоустройством, но не срослось что-то. Наверное, просто не дали им, — говорит нам молодой человек, отдыхающий здесь регулярно.

В 2017 году заброшенные карьеры действительно перешли в частные руки — через аукцион их передали в аренду компании «Пирамида Групп». Тогда сообщалось, что главным инвестором станет бизнесмен из Египта, имя которого не разглашалось. Однако с тех пор так ничего и не произошло — не нашлось, видимо, нового оптимиста.

Читайте также:


С доставкой прямо к миске. Корма для собак – Royal Canin, Brit и еще 120 брендов в Каталоге

сухой корм, для взрослых, порода: мини (до 10 кг)/средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг), пакет
сухой корм, для взрослых, порода: средняя (от 10 до 25 кг), пакет

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by