Полвека назад военный самолет упал на детский сад. О трагедии, в которой погибло 24 ребенка, молчали

05 августа 2021 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, Wikimedia, flick.com

Полвека назад военный самолет упал на детский сад. О трагедии, в которой погибло 24 ребенка, молчали

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, Wikimedia, flick.com

В советских СМИ крайне неохотно сообщали о случавшихся в стране техногенных катастрофах. О большинстве из них просто умалчивалось. Крупнейшие, до наступления «гласности» во второй половине 1980-х, описывались несколькими сухими строчками на последних страницах порой далеко не самых тиражных газет. Зачастую источниками информации становились слухи, кухонные разговоры, передачи западных радиостанций, которые многие ловили, несмотря на нелегальность их вещания. Именно из сообщений «вражеских голосов» граждане СССР узнали и об этой авиакатастрофе, случившейся 49 лет назад в Калининградской области. Военный Ан-24Т, выполнявший испытательный полет, рухнул на детский сад, где как раз в столовой обедали вернувшиеся с прогулки ребята. Все они погибли, ну а дальше заработал хорошо отработанный режим полного информационного молчания.

У самого Балтийского моря

В Калининградской области России есть город Светлогорск. Его не стоит путать с нашим, белорусским Светлогорском, ведь населенные пункты с одинаковым названием на самом деле принципиально отличаются. Светлогорск на Березине — крупный центр химической промышленности, выросший уже в послевоенные годы. Светлогорск на Балтийском море — старый, слегка сонный немецкий курорт Раушен, после вхождения части Восточной Пруссии в состав РСФСР получивший новое типовое советское имя.

Сейчас Светлогорск — это довольно активно растущий морской курорт, из которого Onliner четыре года назад даже делал репортаж. Полвека назад город был куда более спокойный, ведь его население не дотягивало даже до 10 тысяч человек. Такие обычно относят к категории, где «все всех знают». На этом фоне разыгралась крупнейшая трагедия в истории населенного пункта.

«По сведениям Калининградского гидрометеобюро, по области ожидается облачная с прояснениями погода без существенных осадков, утром местами туман, ветер переменный слабый до умеренного, температура пять-десять градусов тепла»

Прогноз погоды на этот день, 16 мая 1972 года, был неутешителен. Для середины мая было, мягко говоря, прохладно, но это Балтика, и подобные метеорологические капризы в этом регионе для местных жителей были уже привычным делом. Утреннюю прогулку для воспитанников детского сада, принадлежавшего местному санаторию «Светлогорск», отменять не стали. Все прошло как обычно. Дети погуляли под оставшимися еще с довоенных времен соснами, подышали свежим морским воздухом (до Балтики было порядка двухсот метров), а около полудня вернулись в сад, где на втором этаже их должны были накормить.

В общей сложности в двухэтажном здании детсада находилось 29 человек, в том числе 24 ребенка от двух до семи лет. Среди пяти взрослых — две воспитательницы, повар, нянечка и не работавшая там женщина, случайно зашедшая поговорить к одной из своих подруг. Даже по количеству воспитанников понятно, что сад был непростой. Он входил в структуру санатория и считался лучшим в городе. Именно сюда отдали своих детей многие представители светлогорской партхозноменклатуры, от первого секретаря горкома комсомола до главврача местной больницы и начальника ГАИ.

«До детского садика оставалось несколько метров, как нас обдало горящими парами авиационного топлива, — рассказывали много лет спустя калининградским журналистам проходившие мимо старшеклассницы, ставшие случайными свидетелями трагедии. — Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем». Девушки выжили в отличие от почти всех находившихся внутри детсада.

Испытательный полет

Пятнадцатью минутами ранее, в 12:15, из калининградского аэропорта Храброво взлетел Ан-24T, военно-транспортный самолет из 263-го отдельного транспортного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Самолет был выпущен всего три года назад, за командирским штурвалом находился опытный пилот Вилор Гутник с пятью тысячами часов налета. В общей сложности в экипаж входило шесть человек, но кроме них на борту находилось еще два офицера: один — подполковник из отдела безопасности полетов авиации, другой — инженер по радиотехническому оборудованию.

Согласно плану полетов, Ан-24Т взлетел в сторону Балтийского моря, над которым он должен был развернуться и вновь над сушей оказаться как раз над Светлогорском. Полет проходил на сверхмалых высотах, и на то была своя причина.

Ан-24Т, аналогичный разбившемуся

Дело в том, что, незадолго до случившегося, на территории Калининградской области произошла целая серия инцидентов с незаконным пересечением советской границы малой авиацией из капиталистических стран. Сначала небольшой самолет приземлился на военном аэродроме Чкаловск, фактически в черте Калининграда. Пилот-швед попросил политического убежища в СССР, но навел переполоха, оказавшись незамеченным посреди расположения советских эскадрилий. Затем аналогичный случай зафиксировали на аэродроме Скулте под Ригой (сейчас является частью международного аэропорта Рига). Тоже швед, тоже незамеченным на маленьком самолете оказался в окружении торпедоносцев.

В связи с этими происшествиями в буквально набитой военными базами Прибалтике было решено провести проверку всех радиолокационных станций береговой системы слежения. Требовалось выяснить, как самолеты-нарушители могли их обмануть и оказаться в советском воздушном пространстве. Роль такого нарушителя и должен был сыграть взлетевший 16 мая из Храброво Ан-24Т.

В процессе этого испытательного полета экипаж капитана Гутника должен был сначала набирать высоту, а затем ее терять, совершая маневры, чтобы «исчезнуть» на экране локатора. Именно таким образом, как предполагалось, и оставались незамеченными нарушители-шведы. Судя по имеющейся информации, Ан-24Т удалось подтвердить это предположение, хотя его полет продолжался всего 14 минут 48 секунд.

В развитии катастрофы важнейшую роль сыграли и сверхмалые высоты, на которых проходил полет, и тот самый туман, который обещали в этот день калининградские синоптики. В 12:30 Ан-24Т влетает в скопившуюся над кромкой высокого берега Балтики в районе Светлогорска полосу тумана, задевает сосну, теряет фрагмент крыла, затем в попытке резко набрать высоту проседает еще немного и, постепенно разваливаясь на фрагменты, падает на второй этаж детсада санатория «Светлогорск», полностью его разрушая и заливая окрестности авиационным топливом, которое немедленно вспыхивает.

Погибшая в саду группа детей с воспитателями

Заставить забыть

Из находившихся в столовой 24 детей не выжил никто. Одна из воспитательниц погибла на месте, другая вместе с поваром оказалась в больнице. Позже они обе умерли от последствий сильных ожогов. Выжило только два человека: мывшая окна снаружи здания нянечка и зашедшая к подруге в детсад случайная женщина, которую придавило шкафом. Погибли и все восемь человек, находившихся на борту Ан-24Т. Начавшийся после катастрофы пожар не оставил никому из них ни единого шанса.

Новость о случившемся быстро разлетелась по маленькому городу. Место катастрофы очень оперативно оцепили военнослужащие соседних военных частей, но свидетели тех первых часов рассказывают, что многие из солдат, мичманов, офицеров пострадали от старавшихся прорваться за оцепление родителей. Невыносимое горе, страшный вой, истерика, пока разбирались завалы, а на белые простыни складывались обгоревшие останки.

А дальше произошло то, что с трудом укладывается в голове даже спустя почти полвека. После обнаружения всех трупов те же самые солдаты продолжили разбирать здание детсада. Его фрагменты и остатки самолета на грузовых машинах вывозили куда-то за город. Пришедшие утром люди не узнали место катастрофы. Здания словно и не бывало. Оно было полностью разобрано, сломанные деревья срезаны, а на месте трагедии разбит скверик, проложены дорожки, выложен газон и высажена клумба. О случившемся менее чем сутки назад напоминал только запах керосина, который выветривался еще несколько недель.

Распространение информации о катастрофе пытались блокировать. В день детских похорон под предлогом ремонта путей отменили все поезда из Калининграда в Светлогорск. На самих похоронах было запрещено фотографировать, хотя кому-то пару снимков украдкой все же сделать удалось. Это редчайшие иллюстрации той трагедии, которую власти пытались сделать максимально незаметной. Но даже в те годы, при отсутствии интернета, ничего из этого не вышло.

Уже на следующий день о случившемся сообщил не то «Голос Америки», не то «Свободная Европа». На совещании в обкоме при разборе скандала (партийных идеологов интересовали не только, а может и не столько причины катастрофы, сколько то, почему о ней так быстро узнали на Западе) выяснилось, что дело не в пробравшихся в Калининградскую область шпионах, а в подслушивающих станциях НАТО на датском острове Борнхольм и в других капиталистических точках Балтики. Они успешно перехватили советские переговоры по поводу трагедии и выдали их содержание в радиоэфир.

Что касается расследования произошедшего, то его результаты, ради которых из Москвы прибыла целая комиссия с генерал-полковником во главе, долгое время не обнародовались. Даже сейчас они официально не опубликованы. Ранее считалось, что в крови летчиков был обнаружен алкоголь, остатки некоего праздника, отмечавшегося днем ранее. Мол, поэтому летчиков и детей похоронили на разных кладбищах, а фамилии разбившегося экипажа отсутствуют в мемориальной часовне, возведенной на месте трагедии. Сейчас доминирует версия о неисправном высотомере Ан-24Т, на который он был переставлен с другого самолета, Ил-14. При таком объяснении летчики оказываются ни в чем не виноваты, а причина катастрофы сводится к неправильным данным о реальной высоте, на которой находился разбившийся борт.

Случившееся 16 мая 1972 года еще долго оставалось главной темой для обсуждения в самом Светлогорске и области. Но жизнь продолжала идти, в большинстве семей, потерявших в той беде своих ребят, вновь появились дети. Те, кого затронула катастрофа, ежегодно встречались на кладбище, ну а в 1994 году наконец-то смогли увековечить память погибших небольшим храмом-памятником. Двадцать два года спустя.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by