28 июля 2021 в 8:00
Автор: Маша Сорока

Кто прав? Новый «грязный» конфликт между собственником и квартирантом в Минске (выслушали обе стороны)

Рынок аренды кишит скандалами, ведь никаких гарантий в этой сделке нет: собственники вынуждены доверять кровно заработанные квадратные метры чужим людям, а квартиранты «плясать под дудку хозяина». Иногда дело выходит из-под контроля, и узнать свою квартиру после постояльцев крайне трудно (убедиться в этом можно здесьздесь и здесь). Однако сегодня другой случай. Максим обратился в Onliner, чтобы предостеречь квартирантов. Со слов молодого человека, его попросту развели. Собственник, конечно, другого мнения. Мы выслушали обе стороны, выводы делать вам.

Что говорит квартирант

За последние семь лет Максим переезжал около 12 раз, и никогда это не было связано с арендодателем: смена работы, города, района. С собственниками квартир расставался полюбовно, претензий у сторон не возникало никогда. Кроме этого случая.

Съемную квартиру в Минске я начал искать в начале года. Наткнулся на небольшую однушку площадью около 35 «квадратов» за $270. Цена устроила, квартира тоже решил действовать. Тут и прозвенели первые звоночки. При заселении собственник сразу же вручил мне акт приема-передачи, где было прописано абсолютно все, что есть в квартире, — вспоминает парень. — Без преувеличений: от колечек и прищепок на карнизе до элементов декора (188 бумажных бабочек на обоях).

Посчитан был каждый крючок, зафиксирован каждый держатель под него — все.

Квартирант предоставил в редакцию акт приемки, и там действительно расписан каждый сантиметр: от прищепок до плинтусов и пластмассовой заглушки для вентиляции. Такой щепетильный подход насторожил героя, но оказалось, что собственник — коллега по работе, поэтому сомнения притупились.

На тот момент мы работали в одной компании, но в разных отделах. Лично никогда не общались и даже не виделись, но определенный кредит доверия появился. И сомнения пропали, — рассказывает парень.

Помимо акта приема-передачи, при заселении Максим предоставил собственнику залог, соответствующий месячному платежу, а взамен получил памятку о том, что при выселении обязуется нанять клининг и сделать химчистку мебели и ковров. Условие непопулярное на рынке минской аренды, но хозяин — барин.

Это всплыло уже в конце. Он прислал мне памятку на три страницы, где описано, что надо сделать до того, как выселиться.

А там пункты в стиле «Натереть до блеска жироулавливающий фильтр вытяжки», доходило до абсурда.

Обязательным условием, которое мы обговаривали лично, было то, что я закажу клининг и химчистку перед выселением, — вспоминает Максим. — Неважно, сколько ты там живешь, химчистку дивана, кресла, ковра и стула сделать должен.

Со слов квартиранта, в съемной квартире он почти не жил, использовал в качестве склада, поэтому не сомневался, что с выселением проблем не будет: портить некогда, почти все это время в помещении просто хранились вещи. Но ситуация развернулась иначе.

— Когда пришло время выселяться, я действовал по инструкции: заказал химчистку, клининг, все убрал, все сделал, — вспоминает парень. — Единственное, где «промахнулся», — не взял чек за уборку. Клининг заказал у знакомого и просто не подумал об этом. Сейчас очень сильно жалею. Это была моя ошибка.

Масштаб ошибки Максим прочувствовал уже в день сдачи.

Во время приемки я на всякий случай включил скрытую съемку и без преувеличения час сорок он ходил по квартире и пересчитывал абсолютно все.

Признаюсь, было несколько недочетов: вещи, которыми я не пользуюсь, возможно, не заметил. Я их перечислю: пятнышко на нижней полке в морозильнике, небольшой подтек в холодильнике, несколько жировых капелек на вытяжке и возле раковины, не вытерта пыль на одной из полок в шкафу (про нее просто забыли). Еще не был вытряхнут мусор из пылесоса — но у меня аллергия, поэтому я предлагал ему, чтобы через две недели приехала девушка и убрала. Все. В остальном квартира была в идеальном порядке, после генеральной уборки, — делится квартирант.

225 рублей за несколько капель и пыль на полке 

Этих недочетов хватило, чтобы провалить экзамен. Максим рассказывает, что предлагал на месте устранить недочеты, но собственника такой расклад не устроил. Единственный вариант арендодателя — вызвать клининг, а сумму за уборку вычесть из залога.

— Я предлагал убрать все сразу — там работы на 10 минут, но он не согласился.

Постоянно повторял: я давал тебе возможность, но ты не справился. В итоге выкатил мне за клининг сумму в 225 рублей! Оказалось, он заказывал генеральную уборку по максимальному тарифу, хотя она вообще не требовалась. Причем еще повторял, что поступает как человек, поскольку мог забрать весь залог. Я просил показать квартиру после его клининга, хотел видеть, за что плачу, но первое время он отказывался, аргументируя тем, что квартира уже сдана. Еще говорил, что мог вычесть деньги не только за уборку, но и за дни, когда квартира якобы простаивала, хотя съезжал я на день раньше.

За всю жизнь я сталкиваюсь с таким отношением впервые, деньги я отдал, но хочу всех предостеречь: сейчас многие собственники страхуются и берут залог, но будьте осторожны: иногда эти деньги не получится вернуть. Сейчас цены на аренду в Минске поднялись, а требования арендодателей ужесточились. Многие отказываются сдавать квартиру без залога, приходят без предупреждений и устраивают внеплановые проверки. Квартиранты оказываются в очень уязвимом положении, — замечает Максим.

Что говорит собственник

Предсказуемо позиция собственника квартиры отличается от мнения квартиранта. Арендодатель Олег (имя героя изменено по его просьбе) также поделился с нами своим видением. Мужчина считает, что главная проблема конфликта — несоблюдение договоренностей. Если бы квартирант попросту выполнил то, о чем был уговор, сейчас обсуждать было бы нечего.

Я, как наймодатель, считаю, что надо с самого начала обо всем договориться на берегу, и если какую-то из сторон что-то не устраивает, то можно сразу отказаться от аренды. Основное правило, которым я руководствуюсь при сдаче квартиры:

«Наниматель может делать все что хочет, контролировать его я не буду, но в конце надо сдать квартиру в том виде, какой я ее передал».

Это простое правило, но оно было нарушено, из-за чего и произошел конфликт, — говорит мужчина.

Он подтвердил, что тогдашнему коллеге по работе квартиру сдал в конце февраля. Получилось случайно, но собственник решил, что молодому специалисту надо помочь, сделал скидку, был готов пересмотреть цену еще раз, если оплачивать станет дорого. Главное для хозяина — долгосрочная сделка (больше года).

— Во время осмотра квартиры я проговорил, что будет заключен договор и составлен акт приема-передачи, где подробно описано, какие вещи находятся в квартире и их состояние. Сказал и про залог, сумма которого прописана в договоре. Подчеркнул, что залог возвращается, если в квартире будет сделана генеральная уборка и помещение сдано в том же состоянии (с учетом естественного износа), в каком принято нанимателем. Наниматель взял время подумать и позже написал в Telegram, что он согласен. Через два дня мы подписали все документы, рассказывает Олег.

Собственник подчеркивает, что дал квартиранту три дня, чтобы тот в спокойном режиме проверил, все ли соответствует написанному в акте приемки.

Этим правом наниматель воспользовался и отнесся очень серьезно. Это видно по скриншотам нашей переписки, где он обращал внимание на мелочи, вплоть до прищепок, но к качеству уборки претензий не было, — отмечает Олег.

К слову, недочеты были. После их устранения акт был подписан.

За время аренды у сторон конфликтов не возникало. Квартирант исправно платил, собственник не стоял над душой. Но через 5 месяцев молодой человек решил съехать, тут и началось.

Мы подошли к приему квартиры, когда политика уступок с моей стороны достигла максимального предела, и уборка стала вишенкой на торте, на которую я закрыть глаза уже не мог, — сетует Олег. — Почему наниматель решил поменять квартиру? Сказал, что нужна площадь побольше, поскольку в помещении он хранил товар для продажи. За неделю до выселения я уточнил, все ли в силе по уборке. Наниматель сказал, что да, вызвал службу для химчистки (предоставил чеки) и клининговую службу (чеков не предоставил).

Со слов Олега, ему неважно, специалисты бы убрали или сам квартирант, главное — результат.

Он знал как минимум за месяц о переезде и мог спланировать свое время, чтобы успеть убраться, если не хотел платить за клининг. То есть наниматель хотел забрать залог побыстрее, а он возвращается после расторжения официального договора, — говорит собственник.

С момента приемки истории сторон начинают разниться. Вот как вспоминает эти события собственник:

В процессе приемки я обращал внимание нанимателя на то, что нужно «доубирать», чтобы получить залог. Но в тот день он спешил, на следующий не мог (был за городом), а через день мы уже должны были сходить в РСЦ и расторгнуть договор. Я предлагал ему самостоятельно найти клининг, что он и попробовал, но безуспешно. Тот предлагал приехать убрать через две недели, но я так и не понял, это была шутка или он говорил всерьез. Какие гарантии?

Как показывать грязную квартиру новым квартирантам? Для меня это недопустимо.

Когда разногласия уже нельзя было отрицать, а с уборкой дело не двигалось, собственник сам нанял клининг. По мнению хозяина, уборки было достаточно, чтобы специалист провела в помещении 4 часа.

— Я сфотографировал некоторые недочеты, которые устранял клининг. Это далеко не все, что нужно было убрать, но красноречиво демонстрирует качество уборки квартиранта. Из основного: засохшие капли от жира на вытяжке, сожженная защитная поверхность в микроволновке, пыль за холодильником, ржавчина и подтеки в унитазе, грязный поддон посуды (как и сама посуда), подтеки в холодильнике и морозилке, разводы на стеклянных фасадах, желтые разводы внизу раковины. В одном месте отошла плитка, но тут непонятно, или отковыряли зачем-то, или сама отошла.

Кроме того, со слов собственника, клининговая служба убрала известковые разводы на стеклянных дверях душевой кабины, засохшие капли брызг вокруг умывальника в душевой комнате, жировые капли и разводы на микроволновке, вымыла фасады кухни, убрала пыль, помыла пол и прочее.

Наниматель не постирал даже накидки на диван и кресло, от которых пахнет потом. Это клининг не стирал, надо будет замачивать и стирать самому (в стиральной машине по весу могут возникнуть проблемы), добавляет Олег.

Собственник считает, что ему попросту сели на шею, а хамское отношение он терпеть не намерен.

— Я был в хамской манере обвинен, что кидаю на залог. Но каким образом, если залог я возвращаю за исключением денег, потраченных на клининг? Причем я мог забрать залог, ведь были нарушены пункты договора, но не стал этого делать. Скорее всего, мое лояльное отношение было воспринято как слабость. Чем и воспользовался наниматель. Но пружину моего терпения можно сжимать до определенного момента, им стала оставшаяся грязь в квартире, — заключает Олег.


 

Топовые «китайцы» против Dyson. Сравнительный тест беспроводных пылесосов

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Без комментариев