На прошлой неделе министр образования Игорь Карпенко объявил, что школы на каникулы раньше не уйдут — должны работать в штатном режиме. Однако многие родители с этим не согласились и решили оставить детей дома. В некоторых классах вообще не осталось учеников, а как минимум одна частная школа в столице решила перейти на дистанционное обучение. Поговорили с педагогами и родителями о ситуации в учебных заведениях.
19 марта на совещании по ситуации распространения коронавируса Александр Лукашенко предложил родителям не водить детей в школу, если они боятся заразиться новым вирусом: следует только написать заявление и оставить его у учителя. Также президент выступил против преждевременных каникул, чтобы не усугублять обстановку. Судя по всему, совету президента последовали многие.
В общеобразовательных школах, в которые мы смогли дозвониться, как под копирку отвечают, что у них все хорошо — и на этом все. «Коронавируса нет, до свидания!» — отвечали директора минских школ.
Поговорить согласилась преподаватель одной из столичных гимназий. Она рассказала, что с каждым днем учащихся в школе становится меньше. Если всего обучается 1200 человек, то в понедельник было около 500, а 26 марта — меньше 400. А это значит, что лишь 30% детей ходит на занятия. Среди них в основном начальная школа, так как дома их оставить не с кем. Классные руководители предлагали родителям написать заявление на имя директора и взять ответственность на себя.
— Что касается учителей, то в основном у нас работают специалисты старше 40 лет, а значит, риск заразиться у них больше. Можно брать отгулы за свой счет либо перенести отпуск с лета на весенние каникулы, но это на усмотрение директора, — рассказала учитель.
Ольга, мать пятерых детей, в ситуации с коронавирусом до последнего старалась соблюдать спокойствие и не поддаваться панике, как это было во время свиного и птичьего гриппа. Поменял отношение второй случай заражения в Беларуси — заболевшая дизайнер из Витебска оказалась ее знакомой.
— Полторы недели назад и меня накрыло. Были выходные, я, как обычно, делала с детьми уроки, стирала и наглаживала форму, в семье пятеро детей: один ходит в ясли, трое учатся в гимназии, старшая дочь — в лицее БГУ. К вечеру у меня паника — я объявляю: завтра никто никуда не идет, мы с детьми остаемся дома! Муж — против, дети — за.
У меня бессонная ночь, я кручусь с боку на бок, к утру решение обезопасить свою семью крепнет. Написала классным руководителям сообщение о том, что в связи с ситуацией по коронавирусу оставляю детей дома, в ответ — абсолютно человеческая реакция: понимание, благодарность, что предупредила, и просьба написать заявление на имя директора с оговоркой, что ответственность за здоровье и безопасность детей беру на себя. Я никогда ее и не перекладывала: неважно, дети в саду, в школе, у бабушки или в лагере — ответственность всегда на маме с папой по умолчанию.
Для себя Ольга решила, что ходить в школу, где учится около двух тысяч человек, — большой риск. После учебы их забирает пожилая мама или бабушка — первая группа риска. Поэтому решили оставлять их дома с бабушкой. Если она не может, за малышами присматривает старшая дочь — ей 16.
— На данный момент мой приоритет — здоровье и безопасность семьи. Одного из учителей младших классов нашей гимназии недавно забрали как контакт первого уровня. Никто не застрахован, после таких новостей понимаю: лучше перестраховаться, — считает мама пятерых детей.
Нравится идея самоизоляции не всем. У Андрея двое детей, и оба сейчас ходят в школу: помимо учебы, у них есть кружки, где все равно приходится контактировать со сверстниками.
— Старший ходит в школу, учительница не выпускает из класса. Но так делали и до эпидемии, чтобы была дисциплина и дети не носились в коридорах.
Школа работает в обычном режиме. Только родителям вход в здание запрещен, можно довести до крыльца, до калитки. Но вообще, детям разрешили не ходить — у дочери в классе нет человек трех, а у старшего аж 13.
У Андрея нет возможности оставить детей дома: в школе дисциплина все-таки будет получше, чем с ним. По поводу карантина у мужчины такое мнение.
— С ними может посидеть бабушка-пенсионерка, можно оставить их вдвоем. Но детей постарше разве удержишь дома? Они будут выходить на улицу, играть, контактировать с другими. А чем это тогда отличается от школы? Плюс в учебных заведениях существуют карантинные меры: следят, чтобы дети мыли руки, везде есть антисептики, а когда они на улице, кто за этим будет смотреть? Вряд ли десятилетний ребенок вспомнит, что нельзя трогать глаза руками, — говорит Андрей.
Перевести детей на дистанционное обучение школа Stembridge решила в связи ситуацией с COVID-19. Они проанализировали, что 30% учеников отсутствовало, при этом только 16% — по болезни. Многие спрашивали, можно ли оставить детей дома, следовательно, к следующей неделе отсутствовавших было бы еще больше. Школа выяснила у родителей и сотрудников предпочитаемый формат работы. Большинство высказалось за дистанционное обучение.
— Мы перевели детей на дистанционное обучение с прошлого понедельника. У нас есть единая платформа на базе гугловского G-Suite. И все предметы в расписании сохранены: дети учатся по такому же плану либо в видеосвязи, либо им отправляют задания, в зависимости от формата учебного плана.
Школа следит за информацией в стране, сейчас Stembridge не на карантине, они просто перешли на удаленный формат. Когда процесс дистанционного обучения настраивался, каждый вечер созванивались для подведения итогов дня. Поняли, что технически это возможно и даже удобно. Если родители предпочтут после каникул оставить детей дома, то обучение продолжится в том же формате, — рассказала Onliner директор школы Наталья Искорцева.