Спецпроект

Стоит побывать. Ночь в самой необычной гостинице Восточной Европы

01 марта 2020 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, Wikimedia
Спецпроект

Стоит побывать. Ночь в самой необычной гостинице Восточной Европы

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский, Wikimedia

Первом делом утром за окном номера отеля мы заметили туман. Туман был такой густоты и плотности, что, в общем-то, за тем самым окном мы не увидели ничего. Вскоре стало очевидно, что этот туман бешено, яростно несется мимо здания. Обработав эту информацию, мозг сделал вывод, что мы оказались даже не в тумане, а просто в облаках. Обычных облаках, которые сильный ветер сдувал мимо нас куда-то в неизвестность. Впрочем, ничего удивительного в этом опыте не было, ведь дело было на вершине километровой горы, за которую все эти облака и цеплялись. Куда больше впечатляло сооружение, которым эта гора была украшена. Штормовую мглу пронзала футуристическая игла, силуэт которой знаком любому жителю окружающей нас страны. Это Ештед, радио- и телебашня, а также горный отель — наверное, главное достижение всей чешской архитектуры второй половины XX века. Совместно с Subaru Onliner разобрался, в чем его уникальность, а заодно пополнил список небанальных локаций, оказаться в которых мы советуем каждому.

Урок географии

Ештед — не только (и даже не столько) здание, Ештед — в первую очередь гора, самая яркая вершина северной Богемии, 1012 метров над уровнем моря. Если представить себе место стыка трех границ — чешской, польской и немецкой, то Ештед как раз там, неподалеку. Собственно, с этой горы (в ясную погоду, конечно) можно воспользоваться достаточно редкой возможностью наблюдать одновременно сразу три страны. Порой, если нет облаков, это способно доставлять удовольствие.

Мало ли вокруг гор?

Действительно, гор и холмов в Чехии достаточно, и сам по себе этот факт — вовсе не повод их покорять. Смысл и слава Ештеда именно в той конструкции, которая появилась на нем 47 лет назад.

Небольшое историческое отступление. Люди, по крайней мере в Европе, далеко не сразу поняли прелести отдыха. Аристократия могла себе позволить краеведческие и не только поездки и раньше, но с середины XIX века путешествия, поездки, туризм стали достоянием куда более широких масс. Оказалось, что получать новые эмоции можно не только в Париже или Риме. По всему континенту стали появляться многочисленные курорты, морские и бальнеологические. Оценили и прелести активного отдыха, например, того, что сейчас называют трекингом, пеших походов по пересеченной местности. В горных районах строилась и соответствующая инфраструктура. Ештед исключением не был. В 1850 году на его верхушке появился первый горный приют, а к 1907 году он вырос в горный отель с рестораном, террасой и обзорной башней. Спустя еще четыре года на склоне проложили трехкилометровую санную трассу, завелись и лыжники. Ештед стал популярен, тем более его не бог весть какая километровая высота делала гору доступной практически всем желающим.

Откуда башня?

Горный отель начала XX века в 1963 году благополучно сгорел, что часто случается с деревянными постройками, но местным жителям, да и вообще чехам уже слишком понравилось проводить на Ештеде время. Творческий конкурс на проектирование нового комплекса был объявлен почти сразу, но в соответствии с требованиями научно-технического прогресса гостиницу с рестораном было решено дополнить телекоммуникационной башней. Большинство предложений предполагало постройку сразу нескольких зданий, и только архитектор Карел Губачек оказался большим оригиналом. Его проект объединял все требуемые функции в одном сооружении, которое благодаря своему эффектному облику не только соответствовало космической эре, но и становилось естественным продолжением, завершением горы.

В чем уникальность?

Сейчас башня-отель «Ештед» номинирована чехами на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, ключевым фактором на попадание в который становится обоснование важности здания для человечества. Новаторство архитектора заключается в том, что он сумел объединить в одном здании две, казалось бы, противоположные функции: техническую и социальную. Телевизионными башнями с ресторанами (обычно высотными) никого не удивишь (можно вспомнить Останкинскую в Москве или хотя бы телебашню в Вильнюсе), но в своем объекте на Ештеде Губачек смог разместить еще и полноценную комфортабельную гостиницу.

Как все устроено?

Автору проекта и строителям повезло, что у Ештеда была плоская устойчивая вершина, которая и позволила создать столь сложную в инженерном плане гиперболоидную конструкцию. Фундаментом стала круглая железобетонная плита метровой толщины, на которую установили две бетонные трубы диаметром в 5 и 13 метров. Они выполняют роль сердечника, через который проходят все необходимые коммуникации, включая лифты и лестницы. К этим же трубам «подвешены» и перекрытия этажей. Форма сооружения позволяет ему при этом эффективно сопротивляться сильным ветрам, которые не редкость на Ештеде.

На первом уровне находятся административные помещения и зал управления телекоммуникационным оборудованием, а также кухня комплекса. Второй занят лобби гостиницы, кафе и обзорной террасой. Панорамный ресторан, куда ведет эффектная лестница, расположен на третьем этаже. Четвертый и пятый — собственно отель с обычными двухместными номерами и большими сьютами, переоборудованными из бывших квартир, где раньше жили сотрудники, обслуживавшие телебашню. На шестом и седьмом этажах установлено передающее оборудование, на восьмом и девятом — резервуары с водой и резервный генератор, на одиннадцатом — машинное отделение лифтов. Еще выше находится специальный маятник, гасящий колебания башни из-за сильного ветра.

Как добраться?

Доехать прямо до входа в отель можно даже на собственном автомобиле — на вершину горы проложена дорога. Главное — обращать внимание на светофоры: на финальном участке движение по ней реверсивное. Пешеходы могут воспользоваться канатной дорогой от подножия, заработавшей еще в 1933 году. Она предназначена, естественно, не только для постояльцев. В хорошую погоду Ештед пользуется большой популярностью даже у активных туристов, ведь на склонах горы устроен настоящий горнолыжный курорт. Он один из самых легкодоступных в стране, ведь при желании, чтобы покататься на лыжах, даже не обязательно иметь свой автомобиль — до «канатки» можно добраться обычным трамваем. Прямо у подножия Ештеда распластался большой город Либерец.

Что еще за Либерец?

Либерец можно рассматривать приятным бонусом к покорению Ештеда. Насмотревшись на богемские панорамы и накатавшись на лыжах, в любой момент можно спуститься с горы и оказаться в стотысячнике со всеми положенными благами цивилизации: ресторанами, барами, ночными клубами, торговыми центрами, театрами, ну и с достопримечательностями, которые, как и положено, в этом регионе в ассортименте.

Если Хемниц, про который мы недавно тоже рассказывали, прозвали «саксонским Манчестером», то Либерец, соответственно, «Манчестер богемский». Это город, также разбогатевший на легкой промышленности: ткани, ковры, стекло и другая индустрия принесла Либерцу, тогда носившему название Райхенберг, процветание. Ее вещественным отражением стал ряд выдающихся зданий, не потерявшихся бы ни в Праге, ни в Вене. Но благополучие закончилось с экономической депрессией второй половины 1920-х годов, которая неожиданно сделала Райхенберг-Либерец центром важных геополитических событий.

Богемия сейчас воспринимается в общественном сознании как сферическая Чехия, но на самом деле на ее северных и южных окраинах раньше жило очень активное немецкое население (отсюда и оригинальное, вполне тевтонское название города, Райхенберг). После Первой мировой войны, когда на осколках Австро-Венгрии образовалась независимая Чехословакия, немцы стали меньшинством и этим непривычным для себя статусом очень тяготились. Под влиянием экономической депрессии в конце 1920-х в общественном сознании судетских немцев стало все больше распространяться убеждение, что их не просто оторвали от родины, но еще при этом и всячески угнетают. Отсюда рост национализма, влияния прогерманских движений, массовое желание «воссоединиться» с Большой Германией.

Судетский «кризис», инспирированный нацистами, привел, как известно, к Мюнхенскому сговору, аннексии Судетской Германии Третьим рейхом и последовавшему аншлюсу Чехии, превращению ее в «протекторат». Поучительная история, у которой есть параллели и в современной геополитике.

Современный Либерец (тогда Райхенберг) считался центром Судетской Германии, и многие ключевые для региона события второй половины 1930-х годов разворачивались именно здесь. Чем не повод своими глазами увидеть город, который был безвольно сдан нацистам, что стало важным звеном в цепочке действий, приведших в конечном итоге ко Второй мировой войне? После нее всех судетских немцев принудительно отправили в Германию, раз уж они отказались мирно сосуществовать со славянским населением, а башня, спустя два с половиной десятилетия водруженная на вершину Ештеда, стала своеобразным символом того, что власть поменялась, теперь уже, скорее всего, окончательно. Теперь она, а вовсе не великолепная ратуша города, прочно ассоциируется у чехов с этим северобогемским краем.

Благодарим ООО «Ланкор» за предоставленный для поездки автомобиль Subaru Outback.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Ланкор», УНП 100034064.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by