«Улыбка Варшавы». Что подразумевает план реконструкции польской столицы, который должен изгнать из нее «белорусский дух»

 
16 декабря 2019 в 13:24
Источник: Валерий Волатович. Фото: um.warszawa.pl, tvn24.pl
Источник: Валерий Волатович. Фото: um.warszawa.pl, tvn24.pl

Мэр Варшавы Рафал Тшасковски, вероятно, сам того не желая, угодил в небольшой, но международный скандал. Еще в среду, 11 декабря, представляя журналистам свою концепцию развития центральной части города, он заявил, что задачей плана, получившего название «Улыбка Варшавы», будет изгнание из польской столицы «белорусского духа». На выходных эта мысль все-таки пересекла Западный Буг и, добравшись до Минска, вызвала недоумение у белорусов.

Что произошло

Рафал Тшасковски возглавляет Варшаву чуть больше года, но намерения у 47-летнего политика амбициозные. В частности, он задумал внедрить в своем родном городе целый комплекс мер, которые вроде бы должны принципиально улучшить повседневную жизнь варшавян. Рассказывая о проекте журналистам, Тшасковски попытался обосновать его необходимость следующим образом: «Некоторая часть города [Варшавы] была спроектирована нашими „советскими друзьями“, поэтому над ней парит советский и белорусский дух». Изменения, предложенные Тшасковски, должны, по его мнению, польскую столицу от этого духа «избавить».

Рафал Тшасковски

В чем суть концепции

Абстрагируясь от слов варшавского мэра, ничего обидного для белорусов в его концепции нет. Во-первых, визуализировав ее, авторы неожиданно обнаружили, что своими очертаниями получившийся результат напоминает улыбку, что дало им повод ее так и назвать «Улыбка Варшавы». Звучит позитивно и дружелюбно. Во-вторых, меры, которые предлагает принять Тшасковски, целиком и полностью отвечают современным представлениям об урбанизме с человеческим лицом.

«В центре есть много мест, которые „работают“, но это „острова“, не связанные друг с другом, — подчеркнул Тшасковски. — Мы хотим связать эти острова активности в новый центр Варшавы». Собственно, все эти вновь создаваемые «связи» и получились похожими на улыбку.

Что Тшасковски хочет сделать

Неподготовленного белоруса комплекс мероприятий, инициируемых мэром Варшавы, может шокировать. Если говорить вкратце, то он предлагает существенно улучшить жизнь варшавского пешехода: сузить некоторые важные магистрали, оставив автомобилям по три (а то и по две, если общественность одобрит) полосы в каждую сторону и расширив тротуары. Увеличится количество наземных пешеходных переходов (через все те же самые оживленные проспекты города, Аллеи Иерусалимские, улицу Маршалковскую, аллею Иоанна Павла II), будут проложены велосипедные дорожки, появятся новые озелененные общественные пространства. Рядом с Дворцом культуры и науки планируется строительство нового здания Музея современного искусства, что оживит площадь Парадов (или Центральную площадь). Реконструируют для большего удобства пешеходов и самые загруженные транспортные узлы польской столицы: кольцо Дмовского и т. н. площадь «Пять углов».

Реконструкция площади Парадов
Реконструкция кольца Дмовского
Реконструкция площади «Пять углов»

Причем здесь «белорусский дух»

Реакция в Беларуси на слова варшавского мэра вызвала необходимость дополнительного комментария со стороны его пресс-службы. В интервью svaboda.org представитель мэра Варшавы заявил, что ничего обидного для нашей страны Тшасковски в виду не имел. Мол, его слова о «советском и белорусском духе» касались лишь архитектуры и урбанистики, социалистических о ней представлений, жертвами которых стали не только белорусские города, но и Варшава. Вот именно от них он хочет избавить столицу Польши. И вообще, пан Тшасковски за дружбу народов (но без «соцреализма»).

И все же непонимание есть

Совершенно очевидно и без дополнительных объяснений, что ничего обижающего белорусов как нацию Рафал Тшасковски сказать не хотел. Это прогрессивный политик, судя по всему, искренне болеющий за свой город, просто он не очень удачно выразился, что становится очевидно, если цитировать его слова без нужного контекста. Но все же пан Тшасковски не прав.

О «советском» влиянии на Варшаву можно говорить, рассуждая, например, про уместность в центре города «сталинской» высотки Дворца культуры и науки. Этот объект действительно стал «подарком» СССР братской Польше, что до сих пор заставляет многих поляков задумываться о целесообразности его сноса. Строились и целые кварталы в духе соцреализма (район Муранов, площадь Конституции и т. д.), также не без настойчивого советского влияния, но уже полностью собственными силами, своими польскими архитекторами.

Все те проблемы, ликвидировать которые должна «Улыбка Варшавы», стали следствием мировых градостроительных трендов конца 1950—1970-х годов. Широкие проспекты, доминирование автомобилей над пешеходами, неудачные перекрестки, эстакады, развязки, недостаток наземных переходов, отсутствие велодорожек свойственны не только Варшаве, Москве или Минску, но и городам Западной Европы и Северной Америки, которые уж точно никак не могли быть изуродованы «советским» и, тем более, «белорусским» духом. Да, Варшава, возможно, пострадала сильнее прочих, но лишь потому, что ее центральная часть была почти полностью разрушена в годы Второй мировой войны. Получив огромное свободное пространство для творчества после ее окончания и тщательно восстановив исторический центр, на его периферии, ранее занятой уничтоженным Варшавским гетто, польские (не советские, не белорусские, а польские) градостроители, как и любые другие градостроители, принялись возводить новый модернистский город будущего. С высоты 2019 года становится ясно, что принятый в те годы подход (повторимся: не только в Польше или в принципе социалистической стране, но повсеместно) был антигуманным, но совершенно неясно, почему для его определения сейчас необходимо использовать географические ярлыки. Тем более если они не соответствуют действительности.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!