Завтра в торговом центре Galleria Minsk открывается первый белорусский магазин H&M. Вскоре после этого появится вторая точка в новом ТЦ Palazzo, открытие которого запланировано на 31 октября. Таким выбором торговых центров H&M несколько озадачил любителей fast fashion, ведь до этого наибольшей популярностью пользовались Dana Mall и Green City, где есть прославленный Inditex. Galleria Minsk из-за отсутствия ведущих мировых брендов еще недавно считался торговым центром второго плана, а ТЦ Palazzo пользовался репутацией малоперспективного долгостроя. И тут пришел H&M и спутал все карты. Мы спросили у гендиректора бренда в Беларуси, России и Казахстане Саэда Эль-Ашкара, чем обусловлен такой выбор локации и почему H&M зашел на белорусский рынок позже всего популярного масс-маркета.
— Мы анализировали белорусский рынок с 2009—2010 года, — говорит Саэд Эль-Ашкар. — Приезжали, проводили оценку рынка, логистики, которая для нас очень важна, — эти процессы длительны и тщательны. К непосредственным переговорам с торговыми объектами мы приступили четыре-пять лет назад. Именно тогда в Минске появились торговые центры, которые стали для нас интересны.
Да, Galleria Minsk открылся в конце 2016 года. И примерно 2—2,5 года назад мы уже сидели здесь за столом переговоров. Но были ли в тот момент свободные и подходящие для H&M торговые помещения в Galleria Minsk? Я сейчас не могу ответить на этот вопрос, но, скорее всего, не было, раз мы не зашли. (Раньше на месте магазина H&M в Galleria Minsk действительно работал Reserved. — Прим. Onliner).
Мы давно хотели представить свой товар белорусскому покупателю. Но не задавались целью просто открыть магазин. Мы хотели проделать качественную структурированную работу, которая даст возможность представить нашим покупателям удобный шопинг. Было сложно, но цель достигнута: сейчас мы с вами находимся в магазине H&M.
— Нет ли у вас ощущения, что вы зашли поздновато? Может быть, больший коммерческий эффект H&M произвел бы пару лет назад, когда Минск не был так насыщен мировым масс-маркетом?
— Поздно ли мы зашли? Нет, конечно! Вчерашняя вечеринка показала, что мы открываем магазин в самое лучшее время и в самом лучшем месте. Сегодня я с 5 утра сижу в Instagram и Facebook — смотрю все, что творилось… Мы этого не ожидали! Это доказывает, что мы все делаем правильно и вовремя.
— Почему вы выбрали именно Galleria Minsk и Palazzo для открытия первых магазинов в Минске? Чем они выигрывают среди конкурентов?
— Palazzo — это новый, большой и очень интересный торговый центр, Galleria, я считаю, идеален с точки зрения местоположения — в центре города, возле реки… Она до сих пор называется Немигой? Это интересное место, здесь проходят все городские праздники. Да, вскоре магазин H&M откроется в торговом центре Palazzo. Да, мы вели и продолжаем вести переговоры с Dana Mall и Green City, которые ничем не уступают выбранным локациям, и не исключаем, что через некоторое время H&M откроется и там. Со временем в Минске может открыться и 10, и 15 магазинов H&M. Например, в Москве их больше 30, в Санкт-Петербурге — больше 20. В Краснодаре, где живет всего 800 тыс. человек, работает четыре магазина! Потому что мы видим, что покупательская потребность велика. В Минске она ничуть не меньше. Но мы не открываем магазины ради магазинов, мы оцениваем, есть ли возможность открыть хорошую, привлекательную торговую точку.
Мы не забываем о том, что в Беларуси есть и другие крупные города, которые тоже представляют для нас большой коммерческий интерес. Прямо сейчас мы ищем площадки, ведем переговоры, прорабатываем почву для открытия торговых точек в регионах.
— Где может открыться первый региональный H&M?
— Мы рассматриваем все областные центры. Как только переговоры выйдут на более-менее солидный уровень и мы сможем анонсировать открытие регионального магазина — мы сразу же это сделаем. Но сейчас у нас нет предпочтений и фаворитов. Мы рассматриваем весь региональный рынок. Наш покупатель есть во всех городах. И наша задача — появиться в регионах как можно скорее. У нас нет причин долго ждать — региональная публика готова к этому. Вопрос лишь в том, чтобы найти подходящее помещение.
— То есть покупательская способность населения белорусских регионов уже достаточно высока, чтобы осилить H&M?
— Достаточно высока? Что вы имеете в виду? H&M — это мода и качество по демократичным ценам. Доступность для нас — ключевой момент. Вы уже видели наши цены и смогли сами убедиться в том, что вещи, которые мы продаем, действительно доступны каждому. Есть ли у белорусского покупателя из регионов финансовая возможность одеваться в H&M? Конечно, есть!
— Раз уж мы заговорили о ценах, в пятницу мы сравнили их с ценами в польском и литовском H&M. Выяснилось, что для белорусов они на 10—20% выше. Почему?
— У нас есть глобальная стратегия — одинаковые цены на H&M по всему миру. К сожалению, минимальное отличие все равно будет существовать. Откуда берется эта разница? Самый простой пример — таможенные пошлины. У Европы одна таможня, в Беларуси, России и Казахстане — другая, в США — третья. К тому же на цены влияют валютные флуктуации, которым подвержен белорусский рубль так же, как и любая другая валюта. Я ни в коем случае не хочу сказать, что он нестабилен.
Вообще же, в процессе ценообразования принимает участие множество факторов. Это наука, которую на пальцах не объяснишь. Так или иначе, разница между ценами в Беларуси и Европе минимальна. Большой процент товара в Беларуси будет гораздо дешевле, чем в Европе.
— Где будет отшиваться H&M для белорусского рынка?
— Там же, где отшивается H&M для Европы и США. На тех же фабриках. У нас нет собственного производства, но у нас около 4000 поставщиков. Мы ищем партнеров по всему миру. Наибольшая концентрация поставщиков у нас в Бангладеш, Индонезии, Китае. Мы делаем заказы на фабриках сразу для всех стран, где продается H&M. Именно массовая закупка, массовый пошив одежды позволяет сохранить примерно равные цены на всех рынках.
— Рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с белорусскими фабриками по пошиву одежды H&M?
— Все зависит от того, могут ли они глобально справляться с объемами, выполнять наши экологические требования, требования по качеству и цене. В данный момент мы не ведем переговоров ни с одной белорусской фабрикой.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей