Спецпроект

Самая скучная столица Европы — где она и стоит ли там побывать?

03 августа 2019 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Самая скучная столица Европы — где она и стоит ли там побывать?

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский

Города, конечно, бывают разные. В одни приезжают миллионы туристов, в других, наоборот, приезжий человек с фотокамерой сам выглядит достопримечательностью, неизменно привлекающей пристальное внимание местных жителей. В среде путешественников существует и мнение, что неинтересных городов не бывает в принципе, каждый чем-то да примечателен, тем более если речь идет о настоящей европейской столице. В черногорской Подгорице иноземные гости далеко не редкость — крупнейшие морские курорты всего в часе езды, и многие их обитатели в какой-то момент решают осмотреть главный город страны, в которой они оказались на отдыхе. Во время нашей большой балканской поездки, организованной совместно с туроператором «Аэротрэвел», поддались такому искушению и мы. Впечатления оказались неоднозначные.

Подгорица — это?

Как принято говорить, Подгорица — столица Черногории (или Монтенегро, под таким названием страна известна практически по всему миру), ее политический, экономический и отчасти культурный центр. Страна маленькая, даже уютная, поэтому в ее главном городе живет всего около 150 тысяч человек, и это четверть всего населения бывшей югославской республики. Если сравнивать с белорусскими аналогами, Подгорица — город масштаба Пинска или Борисова, и, несмотря на свой гордый столичный статус, примерно так же воспринимается — пусть и крупным, но райцентром (а достопримечательностей, например, в Пинске и вовсе хватит на три-четыре Подгорицы).

Как добраться

С этим никаких проблем. У Подгорицы есть и собственный аэропорт (с прямыми рейсами, допустим, из Варшавы), но белорусам подойдут скорее вторые черногорские воздушные ворота, расположенные у приморского Тивата. В отпускной сезон туда летают чартеры национального авиаперевозчика, попасть на которые не слишком сложно. Собственно, именно отдыхающие на курортах Будванской Ривьеры составляют основную массу туристов, все-таки доезжающих до черногорской столицы. От адриатического побережья до Подгорицы около часа езды на личном (или арендованном) автомобиле. Не составит проблемы добраться и общественным транспортом — с помощью регулярного автобусного сообщения. На поезде в Подгорицу можно приехать из Бара (черногорского приморского города) или из сербского Белграда.

В чем проблема

Начать, наверное, следует с того, что Подгорица — вовсе не историческая столица Црна Горы. Когда, страна впервые получила независимость (1878), ее главным городом стал Цетине, ныне 14-тысячный населенный пункт на полпути между Будвой и Подгорицей. Там жили князья (и единственный король), находилось правительство и посольства европейских государств, там же строились для них и скромные, соразмерные масштабам этого балканского народа здания. У Цетине и сейчас статус второй столицы, там находится официальная резиденция президента Монтенегро, расположено Министерство культуры, но ощущение, что больше времени они проводят все-таки в Подгорице, тоже имеется.

К началу Второй мировой войны в Подгорице жило около 13 тысяч человек — смехотворная цифра. Поэтому, наверное, чего-то путного из такой основы не могло получиться по умолчанию. Но этому городу вовсе не дали ни малейшего шанса. В 1943—44 годах авиация союзников по просьбе югославских партизан несколько раз по нему отбомбилась, в результате чего погибла бóльшая часть и того весьма скромного исторического наследия, которое здесь имелось. Заодно погибли и 4 с лишним тысячи человек, то есть треть всего населения Подгорицы. Стратегическая оправданность данных бомбардировок выглядит достаточно сомнительно, но зато это дало возможность построить новый город, который по этому поводу даже переименовали. С 1952 года Подгорица стала Титоградом (в честь, конечно же, маршала Иосипа Броз Тито).

Есть ли смысл ехать

Скорее да, ведь даже этот образ самой непритязательной столицы европейского государства по-своему интересен. В общем и целом, Подгорица, несмотря на возвращение своего исторического названия, осталась Титоградом и сейчас. Какие-то районы новостроек на городских окраинах есть, но архитектурных откровений ждать не стоит: во всей стране живет чуть больше народу, чем в одном нашем Гомеле.

Список исторических достопримечательностей почти исчерпывается парой османских мечетей, развалинами столь же османской крепости и часовой башней в Старом городе, который бы сошел скорее за средней живописности частный сектор.

Еще в Подгорице есть две симпатичные реки и несколько мостов, через них переброшенных. У пешеходного с названием «Московский» установлен несколько неожиданный памятник Владимиру Высоцкому — вероятно, самый привлекательный местный объект для туристов, родившихся в СССР. Оказывается, Высоцкий два раза приезжал в Черногорию в середине 1970-х и был настолько впечатлен увиденным, что написал по этому поводу стихотворение, последнее четверостишие которого увековечено на монументе:

Мне одного рожденья мало,
расти бы мне из двух корней...
Жаль, Черногория не стала
второю родиной моей.

Возле Высоцкого следует быть аккуратнее с фотографированием окрестностей: напротив расположено Министерство обороны страны, снимать которое почему-то строжайше запрещено.

Как еще можно потратить время

В Подгорице небольшой, но довольно приятный «центр» с пешеходной улицей и главной площадью. Ощущение райцентра сохраняется и здесь: крупных мировых сетей чего бы то ни было (одежды, косметики, фастфуда) нет в принципе, все очень локальное, домашнее, как у бабушки в деревне. Кафе дешевы, атмосфера максимально расслабленная, торговые центры передают привет из начала минских нулевых. Достаточный ли это повод, чтобы увидеть данные материи собственными глазами? В любом случае много времени вы здесь не потратите, и боль от этого будет не слишком мучительна. Подгорица — типичный город на пару часов, который может разбавить однообразное лежание на адриатических пляжах, но вряд ли принесет вам новый чувственный опыт. В конце концов, чего еще ждать от населенного пункта, где ванные комнаты и санузлы в привычном нам понимании этих терминов появились лишь в 1925 году.

Балканский цикл:


Партнер проекта — компания «Аэротрэвел», которая открыла для белорусов Албанию с прямым перелетом из Минска. «Аэротрэвел» — туроператор по Албании, Черногории, Греции, Кипру и Северному Кипру, Италии, Болгарии, Хорватии, Словении.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Аэротрэвел», УНП 190775817.

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. at@onliner.by