02 августа 2019 в 17:32
Автор: Оксана Красовская. Фото: Анна Иванова

Минчанка: «Живу над баром и задыхаюсь от сигаретного дыма его посетителей, никто на проблему не реагирует»

Автор: Оксана Красовская. Фото: Анна Иванова

В последнее время тема курения не на шутку разгорелась на Onliner: зожевцы активно выступают против вездесущего дыма, курильщики — отстаивают свое право травиться, где хотят и как хотят. И вот новый аспект нерешаемой проблемы: соседство жилой квартиры и заведения, в котором, как известно, гости отдыхают, веселятся, а заодно периодически выходят на перекуры — на крыльцо или куда подальше (если, конечно, сам человек захочет и пройдет лишние метры).

Купила квартиру над магазином

Три года назад Марина вырвалась из Светлогорска: накопила денег, собралась с духом и в поисках лучшей жизни для себя и детей переехала в Минск. Дорогая столица встретила женщину впечатляющими ценами на жилье — суммы, на которую в Светлогорске можно было купить хоромы, в Минске на что-то просторное не хватало. И все же, поездив по городу, женщина поняла: хрущевкам и «брежневкам», пусть и чуть большей площади, однозначное нет. Только новостройки.

И вот повезло: на Дзержинского, 11, в продаже появилась «полуторка» — вроде как по замыслу застройщика «однушка», но с таким количеством окон и такой планировкой, что можно при желании отгородить спаленку. Квартира была с полным неплохим ремонтом, поэтому Марина решила, что надо брать.

Кто бывал в начале проспекта Дзержинского, знает: первые этажи новостроек полностью отданы под коммерцию — магазины, салоны, парикмахерские. Для жильцов должно быть удобно — все необходимое в двух минутах ходьбы. Да и в принципе разумное решение: первые этажи у покупателей не котируются.

Когда я смотрела эту квартиру, обратила внимание, что прямо под ней находится магазин, — объясняет женщина. — Но это магазин техники, который работает только днем. Какие тут можно было придумать потенциальные проблемы? В цоколе же находился очень приятный продуктовый магазинчик — вообще отлично, так как все самое необходимое под рукой.

Купив жилье и обставив его, Марина поспешила переселиться. И какое-то время жила спокойно. Но в один из дней безмятежность, по ее словам, закончилась: продуктовый магазин, расположенный в нише дома, съехал, а на его место пришел хоум-бар MariVanna.

Почему воняет куревом?

Я не против заведений как таковых: понятно же, что людям надо где-то отдыхать и развлекаться. И даже до того, что кто-то курит, мне нет никакого дела: каждый может сам для себя решить этот вопрос, — продолжает рассказ Марина. — Но когда у меня в квартире вместо воздуха только табачный дым (притом что никто из членов семьи не курит), это уже слишком. И с этим надо что-то делать.

Выйдя на улицу, Марина показывает, в чем, на ее взгляд, заключается проблема. Помещение хоум-бара расположено ниже уровня земли и как бы зажато с двух сторон стенами — сначала теми, что формируют лестницу, далее теми, что являются непосредственно частями высотки.

Когда люди выходят из бара покурить, то дыму от сигарет просто некуда деваться — тут такая конструкция дома, что все задерживается. Если бы была прямая стена, то ветер бы все быстро уносил, но у нас получается своеобразный колодец и дым поднимается строго вверх. Куда? В мою квартиру — в эти три окна. Видите, над магазином Kärcher идет небольшой технический балкончик. А в его стене — отверстие для слива воды. Так вот через это отверстие дым затягивает на балкончик, а прямо над ним — окна моей квартиры…

Причем, несмотря на то, что квартира находится на углу и окна выходят на две стороны, ситуация примерно одинаковая и там и там: потому что есть этот техбалкончик и отверстия в нем (а посетители, когда их много, рассредоточиваются по всей площади). Помню, первое время, когда в квартире появился дым, я не могла понять, откуда он, почему воняет? Выглядывала в окно, думая, что кто-то повадился курить на общем балконе, но там никого никогда не было. И только позже до меня дошло, что это посетители и персонал бара выходят покурить, а дым просто затягивает снизу прямо ко мне.

Пытаясь решить вопрос, Марина «задраила» свою просторную лоджию. Говорит, раньше рамы были раздвижные алюминиевые и пропускали сигаретную вонь. Она же заказала и оплатила глухие пластиковые, оставив только одну дальнюю секцию открывающейся. Кондиционер, говорит, смысла ставить нет: он охлаждает или согревает уже имеющийся воздух, но приток свежего не обеспечивает. А как жить без кислорода? Вот и приходится периодически открывать окна. Летом вообще хочется дышать воздухом все время.

По вечерам здесь куча людей и порой дым действительно, что называется, стоит стеной — белая пелена, через которую толком ничего не рассмотришь. Доходило до того, что я дома сидела в марлевой повязке в надежде, что она хоть как-то спасет меня от этой вони. Ну разве же это нормально? — показывает «девайс» женщина.

Наша беседа внезапно прерывается: Марина, сидящая вдали от окна, морщится и говорит: «О, опять закурили». Мы ничего еще не чувствуем, но, подойдя к окну, видим: действительно, на тротуаре стоит молодой человек и делает очередную затяжку. Видимо, за время «принудительного» пассивного курения обоняние у горожанки обострилось. Женщина же встает со своего места и спешит закрыть окно, которое было открыто на проветривание.

Вообще, проблемы начались с момента открытия бара. Они поначалу работали чуть ли не до пяти утра — гремела музыка, от басов дрожали стены. Да, между мной и MariVanna есть целый магазин, но в нем продают технику — ни мебели, ни ковров, которые могли бы поглощать звук. Наоборот, этот магазин превращается в рупор, который только усиливает шум. Я подходила к руководству бара, говорила о проблеме, и, знаете, поначалу они очень адекватно реагировали, нам удалось решить вопрос: сперва они снизили громкость, а потом перешли на режим работы до 23 часов (хотя иногда посетители у них и задерживаются на дольше).

Это фото Марина сделала в один из вечеров. Говорит, в пепельницу специально положили салфетки, чтобы, покурив, посетитель мог затушить и сразу же выкинуть окурок, как будто ничего и не было

Но в вопросе курения персонала и посетителей мы не можем найти выход. Я год просила-умоляла что-то сделать, но в итоге меня начали игнорировать, мол, не наши проблемы. Якобы они развесили таблички о том, что курить нельзя, — и все, на этом их миссия закончена. Неужели вы серьезно считаете, что для пьяного разгоряченного человека наклейки что-то значат? Смешно. Они их не видят, да и вообще порой ничего не соображают. Где стали — там и закурили. А у меня квартира маленькая, дым заполняет все мгновенно, не скрыться даже в туалете. Я уже сколько плакала из-за этого.

Не найдя общего языка с владельцами бара, Марина решила пройтись по «тяжелой артиллерии»: председатель товарищества, администрация Московского района, санстанция, милиция, прокуратура. Ничего не помогло. «Чиновники даже вид не пытаются делать, что хотят разобраться и помочь».

Получается, я прошу чего-то невозможного. Живу в честно купленной квартире, дышу чужим сигаретным дымом и не могу отстоять свои права? Это же в первую очередь жилой дом, а потом уже коммерческие площади! Персонал бара иногда уже в девять утра на местах, все эти мальчики-девочки немедленно начинают курить. И так до позднего вечера. Как можно жить в таких условиях — целый день не открывать окно?

Причем соседи сверху и сбоку, когда я спросила, тоже пожаловались на вонь. Но дело в том, что ближайшие ко мне квартиры сдаются и там живут арендаторы, которые не хотят ни во что официальное ввязываться.

Понимаете, я не жалуюсь ни на шум проспекта, ни на слабенькую звукоизоляцию дома, что слышны телевизоры и игры детей. Я знала, что беру, понимала, в каком месте квартира. Но дышать сигаретным выхлопом не согласна! И самое обидное, что никто из чиновников не хочет понять: это не заурядная ситуация, тут сильно влияют архитектурные особенности дома — две стены не дают дыму выветриваться. Неужели в интересах простого человека никто не работает?

Мне могут возразить, мол, продай эту квартиру. Но ведь новый покупатель будет видеть, что внизу бар, а отнюдь не продуктовый магазин (как было, когда заселялась я). Если бы я увидела, что на первом этаже работает бар, я бы никогда не купила такое жилье. Аналогично рассудит и любой человек. К тому же я уже не девочка, чтобы прыгать с квартиры на квартиру: вы думаете, это легко — продавать-покупать-переезжать. Это каждый раз стресс. Так почему я должна выселяться, если проблемы не по моей вине? — объясняет свою позицию Марина.

Взгляд второй стороны

Представитель хоум-бара MariVanna Алексей видит ситуацию иначе:

— У нас в заведении не курят и не курили никогда. Курят рядом? Это общественное место и государственными нормами не запрещено. А на нашей территории курение под запретом и висят наклейки с информацией об этом — пять штук.

— А в реальности как?

— А мне что, бегать за каждым человеком и «а-та-та» говорить? Я, конечно, прошу гостей, чтобы они отходили подальше, если хотят покурить. Но, честно говоря, наши гости сами пишут на Марину жалобы — что она их провоцирует, фотографирует, оскорбляет. Кстати, из всех соседей жалуется только она, никто больше не приходил. Более того, другие соседи по дому даже составили петицию о том, что бар никому не мешает. 30 человек ее подписали.

Из-за ее жалоб я сократил время работы с 24:00 (как мне было разрешено) до 23:00, что мне тоже не очень нравится, потому что я теряю деньги, а государство — налоги. Администрация согласовала мне график до 24:00, так как у меня нет ни одной стенки, граничащей с жилыми помещениями. По-моему, такие жалобы — это определенный стиль жизни. Это, знаете, очень своеобразная женщина.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!