Спецпроект

Стоит побывать. Разрушенный войной город, который смог выжить

36 713
06 июля 2019 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Стоит побывать. Разрушенный войной город, который смог выжить

Автор: darriuss. Фото: Максим Малиновский

Большинство небольших балканских городов похожи друг на друга. Скорее всего, дорогого гостя ждут там колоритный старый османский город с ассортиментом мечетей и/или христианских храмов, базар, а окружать все будет кварталы социалистической застройки и частный сектор. Где-то на фоне, вероятно, разместятся горы. Но если надо обязательно выбрать самый архетипичный из таких населенных пунктов — например, у вас есть возможность посмотреть лишь один город региона и важно получить самое яркое представление о его особенностях, — прекрасным вариантом станет Мостар. Здесь есть все вышеперечисленное, остались и следы той пока не забытой войны 25-летней давности. Балканы как они есть. Конечно, мы не могли проехать мимо. В новой (короткометражной) серии нашего балканского цикла, подготовленного совместно с туроператором «Аэротрэвел», — самый живописный из всех городков полуострова.

Мостар? Где это?

Название города, конечно, мало что скажет большинству, хотя он довольно крупный. В Боснии и Герцеговине, самой полиэтнической из всех республик бывшей Югославии, по количеству населения он на пятом (или шестом) месте: здесь живет чуть больше сотни тысяч человек. Мостар — это как раз центр Герцеговины, южной части федерации, а большинство населения здесь составляют этнические хорваты. Раньше национальный состав делился в других пропорциях, но многие сербы покинули Мостар в ходе Боснийской войны 1990-х годов.

Как добраться?

Формально рядом с Мостаром есть свой международный аэропорт, но, в отличие от других боснийских объектов такого рода (в Сараево, Тузле или Бани-Луке), оказаться там непросто. Лоукосты в Мостар не летают, из регулярных рейсов — редкие полеты в Загреб хорватским национальным перевозчиком. Проще лететь в соседние крупные города (те же Сараево, Загреб, Дубровник, Подгорицу) и добираться оттуда автобусом (рейсы регулярны, особенно из столицы Боснии и Герцеговины). От себя порекомендуем более экзотический вариант. Из Сараево в Мостар ходят поезда (дважды в день), подвижной состав современный и комфортабельный, а путешествие обойдется дешевле автобусного. Значительная часть железной дороги проложена по живописнейшему ущелью реки Неретвы, а значит, вас ожидают виадуки, тоннели, эстакады, крутые повороты и, конечно, чудесные виды на боснийские горы.

В чем смысл?

Сам Мостар стоит на той же Неретве. Это быстрая горная речка с холодной бирюзовой водой, а из названия города можно предположить, что без мостов над ней не обошлось. Все именно так, как раз Старый мост — главная достопримечательность Мостара, и это красивейший из всех подобных объектов Балкан. Арка, образующая почти идеальный полукруг, поднимается над поверхностью воды на высоту более 20 метров, и в летний сезон находятся смельчаки, которые (за вознаграждение) рискуют прыгнуть с верхней точки сооружения вниз.

Этот чрезвычайно фотогеничный объект был построен в 1566 году и считается вершиной османского мостостроения, в котором турки в принципе знали толк. Однако то, что мы видим в городе своими глазами сейчас, увы, всего лишь реплика, современная копия оригинального сооружения XVI века. 9 ноября 1993 года в разгар жестоких уличных боев между хорватскими и боснийскими войсками Старый мост Мостара был разрушен в ходе хорватской танковой атаки. Архитектурный шедевр, благополучно переживший даже Вторую мировую, стал жертвой бессмысленного межнационального конфликта бывших братских народов. Восстановили мост лишь к 2004 году с помощью и на деньги международного сообщества.

Во время того же конфликта (сначала между хорватами и частями Югославской народной армии, а затем между хорватской и боснийской армиями) пострадал и остальной город. Многие здания, включая большинство крупнейших храмов (католических и православных) и мечетей, оказались разрушены. За прошедшие 25 лет историческая часть Мостара практически полностью восстановлена, но следы войны еще можно найти в послевоенных кварталах (куда бо́льшая часть туристов просто не доходит). Мостар — живая (выжившая!) иллюстрация трагической истории распада Югославии, и этим он тоже интересен, ведь в итоге многие его жители, так яростно принявшиеся убивать друг друга, все же как-то продолжили жить вместе.

Несмотря на то что Старый мост города — просто копия уничтоженного оригинала, это не помешало ЮНЕСКО включить его в список Всемирного культурного наследия человечества. Этот факт, как обычно, обеспечивает город стабильным потоком туристов, а его жителей — соответствующими доходами, поэтому приезжие здесь — всегда желанные гости.

Чем еще заняться?

Старый Мостар — квинтэссенция балканского городка, но при этом расположенная в особенно живописном месте, на крутых склонах Неретвы и с харизматичными горами на заднем плане. Узкие кривые улочки с бесконечными лавками и кафе, яркие фасады, купола турецких бань — хаммамов, минареты мечетей, две башни, охраняющие выход на Старый мост. Чуть на периферии можно найти и монументальные здания австро-венгерского авторства, и христианские храмы, восстановленные после конфликта начала 1990-х. День здесь пролетит быстро, а если не торопиться, занятий хватит и на два.

В ближних окрестностях — католический санктуарий в Меджугорье, водопады Кравице, рафтинг по Неретве.

Где остановиться?

Основной формат отелей — семейные пансионы B&B с персонализированным сервисом и гостеприимством. Ассортимент на специализированных сайтах богатый, цены — от €20—25 за ночь за двухместный номер. Для желающих сэкономить — хостелы, в том числе в старых османских домах. Любителям тяжелого люкса стоит дождаться октября. Осенью прямо рядом со Старым мостом планируют открыть большой Marriott. Город, четверть века назад лежавший в руинах, вернулся к нормальной жизни, приметой которой являются и подобные сетевые объекты. Со временем, скорее всего, неподражаемого колорита станет меньше, это неизбежно, но вряд ли местные жители будут скучать по ушедшей эпохе. В конце концов, большинство из них после всего пережитого хотят только спокойствия и скучной жизни туристического городка.

Балканский цикл:


Партнер проекта — компания «Аэротрэвел», которая открыла для белорусов Албанию с прямым перелетом из Минска. «Аэротрэвел» — туроператор по Албании, Черногории, Греции, Кипру и Северному Кипру, Италии, Болгарии, Хорватии, Словении.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Аэротрэвел», УНП 190775817.

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by