Продолжение конфликта покупательницы квартиры с агентством. Директор отказался от своих слов и пожаловался в Мининформ, что мы их не опубликовали

 
UPD
17 июня 2019 в 17:07
Автор: Евгения Штейн
Автор: Евгения Штейн

Напомним суть конфликта: мать пятерых детей Елена решила переехать в квартиру побольше. Нашла покупателя на свою «четырешку» и присмотрела вариант для своей большой семьи. Приглянулась двухуровневая квартира на Рокоссовского, которая продавалась через агентство «Квадратный метр». Продавец, как это часто бывает, потребовал предварительный договор и задаток. Елена не хотела попасть на деньги, поэтому прописала в договоре с продавцом специальное условие: купит квартиру только в случае, если успеет продать свою и банк одобрит ей кредит. Со спокойным сердцем отдала $1000 задатка: уж если что-то пойдет не так по независящим от нее причинам, то деньги вернутся назад. Но в итоге все равно осталась без денег: продавец просто отказывается возвращать задаток, а агентство умывает руки: «Разбираться в этой ситуации должен суд». В работе над материалом Onliner соблюдал принцип плюрализма: достоверно отразил мнение стороны покупательницы и предоставил агентству возможность развернуто прокомментировать данную ситуацию. Но перед публикацией директор агентства отказался от своих слов, а потом написал жалобу в Мининформ на то, что мы их не опубликовали.

Что говорила Елена

— У меня в договоре прописано: я куплю квартиру только в случае, если продам свою и получу кредит, — говорит Елена. — Мой продавец это все видел, на все был согласен. Покупателя на свою квартиру я нашла еще в феврале, и все это время мы продлевали заключение договора. До 4 мая он мог оформиться, потому что 6-го уезжал на три недели отдыхать. Но к этому времени продавец квартиры, в которую я собиралась переехать, не успел узаконить перепланировку, сделанную 3 года назад. Хотя я предупреждала, что крайний срок — 4 мая. В итоге обе сделки сорвались: я не смогла в оговоренный срок продать свою квартиру, а покупатель отказался продлевать договор: слишком затянулось ожидание.

4 мая я потеряла своего покупателя и вернула ему $2000 задатка, и тут выяснилось, что агентство «Квадратный метр», через которое я собиралась покупать квартиру на Рокоссовского, не может вернуть мой, — продолжает рассказ Елена. — Хотя задаток я передала лично в руки риелтору, но она почему-то отдала продавцу. Несмотря на то, что я неоднократно просила, требовала, чтобы задаток хранился в агентстве. Расписку в получении задатка написал продавец, но я же не юрист, я не понимала, чем это чревато. Я доверила свои деньги агентству, а они, не сказав ни слова, передали задаток продавцу. Зачем тогда брали? 

Елена общалась с продавцом исключительно через агентство. По процедуре агентство даже не передает потенциальным покупателям контакты продавца. Все их общение происходит в стенах агентства при бдительном взоре сотрудников. 11 мая перепланировка была узаконена, продавец получил техпаспорт на руки, но было уже поздно: Елена потеряла покупателя на свою квартиру и по этой же причине ей не выдали кредит. В ответ на требование вернуть задаток Елене предлагают обратиться в суд.

Что разрешил опубликовать директор агентства

— Пусть обращается в компетентные органы, и они уже разбираются, — предложил директор агентства «Квадратный метр» Игорь Меркулов, комментируя ситуацию Onliner. — Мы не считаем своей профессиональной обязанностью рассудить эту ситуацию. Мы считаем, что эти лица должны решать свои разногласия только в судебном порядке. В нашем агентстве практика такая: когда одна из сторон присваивает чужой задаток, а сделка не состоялась, я говорю: «Верните, эти деньги вам счастья не принесут». То же самое мы сказали продавцу в этот раз: «Поступите по-человечески, ведь речь идет о матери пятерых детей». Но продавец наотрез отказался с нами встречаться и возвращать задаток. В этой ситуации мы не можем ничего сделать.

Что говорили юристы

— Действия агентства законны, — комментирует ситуацию адвокат Сергей Зикрацкий. — В предварительном договоре четко определены условия, при наступлении которых заключается основной договор, и эти объективные условия не были выполнены. Вины покупателя в данной ситуации нет, значит, продавец должен вернуть задаток. Но эти правоотношения сложились между продавцом и покупателем. Несмотря на то, что представитель агентства присутствовал при передаче денежных средств, что у сторон могли быть заключены договоры с агентством, агентство не обязано вмешиваться в отношения сторон.

Сделки, которые заключаются при содействии агентства, страхуются, однако сделка не была заключена и страховка на такие случаи не распространяется.

Сейчас мы не можем проверить утверждение покупательницы о том, что она передала задаток риелтору, потому что расписку о получении денег писал продавец. В случае когда документы составлены одним образом, а сторона говорит по-другому, суд, как правило, исходит из того, что написано в документах. Если вы договариваетесь о том, что агентство хранит деньги у себя, заключайте договор хранения, в котором будет записано, что вы передаете эту сумму на хранение агентству. В противном случае вы сами себя подставляете. По закону задаток передается продавцу, однако у нас есть понятие свободы договора. И эта норма не императивная, мы можем от нее отойти, если стороны предусмотрят в договоре иное.

Самым правильным в этой ситуации будет обратиться в суд с заявлением об истребовании суммы. Но для этого нужно заплатить пошлину в размере 5% от цены иска. В некоторых случаях стороны обращаются в милицию с требованием провести проверку и возбудить уголовное дело. Перспективы его возбуждения в данной ситуации достаточно туманны, но правоохранительные органы в любом случае обязаны провести проверку по данному факту, вызвать обе стороны в милицию. В некоторых случаях такой подход действует на должную сторону отрезвляюще, и она соглашается исполнить обязательства вне суда.

Дополнено 17.06.2019

Директор агентства отказался от своих слов, а потом написал жалобу в Мининформ на то, что мы их не опубликовали

Для того чтобы ознакомиться с позицией второй стороны, мы позвонили директору АН «Квадратный метр» Игорю Меркулову. Беседа началась с того, что Игорь Алексеевич отказался от комментариев, поскольку Onliner порочит и дискредитирует честь риелторского сообщества. И все же директор агентства уделил нам 30 минут: подробно рассказал о конфликте сторон, передаче задатка, согласовании перепланировки и о том, как хорошо работает агентство «Квадратный метр». В ходе беседы, которая больше походила на монолог, Игорь Алексеевич менял «показания», ссылаясь на плохую память и эмоции. Это нормально. Через агентство недвижимости проходит множество сделок, и директор не может досконально запомнить все их нюансы.

В частности, после беседы с Меркуловым неясной осталась его трактовка условий договора. Поэтому на следующий день мы перезвонили Игорю Алексеевичу уточнить этот момент. Меркулов снова был многословен, но на 6-й минуте вдруг опомнился: «Вы уже начинаете мне доставлять беспокойство, мне это не нравится. Я вам уже в принципе разжевал достаточно от и до, хотя мог ограничиться пятью минутами».

Игорь Алексеевич действительно мог, но не ограничился. Через 25 минут он перезвонил, сказал несколько фраз своей официальной позиции (они опубликованы выше), а все предыдущие 40 минут монолога попросил не публиковать. Запись этого и других разговоров с Меркуловым в редакции имеется.

Onliner не берется судить о том, почему директор агентства отказался от всех своих слов. Причины могут быть самые разные.

Так или иначе, в статье осталась лишь Еленина версия событий, и директору «Квадратного метра» не понравилось, как в итоге выглядит эта история. Он не стал звонить в редакцию и заново высказывать свою точку зрения, а написал жалобу напрямую в Мининформ, в которой указал, что Onliner не изучил ситуацию должным образом. Хотя все обстоятельства, описанные в жалобе Мининформу, Onliner не стал публиковать по просьбе самого жалобщика. Ниже приводим весь текст письма без купюр с некоторыми примечаниями редакции.


ТРЕБОВАНИЕ
об опровержении сведений, порочащих деловую репутацию

5 ИЮНЯ 2019г. в 16.43 на сайте Onliner в разделе «Недвижимость» была опубликована статья корреспондента Евгении Штейн «Сделка сорвалась не по
моей вине, но $1000 задатка не вернули». Конфликт покупательницы квартиры с агентством».

В этой статье указывается:

1. В абзаце 2 предложение 6: «Хотя я предупреждала, что крайний срок — 4 мая»;

2. В абзаце 3: «4 мая я потеряла своего покупателя и вернула ему $2000 задатка, и тут выяснилось, что агентство «Квадратный Метр», через которое я собиралась покупать квартиру на Рокоссовского, не может вернуть мой, — продолжает рассказ Елена» — Хотя задаток я передала лично в руки риелтору, но она почему-то отдала продавцу. Несмотря на то, что я неоднократно просила, требовала, чтобы задаток хранился в агентстве. Расписку в получении задатка написал продавец, но я же не юрист, я не понимала, чем это чревато. Я доверила свои деньги агентству, а они, не сказав ни слова, передали задаток продавцу. Зачем тогда брали?;

3. В абзаце 4 предложения 1-3: «Елена общалась с продавцом исключительно через агентство. По процедуре агентство даже не передает потенциальным покупателям контакты продавца. Все их общение происходит в стенах агентства при бдительном взоре сотрудников»;

Приведенные в статье сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию КЧУП «Квадратный метр». Указанные факты и сведения были опубликованы без необходимой проверки.

В целом информация в статье изложена тенденциезно, с целью скомпрометировать деятельность риэлтерских организаций и дискредитировать в глазах общественности все риэлтерское сообщество.

Фактически сложившаяся ситуация состоит в следующем.

Действительно КЧУП «Квадратный метр» на основании заключенного договора оказывало риэлтерскую услугу продавцу (собственнику) по продаже объекта недвижимости по пр. Рокоссовского в г. Минске. При этом, между Еленой и КЧУП «Квадратный метр» договор на оказание риэлтерских услуг‚ как с покупателем квартиры, не заключался (Елена категорически отказалась), т.е. она потребителем риэлтерских услуг не являлась.

Со стороны КЧУП «Квадратный метр» в целях исполнения договора на оказание риэлтерских услуг продавцу квартиры 15 апреля 2019 г. было организовано заключение между ним и потенциальным покупателем — Еленой, соглашения об условиях совершения сделки с объектом недвижимости. В соответствии с пунктом 1.2. указанного соглашения срок заключения основного договора, его удостоверения и государственной регистрации сделки установлен сторонами включительно по 25 мая 2019г. (а не 4 мая, как утверждает Елена).

(Елена такого не утверждает. — Прим. Onliner.)

Согласно пункту 3.3. соглашения Покупатель, в счет причитающихся с него по сделке с объектом недвижимости платежей за приобретаемый объект недвижимости, в доказательство заключения соглашения и в доказательство заключения в будущем сделки, передал Продавцу задаток в согласованном сторонами размере. При этом задаток передавался Еленой продавцу лично на руки, а не риэлтеру (как указано в статье). Помимо этого риэлтерская организация не является финансовым учреждением, не имеет прав и возможностей хранить денежные средства, а также не может выступать гарантом их возврата.

(Стороны вправе заключить договор хранения, по которому задаток будет находиться в агентстве до заключения сделки либо до расторжения предварительного договора. — Прим. Onliner.)

Не выдерживают критики утверждения Елены о том, что «...агентство ...не передает потенциальным покупателям контакты продавца» и это являлось препятствием для ее личного общения с ним без участия агентства. Размещенная в статье фотография соглашения об условиях совершения сделки с объектом недвижимости от 15.04.2019 г., представленного самой Еленой, безусловно, подтверждает, что ей были известны не только фамилия, имя и отчество продавца, но и его адрес регистрации‚ а также паспортные данные. Какие еще «контакты» продавца риэлтерская организация должна была передать покупателю, и что мешало Елене общаться с продавцом не «…в стенах агентства при бдительном взоре сотрудников»???

(В статье Елена не утверждает, что отсутствие контактов продавца «являлось препятствием для ее личного общения с ним без участия агентства». Под контактами, как несложно догадаться, подразумевается контактный телефон, который действительно у Елены отсутствует, а посему Onliner не смог позвонить продавцу и взять у него комментарий. Поделиться контактным телефоном продавца с Onliner господин Меркулов отказался, поскольку Onliner не имеет отношения к сделке. — Прим. Onliner.)

Со стороны КЧУП «Квадратный метр» продавцу квартиры по пр. Рокоссовского было разъяснено, что в связи с не наступлением условия совершения Сделки (покупателем не продана своя квартира), переданный ему задаток подлежит возврату покупателю. Однако продавец возвратить полученную сумму категорически отказался. В рассматриваемой ситуации риэлтерская организация не имеет юридических оснований требовать у продавца возврата задатка либо возвращать задаток вместо него, так как не является стороной возникших правоотношений, а именно заключенного соглашения об условиях совершения сделки с объектом недвижимости. Данный спор между продавцом и покупателем подлежит рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь, статьями 42,43 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З "О средствах массовой информации", —

ПРОШУ:

в течение 5 (пяти) календарных дней разместить на сайте Onliner.by в разделе «Недвижимость» опровержение распространенных сведений, не соответствующих действительности, указанных в настоящем требовании.

Директор И.А. Меркулов.


Onliner не считает необходимым размещать опровержение данной статьи, поскольку оспариваемые моменты изложены со слов ее действующих лиц. При этом редакция соблюла принцип плюрализма мнений: достоверно отразила мнение стороны покупательницы и предоставила Меркулову возможность прокомментировать данную ситуацию. Тот факт, что он остался недоволен результатом своего высказывания, не обязывает редакцию публиковать опровержение.

Жилье для большой семьи вы найдете в сервисе Onliner «Дома и квартиры»

Площадь: общая 198,3 м², жилая 75,6 м²    Этаж: 1/2
Площадь: общая 87 м², жилая 55,5 м²    Этаж: 8/9
Площадь: общая 120,6 м², жилая 75,7 м²    Этаж: 8/9

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!