18 марта 2019 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Что придет на смену лофту и скандинавскому стилю? Фоторепортаж со строительно-интерьерной выставки в Москве

Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

Скандинавские и лофтовые интерьеры, построенные на простых фактурах, природных материалах и спокойной палитре цветов, надолго захватили умы людей по всему миру. Сегодня редкий обладатель ключей от новой квартиры откажет себе в использовании мебели IKEA и имитации кирпичной кладки. Однако рано или поздно все приедается. Что придет на смену комфортному хюгге и индустриальному минимализму? Каким тенденциям сегодня следуют дизайнеры и производители отделочных материалов? Этими вопросами Onliner интересовался на международной строительно-интерьерной выставке Batimat Russia 2019, проходившей на днях в Москве.

Batimat Russia — традиционная весенняя выставка, собирающая в МВЦ «Крокус Экспо» сотни производителей отделочных материалов и десятки дизайнеров. Представьте два-три гипермаркета — примерно такую площадь занимают выставочные экспозиции, где можно найти все — от декоративной штукатурки и паркета до массивных каминов из натурального камня и зеркал со встроенным телевизором. Основной фокус выставки, как и в предыдущие годы, сосредоточен на керамической плитке.

К сожалению, в этом году список участников значительно поредел. Производителям пришлось выбирать между двумя выставками (Batimat и MosBuild), которые проходят в Москве с разницей в две недели. Поэтому мы так и не увидели новые коллекции испанских и итальянских компаний — признанных законодателей плиточной моды. Керамический сектор на Batimat был представлен российскими, белорусскими и украинскими производителями. Привезенные ими коллекции также выполнены в духе общеевропейских трендов и вызвали повышенный интерес у посетителей.

«Керамическое дерево», спокойный пэчворк и лофт-стилистика

Осматривая новинки керамической плитки, понимаешь, как рванули вперед технологии производства. Вспоминается, как еще 7—8 лет назад на выставках демонстрировались плоские глянцевые поверхности с незамысловатыми орнаментами, позолотой или буйством цветов. Сейчас все это кажется аляповатым и старомодным, как вагонка в прихожей. Современная плитка перешла в «третье измерение» — приобрела рельеф, стала тактильно приятной, играет тенями и объемами. На ней хочется не просто задержать взгляд, а подойти и пощупать.

Уровень воспроизведения природных материалов и минимально повторяющийся рисунок порой ставят в тупик — что перед нами: настоящее дерево, камень, ткань или их искусные имитации? На фотографиях ниже дерево или плитка? Не разберешься, пока не потрогаешь. Это испанский производитель сырья для керамической плитки Torrecid презентовал несколько новых дизайн-решений.

А вот «керамическое дерево» от «Керамина» — коллекция 2019 года под названием «Шиен». Фактура древесины различных пород дополнена декоративным рисунком, напоминающим спилы стволов с годичными кольцами. Выглядит вполне естественно.

Здесь же мы видим «паркет». Такое решение интересно смотрелось бы в ванной или на лоджии, где дерево неуместно ввиду высокой влажности. Но керамогранит ломает шаблоны. А вообще, дружественная скандинавскому стилю фактура дерева находит свое применение где угодно — от прихожей до спальни.

На фото ниже — деревянные мотивы в керамике от украинской фабрики Intercerama.

За счет дизайна расширяется область применения керамической плитки и керамогранита. Раньше эти материалы были зажаты границами санузлов, кухонь и прихожих. Сегодня все чаще плитка встречается в гостиных и спальнях. Пестрота и глянец здесь неуместны. В моде экостиль с его матовыми поверхностями, легкой шероховатостью и пастельными тонами. Как пример — плитка, визуально и тактильно воспроизводящая фактуру ткани.

Плитка «под мрамор» — классика, которой, похоже, не страшны никакие новомодные течения.

Еще один долгоиграющий тренд — состаренные и потертые поверхности.

Не теряет актуальности и пэчворк — стиль лоскутного покрывала, переосмысливающий народные текстильные эксперименты с цветом и рисунком. На стендах белорусских производителей мы заметили преобладание пэчворка сдержанных тонов.

— Популярность лофта, пришедшего к нам из Европы, уверенно растет. Отсюда самые востребованные цвета — оттенки серого и бежевого, — пояснили консультанты «Керамина». — Что выходит из моды, так это мелкоформатная и слишком яркая плитка, отчасти сокращаются флористические коллекции — простые бутоны уже мало кому интересны, рисунки растительной тематики становятся более изысканными. Позолота тоже уходит. Хотя все зависит от региона. В восточных странах всегда будет спрос на роскошь. Вкусы же белорусов развиваются в русле европейских тенденций.

На фото ниже пример лофта с имитацией структурированной бетонной поверхности.

Российский производитель Kerama Marazzi привез на выставку «антилофт» — несколько коллекций плитки и керамогранита, наполненных эмоциями и ритмами Испании.

Еще одна тенденция, о которой говорят все производители, — керамогранит продолжает расти в размерах. Стараясь не отставать в конкурентной борьбе, фабрики выводят на рынок плиты все больших форматов (40×120 см, 120×240 см, у итальянцев уже встречаются и трехметровые полотна). Крупный размер позволяет закрыть стену или пол небольшим количеством плит (иногда хватает пары-тройки). Да и смотрится красиво: монолитная поверхность с минимумом швов усиливает эффект натуральности текстур. Как пример — мраморный керамогранит от Kerama Marazzi размером 120×240 см. Впечатляет, но дорого.

Микс напольных покрытий и сияющая ржавчина

Павильоны «плиточников» хоть и велики, но занимают меньше половины выставки. Довольно масштабно на Batimat представлены и производители напольных покрытий. Из трендов в этой области можно отметить модульный паркет (одинаковые квадраты с геометрическим узором), состаренные поверхности, а также индивидуальные решения в укладке покрытий. Дизайнеры приветствуют комбинации элементов, различных по цвету, ширине и длине, а также плавные переходы от светлых тонов к темным. Такие приемы позволяют зонировать пространство, сделать напольное покрытие активной частью интерьера.

Не желаете платяной шкаф, покрытый сияющей ржавчиной? Этот материал пока не прижился в наших интерьерах. Возможно, его время еще не пришло.

Если ржавчина — слишком брутально, как насчет натурального каменного шпона? Толщина покрытия — до 5 мм.

На выставке можно встретить образцы дизайнерской деревянной мебели.

А еще вот такие вычурные спальные гарнитуры. Не всем же по душе скандинавский минимализм.

Интерьер для имиджа или для жизни?

Важная часть Batimat — проект «Комплексные решения». Каждый год российским дизайнерам отдают целый сектор, где они создают яркие современные интерьеры, используя представленную на выставке продукцию. На этот раз проект превратился в буйство красок, эпатажных образов и скрытых смыслов, понять которые можно, только погрузившись в философские размышления.

Интерьер для имиджа. Интерьер как витрина для показа своей жизни в Instagram. Чем не тренд?

Может, такими будут интерьеры завтрашнего дня или все это не более чем высокая мода, инсталляции современного искусства?

— Лофт и скандинавский стиль, конечно, уже уходят. Впереди нас ждут тактильность, экологически безопасные материалы, созданные руками вещи, наполняющие дом теплотой и уютом. Я имею в виду концепцию wellness — здоровый образ жизни, который перетекает во все сферы, в том числе дизайн интерьеров, — поделилась мнением дизайнер Татьяна Крыгина.

— Шведский дизайн будет с нами еще долго. Он классный, светлый, хорошо применимый в наших широтах, — считает дизайнер Екатерина Ткаченко. — Вместе с тем есть направления, которые развиваются, но пока не пошли в массы. Например, неомемфис — переосмысление стиля мемфис, зародившегося в 1980 году в противовес роскоши и классике. Итальянские дизайнеры использовали яркие цвета и экспериментировали с геометрическими формами и смешением узоров.

— Не вижу ничего плохого в «икеизации» интерьеров. И я бы не сказала, что квартиры, обставленные мебелью IKEA, становятся похожи друг на друга. По крайней мере, это хоть какой-то стиль, — поделилась мнением дизайнер Светлана Шерварли. — Массовый потребитель, на мой взгляд, еще не созрел до скандинавского стиля. Долгое время люди жили в бедности, и теперь многим хочется почувствовать себя богатыми — отсюда тяготение к классике с лепниной и позолотой.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by